"Вспоминаем события, даты, личности Средневековья, служебные части речи в русском языке". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Вспоминаем события, даты, личности средневековья. Вспоминаем служебные части речи в русском языке.

Цели и задачи игры:

  1. Систематизировать знания учащихся по истории средних веков.
  2. Повторить служебные и самостоятельные части речи в русском языке, разгадывая шарады, составляя кроссворд.
  3. Способствовать укреплению классного коллектива.
  4. Заинтересовать учащихся изучением дальнейшего курса истории.
  5. Развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в команде, решать поставленные задачи.

План проведения игры:

  1. Вступительная часть. Учитель объясняет правила ведения игры, представляет команды. Называет капитанов.
  2. Игровая часть. Состоит игра из нескольких туров, включая поединок капитанов.
  3. Заключительная часть. Подведение итогов. Вручение призов

Ход игры

Перед первым туром учитель объявляет, что в ходе игры участвует вся команда. Каждая команда получает задания, обсуждает его и записывает ответ (листы заранее лежат у каждого представителя команды). перед каждой командой находится пустая емкость, желательно прозрачная, в нее за каждый правильный ответ, данный командой, учитель складывает конфету.

I тур.

1 Задание. Какое прозвище получил английский король Ричард II Плантагенет? (львиное сердце)

2 Задание. Какие цветы воевали между собой в XV веке в Англии? (розы – Алая и Белая)

3 Задание. Где появились первые бумажные деньги? (Китай)

4 Задание. Как в период средневековья назывался Стамбул? (Константинополь)

5 Задание. Мореплаватель отправившись в путешествие в 1492 году, до конца жизни был уверен, что открыл путь в Индию? (Х. Колумб)

На задания выделяется несколько минут.

Ученики (по 1 из команды) озвучивают свои ответы. В случае неправильного учитель называет верный ответ.

II тур. Прояви быстроту и смекалку.

Учащиеся должны составить командный кроссворд из 5-6 слов по теме: ”Средневековый город”.

Обговариваются условия: слова должны быть в именительном падеже, единственном числе, без географических названий.

В ходе проверки, за каждое угаданное слово, ученики получают очередную конфету.

III. Реши тест.

Каждой команде предлагается тестовое задание. Вопросы-тесты решаются сообща всей командой.

  1. В каком году возникло государство франков:
    а) 400 г.
    б) 500 г.
    в) 600 г.

  2. Назовите столицу государства Карла Великого:
    а) Ахен
    б) Париж
    в) Рим

  3. Кто был отцом Карла Великого:
    а) Карл Мартелл
    б) Пипин Короткий
    в) Артур

  4. Кого в средние века называли сеньором:
    а) мелкого феодала
    б) рыцаря
    в) крупного феодала

  5. Герцоги и графы были вассалами:
    а) короля
    б) баронов
    в) рыцарей

  6. Как называли руководителя монастыря:
    а) монах
    б) епископ
    в) аббат

  7. Какой материал использовали для письма в средние века:
    а) бумагу
    б) пергамен
    в) папирус

За каждый правильный ответ по 1 конфете в ёмкость.

IV. Поединок капитанов.

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Каждый правильный ответ = 5 конфетам.

Если капитан не сможет правильно ответить, то команда может ему помочь.

  1. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо телеги, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и вскрикнули: ? (Что с возу упало, то пропало)
  2. Горожане высоко ценили время, ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: (Время – деньги. кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает).

V. Задание на соотнесение.

2 человека от команды соотносят понятия и определения. Дополнительно можно спросить о том, с изучением какой темы связаны понятия.

1. Мозаика
2. Фреска
3. Икона
4. Алтарь
5. Миниатюра
  А. Изображение Бога святых, исполненное на деревянной доске, являющейся предметом поклонения.
Б. Иллюстрации, помещавшиеся в книгах.
В. Живописное изображение, составленное из кусочков непрозрачного стекла или цветных камней.
Г. Многоцветная роспись по сырой штукатурке.
Д. Важнейшая (восточная) часть христианского храма, где проводится богослужение.

Ответы (1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д, 5-Б.)

VI. Разгадай шарады.

Разгадай слово, вспомни слоги.

За каждую угаданную шараду 1 конфета.

Ученики разгадывают коллективно. Озвучивает слово – понятие (название) 1 ученик.

Шарады написаны на доске.

  1. Первый слог – морское животное;
    второй слог – междометие;
    целое – родина фарфора.

  2. Первый слог – нагруженная телега;
    второй слог – торжество, семейный праздник;
    целое – эпоха гуманизма.

  3. Первый слог – кусок земли;
    второй слог – мычание коровы;
    третий слог – предлог;
    целое – свободный средневековый город.

  4. Первый слог – домашняя птица;
    второй слог – местоимение;
    целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии.

  5. Первый слог – нота;
    второй слог – установленный образец одежды;
    целое – изменение в обществе, преобразование.

  6. Первый слог – звук смеха;
    второй слог – верхняя часть женского платья;
    целое – правитель Востока в Средние века.

  7. Второй слог – человек, не имеющий ни прав, ни собственности;
    целое – коренной житель Аравии;
    первый слог – небольшой ресторан, где обслуживают за стойкой.

а) (Кит - ай - Китай)
б) (Воз - рождение)
ж) (Ком – му – на - Коммуна)
в) (Гуси - ты - гуситы)
г) (Ре – форма - реформа)
д) (Ха – лиф - халиф)
е) (А – раб - араб)

VII. Вспомни исторических деятелей.

Отвечает 1 ученик из команды (правильный ответ называет учитель, если ученики не отгадали)

а) Человек, который изобрел книгопечатание? (И. Гутенберг)

б) Первый правитель франков. (Хлодвиг)

в) Дева, которая спасла “Францию в Столетней войне”. (Жанна Д’Арк)

г) Французский король, сказавший “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать”. (Людовик XI)

д) Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка)

VIII. Изобрази.

Ответ на вопрос учащиеся должны нарисовать. (Правильный ответ – 5 конфет).

Что дарили средневековые рыцари своим женам вернувшись из крестовых походов. (Пуговица) (существительное множ. числа)

После 8 тура следует подвести итоги.

Выразить благодарность игрокам. Раздать ёмкости с конфетами. Так команда, которая набрала конфет больше, является победителем.