Имя урока: «Гроза двенадцатого года // Настала – кто тут нам помог?»
P.S: Наш урок интегрированный, поэтому сократить нежелательно.
Предложенный нами материал можно распределить по следующей схеме:
А) для сильного класса – весь объем: картины В.В. Верещагина, эссе (приложение 1), исторические зарисовки (приложение 2), фильм «Неизвестная война».
Б) для среднего класса – без сообщения о романе «Война и мир» только «Исторические зарисовки», фильм «Неизвестная война», слово учителя о романе.
В) для слабого – использовать только исторические зарисовки, беседа о войне 1812 года, слово учителя. Анализ 1 эпизода. Часть фильма «Неизвестная война».
Цели и задачи урока:
- Литература и история формируют духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Им принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие в целом.
- Подвести итог изучения темы войны 1812 года в творчестве Л.Н. Толстого по роману «Война и мир», с помощью ключевых слов из отдельных эпизодов романа, языковых средств выразительности выделить идейное содержание произведения.
- Расширить мировоззрение учащихся, показать взаимосвязь истории, литературы, живописи, русского языка.
- Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к родине, к своему народу, к истории, литературе.
- Формирование общеучебных навыков : анализ текста, знание романа, развитие речи, умение выступать перед публикой.
- Влиять на развитие интеллектуальных способностей.
- Эстетическое воздействие урока на учащихся.
- Реализовать принцип научности.
- Оптимизировать домашнее задания по литературе и истории.
- Подвести учащихся к пониманию величия нашего народа в ходе исторических событий.
- Использовать на уроке разновозрастное участие детей на уроке. (В 10 классе выступал восьмиклассник).
Оборудование: мультимедийное проектирование (компьютер, проектор, экран); на доске портреты Л.Н. Толстого, Кутузова, Наполеона; выставка репродукций картин В.В. Верещагина «На большой дороге. Отступление, бегство…», «Перед Москвой в ожидании депутации бояр», «В штыки! Ура! Ура!», «Ночной привал великой армии», «С оружием в руках – расстрелять!», «На этапе. Дурные вести из Франции»; карта «Отечественная война 1812 г», фильм «Отечественная война 1812 г», «Неизвестная война 1812 г».
Ход урока
На доске условно 4 части
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский БОГ?
А.С. Пушкин
Учитель истории: Сегодняшний урок посвящен 200-летию со дня Бородинского сражения в рамках года Российской империи. Знаете ли вы, в чем ошибка Наполеона? Гениальный стратег в военных действиях, за 3 года покоривший всю Европу, он допустил ошибку, которая стоила ему очень дорого. Ответ на этот вопрос прозвучал на интегрированном уроке истории – литературы
Класс из 20 человек поделен на 2 группы:
Проблемный вопрос: В чем ошибка Наполеона?
Учитель литературы: Л.Н. Толстой – самый сложный человек XIX столетия по словам М.Горького, но в романе «Война и мир» он четко написал, в чем ошибка Наполеона, который покорил всю Европу за 3 года, а Россию не смог. Великий человек, большой труженик Толстой Л.Н. (переписывал «Войну и мир» 4 раза, «Анну Каренину» 7 раз, «Кавказского пленника» 100 раз, «Хаджи-Мурата» 132 раза!) в романе «Война и мир» дал субъективную оценку русскому народу, главнокомандующему Кутузову М.И., Наполеону, партизанской войне, Бородинскому сражению. Отбирая слова, Лев Николаевич показал нам, как принято ЛЮБИТЬ свое Отечество.
Рассмотрим отдельные эпизоды романа и выделим ключевые слова, которые представители «литературоведов» отобрали и напечатали на А4. Итак, слово «критику».
Первый «литературовед» Приложение 1
Второй «литературовед» – «Андрей Болконский» коротко от первого лица перед разрывом гранаты, можно сказать о его службе, о ранении.
«Три главных горя его жизни: любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие…» Т. 4, часть 3, гл. 24-25
Третий «литературовед» – партизаны о себе.
Т. 4, часть 3, гл. 1–6. «Дубина народной войны». Отрывок наизусть.
Четвертый «литературовед» – «Денис Щербатый». Рассказ от первого лица. Т. 4, часть 3, гл. 3-4.
Пятый «литературовед» – «Наташа Ростова» от 1 лица. Т. 3, часть 3, гл. 12-13. Отдает телеги раненым. Люди собрались около Наташи и не могли поверить приказанию о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые.
Шестой «литературовед» – «Петя Ростов 16 лет». Гибель Пети. Т. 4, часть 3, гл. 10-11.
Седьмой «литературовед» – «Кутузов М.И.» Т. 3, часть 3, гл. 3-4. Совет в Филях» и дальше Бородинское сражение.
Восьмой «литературовед» – Пьер Безухов на Бородино
Девятый «литературовед» – «Лев Николаевич». Портретные зарисовки Кутузова и Наполеона. Можно только Наполеона.
«Желтый, опухший, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле».
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся над круглым животом, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног».
«Маленький человек с неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью …. И жирными ляжками коротких ног».
В портретных описаниях Наполеона Толстой Л.Н. часто бывает, безжалостен – в силу художественной установки не пропустить ничего. При этом, изображая Наполеона, Толстой под маской почти «фотографического» описания не забывает с откровенной пристрастностью отметить его самые отталкивающие черты. Наполеон Бонапарт, Кутузов М.И. в романе – не просто два портрета на фоне истории; они представляют полярные типы отношения к истории. Одна – история Наполеона Бонапарта (власть человеческого разума), другая – история Кутузова М.И.
