Цели:
1. Предметные:
- знакомство с историей русского костюма, элементами костюма страны изучаемого языка;
- закрепление знаний о быте и культуре наших предков.
2. Метапредметные:
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- развитие монологической и диалогической речи учащихся; мышления, воображения.
3. Личностные:
- формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны.
Задачи:
- Повторение и введение новой лексики по теме: «Одежда».
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Развитие умений работать в паре, в группе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова), 3 класс; карточки; аудиозапись, куклы в русских национальных костюмах, карточки для работы в группах, бумажная одежда.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам истории нашей Родины. В путешествие возьмем с собой уже имеющиеся знания, мышление, воображение, фантазию.
Постановка цели урока.
Вводная беседа.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
– Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки? (Чтобы сохранить культуру и обычаи предков). Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь.
– Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с культурой нашего народа.
– Как вы понимаете значение слова «Культура»?
– Определить, какое именно направление культуры мы сегодня изучаем, вам помогут слова на доске.
На доске: рубаха, портки, сарафан, кокошник, кафтан, лапти.
– Сформулируйте тему урока.Национальные костюмы России и Британии.
II. Фонетическая зарядка.
Учитель английского языка: We shall speak about the clothes today about the he English and the Russian costume.
Let’s sing a song about the clothes.
Песенка “The kittens’ clothes”
Jeans and trousers,
Sweaters and shoes,
Socks and tights,
And jackets and boots,
T-shirts, skirts,
High boots and mittens
These are the clothes of the kittens.
III. Повторение лексики по теме «Одежда».
Анаграмма по теме.
Wertsae – sweater, tuorsser – trousers, trisk – skirt, tetmnis – mittens, oessh – shoes, hgttis – tights, kcjaet – jacket.
IV. Работа по окружающему миру.
Итак, оправляемся в путешествие. Как вы думаете, на каком виде транспорта путешествовали в те далекие времена наши предки?
– Верно, и в наше путешествие мы оправляемся на тройке.
– Занимайте места, усаживайтесь удобнее. Поехали. Во время путешествия не устаем любоваться и восхищаться пейзажами весенней русской природы.
(Показ слайдов. Звучит музыка из кинофильма «Морозко»)
Ученик читает стихотворение «Вижу чудное приволье»
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!
– Подъезжаем к деревне. Нас встречают её жители.
Первичное усвоение нового материала.
Рассказ учителя.
– Объясните поговорку: «По одежке встречают, по уму провожают».
Это выражение пришло к нам из далеких-далеких времен. Тогда по одежде определяли, откуда пришел человек, какого он роду-племени, к какой семье принадлежит. (Показ слайда)
Русский национальный костюм – это бесценное богатство культуры народа.
Русский костюм имеет богатую историю. На протяжении длительного периода, со времён Древней Руси до начала 18 века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах.
Одним из главных занятий славян было земледелие. Поэтому славяне одевались так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу.
До 18 века главной была русская……. (рубаха).
Наши далёкие предки считали, что одежда – это оберег, который укрывал человека от «сглаза» от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: длинные ниже колен древние рубахи имели почти закрытый ворот, рукава до запястий.
Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины.
Повседневные рубахи почти не украшались, только швы и края обшивали красной нитью. Чтобы преградить дорогу злым силам. На свадьбу, в праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи.
Наиболее распространённые элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звёзды, розетки, ёлочки, кустики, птицы, конь, олень.
Ученик: В женском русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, бедна или богата, крестьянка или боярыня.
– До замужества девушки носили девушки венки, ленточки, повязки. Волосы распущены или заплетены в косу.
– Замужние женщины носили кокошники, шамшуры (головной убор с платком).
Кокошники имели различные формы: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, душегрея. Из ткани, сотканной на домашнем деревянном станке, женщины шили и вышивали длинные, почти до пят, рубахи. Поверх рубахи надевали юбку – понёву.
В 18 веке большое распространение получил сарафан.
Термин сарафан является производным от персидского «serара»– почётная одежда. А пришёл он к нам из Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь, но вскоре его стали носить все русские женщины.
В каждой местности сарафан отличался своим своеобразием: как цветом, так и украшением.
Применение теоретических знаний при выполнении упражнений.
Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам в парах.
– Перед вами карточки с перечнем одежды. Ваша задача: распределить одежду на группы «Мужской русский костюм» и «Женский русский костюм»
– Одной паре задание другого вида. У нас в гостях Иванушка и Марьюшка. Вам необходимо нарядить наших гостей в русский костюм и назвать одежду, которую вы использовали.
Коллективная проверка самостоятельной работы по карточкам.
Женский костюм | Передник Порты Лапти Рубаха Кокошник Кушак Понёва Картуз Сарафан Шапка Свитер |
Мужской костюм |
– Какое слово оказалось лишним? К какой группе одежды вы бы его причислили?
Физкультминутка.
Walk, walk,
I can walk
Like a dog.
Jump, jump,
I can jump
Like a frog.
Mummy, mummy, watch me,
Daddy, daddy, watch me.
Swim, swim,
I can swim
Like a fish.
