Урок-полемика "Л.Н. Толстой и "историки" "Гроза двенадцатого года // Настала – кто тут нам помог?"

Разделы: История и обществознание


Имя урока: «Гроза двенадцатого года // Настала – кто тут нам помог?»

P.S: Наш урок интегрированный, поэтому сократить нежелательно.

Предложенный нами материал можно распределить по следующей схеме:

А) для сильного класса – весь объем: картины В.В. Верещагина, эссе (приложение 1), исторические зарисовки (приложение 2), фильм «Неизвестная война».

Б) для среднего класса – без сообщения о романе «Война и мир» только «Исторические зарисовки», фильм «Неизвестная война», слово учителя о романе.

В) для слабого – использовать только исторические зарисовки, беседа о войне 1812 года, слово учителя. Анализ 1 эпизода. Часть фильма «Неизвестная война».

Цели и задачи урока:

  1. Литература и история формируют духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Им принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие в целом.
  2. Подвести итог изучения темы войны 1812 года в творчестве Л.Н. Толстого по роману «Война и мир», с помощью ключевых слов из отдельных эпизодов романа, языковых средств выразительности выделить идейное содержание произведения.
  3. Расширить мировоззрение учащихся, показать взаимосвязь истории, литературы, живописи, русского языка.
  4. Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к родине, к своему народу, к истории, литературе.
  5. Формирование общеучебных навыков : анализ текста, знание романа, развитие речи, умение выступать перед публикой.
  6. Влиять на развитие интеллектуальных способностей.
  7. Эстетическое воздействие урока на учащихся.
  8. Реализовать принцип научности.
  9. Оптимизировать домашнее задания по литературе и истории.
  10. Подвести учащихся к пониманию величия нашего народа в ходе исторических событий.
  11. Использовать на уроке разновозрастное участие детей на уроке. (В 10 классе выступал восьмиклассник).

Оборудование: мультимедийное проектирование (компьютер, проектор, экран); на доске портреты Л.Н. Толстого, Кутузова, Наполеона; выставка репродукций картин В.В. Верещагина «На большой дороге. Отступление, бегство…», «Перед Москвой в ожидании депутации бояр», «В штыки! Ура! Ура!», «Ночной привал великой армии», «С оружием в руках – расстрелять!», «На этапе. Дурные вести из Франции»; карта «Отечественная война 1812 г», фильм «Отечественная война 1812 г», «Неизвестная война 1812 г».

Ход урока

На доске условно 4 части

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский БОГ?
А.С. Пушкин

Учитель истории: Сегодняшний урок посвящен 200-летию со дня Бородинского сражения в рамках года Российской империи. Знаете ли вы, в чем ошибка Наполеона? Гениальный стратег в военных действиях, за 3 года покоривший всю Европу, он допустил ошибку, которая стоила ему очень дорого. Ответ на этот вопрос прозвучал на интегрированном уроке истории – литературы

Класс из 20 человек поделен на 2 группы:

Проблемный вопрос: В чем ошибка Наполеона?

Учитель литературы: Л.Н. Толстой – самый сложный человек XIX столетия по словам М.Горького, но в романе «Война и мир» он четко написал, в чем ошибка Наполеона, который покорил всю Европу за 3 года, а Россию не смог. Великий человек, большой труженик Толстой Л.Н. (переписывал «Войну и мир» 4 раза, «Анну Каренину» 7 раз, «Кавказского пленника» 100 раз, «Хаджи-Мурата» 132 раза!) в романе «Война и мир» дал субъективную оценку русскому народу, главнокомандующему Кутузову М.И., Наполеону, партизанской войне, Бородинскому сражению. Отбирая слова, Лев Николаевич показал нам, как принято ЛЮБИТЬ свое Отечество.

Рассмотрим отдельные эпизоды романа и выделим ключевые слова, которые представители «литературоведов» отобрали и напечатали на А4. Итак, слово «критику».

Первый «литературовед» Приложение 1 

Второй «литературовед» – «Андрей Болконский» коротко от первого лица перед разрывом гранаты, можно сказать о его службе, о ранении.

«Три главных горя его жизни: любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие…» Т. 4, часть 3, гл. 24-25

Третий «литературовед» – партизаны о себе.

Т. 4, часть 3, гл. 1–6. «Дубина народной войны». Отрывок наизусть.

Четвертый «литературовед» – «Денис Щербатый». Рассказ от первого лица. Т. 4, часть 3, гл. 3-4.

Пятый «литературовед» – «Наташа Ростова» от 1 лица. Т. 3, часть 3, гл. 12-13. Отдает телеги раненым. Люди собрались около Наташи и не могли поверить приказанию о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые.

Шестой «литературовед» – «Петя Ростов 16 лет». Гибель Пети. Т. 4, часть 3, гл. 10-11.

Седьмой «литературовед» – «Кутузов М.И.» Т. 3, часть 3, гл. 3-4. Совет в Филях» и дальше Бородинское сражение.

Восьмой «литературовед» – Пьер Безухов на Бородино 

Девятый «литературовед» – «Лев Николаевич». Портретные зарисовки Кутузова и Наполеона. Можно только Наполеона.

«Желтый, опухший, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле».

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся над круглым животом, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног».

«Маленький человек с неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью …. И жирными ляжками коротких ног».

В портретных описаниях Наполеона Толстой Л.Н. часто бывает, безжалостен – в силу художественной установки не пропустить ничего. При этом, изображая Наполеона, Толстой под маской почти «фотографического» описания не забывает с откровенной пристрастностью отметить его самые отталкивающие черты. Наполеон Бонапарт, Кутузов М.И. в романе – не просто два портрета на фоне истории; они представляют полярные типы отношения к истории. Одна – история Наполеона Бонапарта (власть человеческого разума), другая – история Кутузова М.И.