Таким образом, мы познакомились с субъективной оценкой войны Л.Н. Толстого. В начале романа Наполеон – герой, в конце – человек, жалкий смешной. В изображении Наполеона Лев Николаевич использовал сатирические приемы (иронию, гиперболу, гротеск) , характерные для позднего Толстого. Толстой подчеркивает отсутствие самых лучших человеческих качеств. Такая личность вызывает отпор людей, единых в нравственном порыве. Лев Толстой отрицает величие Наполеона, его армии, не признает за ним военного гения. Но возвеличивает наш народ, всех от крестьянина до главнокомандующего. Толстой спорит с историей – наукой. Он за гармоничного человека, за красивого, нравственного, духовно богатого.
Так в чем же ошибка Наполеона по Толстому? Ответа точно нет, тогда к «историкам»
Учитель: В России идет Отечественная война 1812 года, когда русский народ защищает родную землю от нашествия французской армии
Учитель: А кто руководит этими двумя армиями?
Ответ: Со стороны России генерал – фельдмаршал Кутузов, а со стороны Франции – Наполеон Бонапарт.
Учитель: Да, имена этих великих полководцев вошли в историю человечества.
Выступление учащихся
Первый «историковед» – «Наполеон Бонапарт» (Приложение 2)
Вопрос: Какой портрет дает Наполеону Л.Н. Толстой?
(Ответ: Наполеон изображен остро сатирически. Внешность этого великого человека ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет определения маленький ростом, снова и снова рисует круглый живот императора, жирные ляжки коротких ног его)
Учитель: Спасибо. Согласитесь, Наполеон – весьма известная историческая личность. Но кто нам ближе по духу? На чьей стороне всегда, правда? Конечно, на стороне России.
Отечественная война 1812 года ведет свой отсчет с того момент, как победоносная армия Наполеона вошла на территорию Российской империи.
После вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Из – за быстрого продвижения французов и подавляющего их превосходства главнокомандующему русской армией, генералу Барклаю – де – Толли, не удавалось подготовить войска к сражению, а вступить в неподготовленный бой было опасно, так как это грозило потерей армии. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве» – Любил повторять Наполеон. Затянувшееся отступление вызывало общественное недовольство, поэтому Александр 1 сместил Барклая – де – Толли и назначил главнокомандующим генерала М.И. Кутузова.
Второй «историковед» – М.И. Кутузов
Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю.
Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах – не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество»
Наполеон: «Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров. Над бородинским полем гремели залпы 1200 орудий»
Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был встать на защиту Отечества с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.
– Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель – устремление на истребление французской армии… я взял намерение … отступить …» (из донесения)
– Наполеон говорил: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет, лишь временной, а не окончательным поражением противника»
Третий «историковед» – Партизанское движение в войне 1812 года
Партизанское движение являлось ярким выражением народного характера Отечественной войны 1812 года. Вспыхнув после вторжения наполеоновских войск в Литву и Белоруссию, оно с каждым днем развивалось, принимало более активные формы и стало грозной силой.
В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 года
Более всего Давыдов прославился в Отечественной войне 1812 года. Именно он предложил М.И. Кутузову применить партизанские действия против французских транспортов и солдат.
Логика была простая: Наполеон, надеясь победить Россию за двадцать дней, на столько и взял с собой провианта. И если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы.
Проблемный вопрос: В чем ошибка Наполеона Бонапарта?
Вывод: Безусловно, в умах наших соотечественников война 1812 года навсегда останется народной, потому что небывалый патриотический подъем и единение народа в борьбе с врагом спасли наше Отечество от неминуемой гибели. Ведь недаром писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
«Мы великий народ»
Рефлексия (5 минут)
Вспомните все, о чем шла речь на уроке, напишите отзыв учителю на тему
«Что нового я узнал на уроке»
P.S: Все записи на доске сделаны в цветном решении. О Наполеоне – в черном с черным магнитом – скрепкой на доске. Все остальные в синем варианте со скрепками, желтых цветов, синих, зеленых.
Главные мысли об объединении – красным с красными магнитами. И тогда к концу урока вся доска в цитатах – деталях, и красная нить урока выделена красным. Дети почти догадались, ответы были верны. Вопрос «В чем ошибка Наполеона?» можно задать и гостям, т.е. задействовать всех.
P.S: Урок яркий, эмоциональный, рассчитан на 40 минут. Если не укладываешься во времени, то на втором можно рассказать о неделе русской культуре во Франции. На площади ставят 100–200 стульев, на возвышении стол и за столом человек в шапке-ушанке (а у них летом эта неделя) читает вслух роман «Война и мир»15 минут. Затем следующий выходит на «сцену» и тоже продолжает читать вслух. Публика плачет, когда умирает Лиза, Андрей, старый Болконский, Петя…
Далее можно о картинах и художнике В.В. Верещагине.
Очень интересная история… Изобретение консервов. Миф о «генерале Морозе» и о «генерале Поносе». Одежда, мундиры того времени.
Флаги и так далее.
Очень много возможностей. Но второй урок – это не кульминация, а факты для размышлений. Обязательна беседа о впечатлениях.
Домашнее задание:
Учитель литературы: тема Наполеона в романе Ф.М. Достоевского «Преступления и наказание».
Учитель истории: п. 24 Сахаров А.Н. Боханов А.Н. История России XVII–XIX века.