Вспоминаем события, даты, личности средневековья. Вспоминаем служебные части речи в русском языке.
Цели и задачи игры:
- Систематизировать знания учащихся по истории средних веков.
- Повторить служебные и самостоятельные части речи в русском языке, разгадывая шарады, составляя кроссворд.
- Способствовать укреплению классного коллектива.
- Заинтересовать учащихся изучением дальнейшего курса истории.
- Развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в команде, решать поставленные задачи.
План проведения игры:
- Вступительная часть. Учитель объясняет правила ведения игры, представляет команды. Называет капитанов.
- Игровая часть. Состоит игра из нескольких туров, включая поединок капитанов.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Вручение призов
Ход игры
Перед первым туром учитель объявляет, что в ходе игры участвует вся команда. Каждая команда получает задания, обсуждает его и записывает ответ (листы заранее лежат у каждого представителя команды). перед каждой командой находится пустая емкость, желательно прозрачная, в нее за каждый правильный ответ, данный командой, учитель складывает конфету.
I тур.
1 Задание. Какое прозвище получил английский король Ричард II Плантагенет? (львиное сердце)
2 Задание. Какие цветы воевали между собой в XV веке в Англии? (розы – Алая и Белая)
3 Задание. Где появились первые бумажные деньги? (Китай)
4 Задание. Как в период средневековья назывался Стамбул? (Константинополь)
5 Задание. Мореплаватель отправившись в путешествие в 1492 году, до конца жизни был уверен, что открыл путь в Индию? (Х. Колумб)
На задания выделяется несколько минут.
Ученики (по 1 из команды) озвучивают свои ответы. В случае неправильного учитель называет верный ответ.
II тур. Прояви быстроту и смекалку.
Учащиеся должны составить командный кроссворд из 5-6 слов по теме: ”Средневековый город”.
Обговариваются условия: слова должны быть в именительном падеже, единственном числе, без географических названий.
В ходе проверки, за каждое угаданное слово, ученики получают очередную конфету.
III. Реши тест.
Каждой команде предлагается тестовое задание. Вопросы-тесты решаются сообща всей командой.
-
В каком году возникло государство франков:
а) 400 г.
б) 500 г.
в) 600 г. -
Назовите столицу государства Карла Великого:
а) Ахен
б) Париж
в) Рим -
Кто был отцом Карла Великого:
а) Карл Мартелл
б) Пипин Короткий
в) Артур -
Кого в средние века называли сеньором:
а) мелкого феодала
б) рыцаря
в) крупного феодала -
Герцоги и графы были вассалами:
а) короля
б) баронов
в) рыцарей -
Как называли руководителя монастыря:
а) монах
б) епископ
в) аббат -
Какой материал использовали для письма в средние века:
а) бумагу
б) пергамен
в) папирус
За каждый правильный ответ по 1 конфете в ёмкость.
IV. Поединок капитанов.
Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Каждый правильный ответ = 5 конфетам.
Если капитан не сможет правильно ответить, то команда может ему помочь.
- Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо телеги, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и вскрикнули: ? (Что с возу упало, то пропало)
- Горожане высоко ценили время, ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: (Время – деньги. кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает).
V. Задание на соотнесение.
2 человека от команды соотносят понятия и определения. Дополнительно можно спросить о том, с изучением какой темы связаны понятия.
1. Мозаика 2. Фреска 3. Икона 4. Алтарь 5. Миниатюра |
А. Изображение Бога святых, исполненное на деревянной доске, являющейся предметом поклонения. Б. Иллюстрации, помещавшиеся в книгах. В. Живописное изображение, составленное из кусочков непрозрачного стекла или цветных камней. Г. Многоцветная роспись по сырой штукатурке. Д. Важнейшая (восточная) часть христианского храма, где проводится богослужение. |
Ответы (1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д, 5-Б.)
VI. Разгадай шарады.
Разгадай слово, вспомни слоги.
За каждую угаданную шараду 1 конфета.
Ученики разгадывают коллективно. Озвучивает слово – понятие (название) 1 ученик.
Шарады написаны на доске.
-
Первый слог – морское животное;
второй слог – междометие;
целое – родина фарфора. -
Первый слог – нагруженная телега;
второй слог – торжество, семейный праздник;
целое – эпоха гуманизма. -
Первый слог – кусок земли;
второй слог – мычание коровы;
третий слог – предлог;
целое – свободный средневековый город. -
Первый слог – домашняя птица;
второй слог – местоимение;
целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии. -
Первый слог – нота;
второй слог – установленный образец одежды;
целое – изменение в обществе, преобразование. -
Первый слог – звук смеха;
второй слог – верхняя часть женского платья;
целое – правитель Востока в Средние века. - Второй слог – человек, не имеющий ни прав, ни собственности;
целое – коренной житель Аравии;
первый слог – небольшой ресторан, где обслуживают за стойкой.
а) (Кит - ай - Китай)
б) (Воз - рождение)
ж) (Ком – му – на - Коммуна)
в) (Гуси - ты - гуситы)
г) (Ре – форма - реформа)
д) (Ха – лиф - халиф)
е) (А – раб - араб)
VII. Вспомни исторических деятелей.
Отвечает 1 ученик из команды (правильный ответ называет учитель, если ученики не отгадали)
а) Человек, который изобрел книгопечатание? (И. Гутенберг)
б) Первый правитель франков. (Хлодвиг)
в) Дева, которая спасла “Францию в Столетней войне”. (Жанна Д’Арк)
г) Французский король, сказавший “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать”. (Людовик XI)
д) Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка)
VIII. Изобрази.
Ответ на вопрос учащиеся должны нарисовать. (Правильный ответ – 5 конфет).
Что дарили средневековые рыцари своим женам вернувшись из крестовых походов. (Пуговица) (существительное множ. числа)
После 8 тура следует подвести итоги.
Выразить благодарность игрокам. Раздать ёмкости с конфетами. Так команда, которая набрала конфет больше, является победителем.