Таким образом, мы познакомились с субъективной оценкой войны Л.Н. Толстого. В начале романа Наполеон – герой, в конце – человек, жалкий смешной. В изображении Наполеона Лев Николаевич использовал сатирические приемы (иронию, гиперболу, гротеск) , характерные для позднего Толстого. Толстой подчеркивает отсутствие самых лучших человеческих качеств. Такая личность вызывает отпор людей, единых в нравственном порыве. Лев Толстой отрицает величие Наполеона, его армии, не признает за ним военного гения. Но возвеличивает наш народ, всех от крестьянина до главнокомандующего. Толстой спорит с историей – наукой. Он за гармоничного человека, за красивого, нравственного, духовно богатого.

Так в чем же ошибка Наполеона по Толстому? Ответа точно нет, тогда к «историкам»

Учитель: В России идет Отечественная война 1812 года, когда русский народ защищает родную землю от нашествия французской армии

Учитель: А кто руководит этими двумя армиями?

Ответ: Со стороны России генерал – фельдмаршал Кутузов, а со стороны Франции – Наполеон Бонапарт.

Учитель: Да, имена этих великих полководцев вошли в историю человечества.

Выступление учащихся

Первый «историковед» – «Наполеон Бонапарт» (Приложение 2)

Вопрос: Какой портрет дает Наполеону Л.Н. Толстой?

(Ответ: Наполеон изображен остро сатирически. Внешность этого великого человека ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет определения маленький ростом, снова и снова рисует круглый живот императора, жирные ляжки коротких ног его)

Учитель: Спасибо. Согласитесь, Наполеон – весьма известная историческая личность. Но кто нам ближе по духу? На чьей стороне всегда, правда? Конечно, на стороне России.

Отечественная война 1812 года ведет свой отсчет с того момент, как победоносная армия Наполеона вошла на территорию Российской империи.

После вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Из – за быстрого продвижения французов и подавляющего их превосходства главнокомандующему русской армией, генералу Барклаю – де – Толли, не удавалось подготовить войска к сражению, а вступить в неподготовленный бой было опасно, так как это грозило потерей армии. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве» – Любил повторять Наполеон. Затянувшееся отступление вызывало общественное недовольство, поэтому Александр 1 сместил Барклая – де – Толли и назначил главнокомандующим генерала М.И. Кутузова.

Второй «историковед» – М.И. Кутузов

Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю.

Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах – не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество»

Наполеон: «Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров. Над бородинским полем гремели залпы 1200 орудий»

Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был встать на защиту Отечества с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.

– Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель – устремление на истребление французской армии… я взял намерение … отступить …» (из донесения)

– Наполеон говорил: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет, лишь временной, а не окончательным поражением противника»

Третий «историковед» – Партизанское движение в войне 1812 года

Партизанское движение являлось ярким выражением народного характера Отечественной войны 1812 года. Вспыхнув после вторжения наполеоновских войск в Литву и Белоруссию, оно с каждым днем развивалось, принимало более активные формы и стало грозной силой.

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 года

Более всего Давыдов прославился в Отечественной войне 1812 года. Именно он предложил М.И. Кутузову применить партизанские действия против французских транспортов и солдат.

Логика была простая: Наполеон, надеясь победить Россию за двадцать дней, на столько и взял с собой провианта. И если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы.

Проблемный вопрос: В чем ошибка Наполеона Бонапарта?

Вывод: Безусловно, в умах наших соотечественников война 1812 года навсегда останется народной, потому что небывалый патриотический подъем и единение народа в борьбе с врагом спасли наше Отечество от неминуемой гибели. Ведь недаром писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?

«Мы великий народ»

Рефлексия (5 минут)

Вспомните все, о чем шла речь на уроке, напишите отзыв учителю на тему

«Что нового я узнал на уроке»

P.S: Все записи на доске сделаны в цветном решении. О Наполеоне – в черном с черным магнитом – скрепкой на доске. Все остальные в синем варианте со скрепками, желтых цветов, синих, зеленых.

Главные мысли об объединении – красным с красными магнитами. И тогда к концу урока вся доска в цитатах – деталях, и красная нить урока выделена красным. Дети почти догадались, ответы были верны. Вопрос «В чем ошибка Наполеона?» можно задать и гостям, т.е. задействовать всех.

P.S: Урок яркий, эмоциональный, рассчитан на 40 минут. Если не укладываешься во времени, то на втором можно рассказать о неделе русской культуре во Франции. На площади ставят 100–200 стульев, на возвышении стол и за столом человек в шапке-ушанке (а у них летом эта неделя) читает вслух роман «Война и мир»15 минут. Затем следующий выходит на «сцену» и тоже продолжает читать вслух. Публика плачет, когда умирает Лиза, Андрей, старый Болконский, Петя…

Далее можно о картинах и художнике В.В. Верещагине.

Очень интересная история… Изобретение консервов. Миф о «генерале Морозе» и о «генерале Поносе». Одежда, мундиры того времени.

Флаги и так далее.

Очень много возможностей. Но второй урок – это не кульминация, а факты для размышлений. Обязательна беседа о впечатлениях.

Домашнее задание:

Учитель литературы: тема Наполеона в романе Ф.М. Достоевского «Преступления и наказание».

Учитель истории: п. 24 Сахаров А.Н. Боханов А.Н. История России XVII–XIX века.