Fly, fly,
I can fly
Like a bird.
Mummy, mummy, watch me,
Daddy, daddy, watch me.
V. Работа по английскому языку
Учитель: Close your eyes and listen to the music. (Звучит отрывок мелодии из кинофильма «Храброе сердце»)
Учитель: Now open your eyes and look at the map. Where are we?
Учащиеся рассматривают карту Британии.
Лексика: Great Britain, Scotland, England, Scottish, English.
Знакомство с костюмом Британцев. Сообщения на русском языке:
Шотландский национальный костюм (Highland dress)
Национальный шотландский костюм включает килт (короткая юбка в складку или плед вокруг бёдер), спорран (сумка), широкий ремень с массивной бляшкой, хосы (гетры), жакет, берет, и броги (туфли с длинными шнурками).
Немалую роль в том, как выглядит шотландская одежда, играет тартан — это шотландская ткань с орнаментом из пересекающихся горизонтальных и вертикальных полос. Слово это происходит из гэльского языка и обозначает «цвет местности». У каждого клана национальная шотландская одежда была украшена тартаном определенной расцветки, и соблюдать эту традицию было очень важно.
Спорран — наиболее важная деталь и незаменимая деталь костюма. Ранее он всегда говорил о социальном статусе хозяина, часто украшался мехом, металлом, кисточками, тисненым орнаментом.
Основная же функция современного споррана — служить удобной сумкой.
Шерстяные гетры
Для того чтобы зимой не было холодно в килте (а ведь в Шотландии бывают достаточно низкие температуры), шотландская одежда включает специальные теплые гетры из шерсти, которые прекрасно противостоят непогоде.
The national dress in Scotland (for men) is the kilt. A 'dress' kilt is worn with a white shirt, black waistcoat and a black jacket, a sporran, gaiters and black shoes (ghillie brogues).
Костюм англичанина (рассказывает ученик)
Несмотря на долгую историю и устоявшиеся традиции, англичане не имеют строгого национального костюма. Чаще всего национальным считается костюм танцоров, которые исполняют танец моррис. Танец моррис – ритуальный танец, испокон веков исполнявшийся мужчинами в деревнях в летнее время. Считалось, что танец непосредственно связан с пробуждением земли.
Костюм танцора обычно состоит из белой рубашки, черных бриджей, жилетки, а также соломенной или фетровой шляпы. Магическими свойствами обладали колокольчики, которые обвязывали вокруг голени, а также цветы и ленты, украшавшие шляпу. Считалась, что данные аксессуары отпугивали злых духов и привлекали плодородие.
VI. Введение лексики.
kilt [kilt] килт (короткая юбка в складку или плед вокруг бёдер – национальная одежда мужчин в Шотландии)
ghillie brogue [gili] [broug] грубый башмак
sporran [`sporən] кожаная сумка с мехом снаружи (часть костюма шотландского горца)
gaiters [`geitəz] гетры;
waistcoat [weistkout] жилет
breeches [ britʃiz] бриджи
tartan [`ta:tən] клетчатая шерстяная ткань
Работа по карточкам.
№1 Fill in the missing words:
white, kilts, Scotland, gaiters |
1. The Scotsmen live in ____________. They wore ________ shirts, black jackets and _______. On their legs Scotsmen wore _________ and ghillies.
№2. Fill in the missing words:
Englishmen, hats, shirts, breeches |
2. The __________ live in England. They wore white _______, waistcoats and ____________. On their heads the Englishmen wore _______.
VII. Работа в группах.
Учащимся дается задание нарядить куклу в национальный костюм. Для этого они должны обратиться в «магазин» и «приобрести» необходимую одежду.
Shop-assistant: Can I help you?
A: Yes. Show me this jacket, a shirt, a sporran, a kilt, gaiters and gillie brogues, please.
Shop-assistant: Here you are.
A: I like them. How much are they?
Shop-assistant: 20 pounds.
A: Here you are.
Shop-assistant: Thank you.
Учащиеся описывают картинки: The Englishman wears a shirt, a waistcoat, breeches, a jacket, a hat and shoes.
The Scotsman wears a kilt, a jacket, a sporran, gaiters and shoes.
VIII. Обобщение усвоенного материала (окружающий мир).
– Проверим, как справились с заданием ребята, в какие костюмы нарядили Иванушку и Марьюшку к празднику.
(Дети называют одежду, в которую одеты куклы.)
– Сделайте вывод, какой была одежда наших предков? Для ответа используйте выражения из карточки «помощницы».
Карточка
- Разнообразная
- однообразная
- Удобная
- Неудобная
Отображает характер русского народа
IX. Рефлексия.
Упражнение «Закончи предложение»
- Сегодня на уроке я узнал…
- Самым интересным для меня было …
- Я бы хотел похвалить себя за то, что …
- Я бы хотел похвалить за работу на уроке…
- Мне бы хотелось …
X. Итог урока.
Словесная оценка, выставление отметок учащимся.
XI. Домашнее задание.
Учебник, с. 112-117, пересказ, творческое задание, с. 112.