Интегрированный урок "английский язык + окружающий мир" по теме "Национальные костюмы России и Британии"

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Цели:

1. Предметные:

  • знакомство с историей русского костюма, элементами костюма страны изучаемого языка;
  • закрепление знаний о быте и культуре наших предков.

2. Метапредметные:

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • развитие монологической и диалогической речи учащихся; мышления, воображения.

3. Личностные:

  • формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны.

Задачи:

  1. Повторение и введение новой лексики по теме: «Одежда».
  2. Развитие диалогической и монологической речи.
  3. Развитие умений работать в паре, в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова), 3 класс; карточки; аудиозапись, куклы в русских национальных костюмах, карточки для работы в группах, бумажная одежда.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам истории нашей Родины. В путешествие возьмем с собой уже имеющиеся знания, мышление, воображение, фантазию.

Постановка цели урока.

Вводная беседа.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!

И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Времена теперь другие,
Как и мысли и дела
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.

– Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки? (Чтобы сохранить культуру и обычаи предков). Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь.

– Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с культурой нашего народа.

– Как вы понимаете значение слова «Культура»?

– Определить, какое именно направление культуры мы сегодня изучаем, вам помогут слова на доске.

На доске: рубаха, портки, сарафан, кокошник, кафтан, лапти.

– Сформулируйте тему урока.Национальные костюмы России и Британии.

II. Фонетическая зарядка.

Учитель английского языка: We shall speak about the clothes today about the he English and the Russian costume.

Let’s sing a song about the clothes.

Песенка “The kittens’ clothes”

Jeans and trousers,
Sweaters and shoes,
Socks and tights,
And jackets and boots,
T-shirts, skirts,
High boots and mittens
These are the clothes of the kittens.

III. Повторение лексики по теме «Одежда».

Анаграмма по теме.

Wertsae – sweater, tuorsser – trousers, trisk – skirt, tetmnis – mittens, oessh – shoes, hgttis – tights, kcjaet – jacket.

IV. Работа по окружающему миру.

Итак, оправляемся в путешествие. Как вы думаете, на каком виде транспорта путешествовали в те далекие времена наши предки?

– Верно, и в наше путешествие мы оправляемся на тройке.

Занимайте места, усаживайтесь удобнее. Поехали. Во время путешествия не устаем любоваться и восхищаться пейзажами весенней русской природы.

(Показ слайдов. Звучит музыка из кинофильма «Морозко»)

Ученик читает стихотворение «Вижу чудное приволье»

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!

Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!

– Подъезжаем к деревне. Нас встречают её жители.

Первичное усвоение нового материала.

Рассказ учителя.

– Объясните поговорку: «По одежке встречают, по уму прово­жают».

Это выражение пришло к нам из далеких-далеких времен. То­гда по одежде определяли, откуда пришел человек, какого он роду-племени, к какой семье принадлежит. (Показ слайда)

Русский национальный костюм – это бесценное богатство культуры народа.

Русский костюм имеет богатую историю. На протяжении длительного периода, со времён Древней Руси до начала 18 века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах.

Одним из главных занятий славян было земледелие. Поэтому славяне одевались так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу.

До 18 века главной была русская……. (рубаха).

Наши далёкие предки считали, что одежда – это оберег, который укрывал человека от «сглаза» от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: длинные ниже колен древние рубахи имели почти закрытый ворот, рукава до запястий.

Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины.

Повседневные рубахи почти не украшались, только швы и края обшивали красной нитью. Чтобы преградить дорогу злым силам. На свадьбу, в праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи.

Наиболее распространённые элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звёзды, розетки, ёлочки, кустики, птицы, конь, олень.

Ученик: В женском русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, бедна или богата, крестьянка или боярыня.

– До замужества девушки носили девушки венки, ленточки, повязки. Волосы распущены или заплетены в косу.

– Замужние женщины носили кокошники, шамшуры (головной убор с платком).

Кокошники имели различные формы: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, душегрея. Из ткани, сотканной на домашнем деревянном станке, женщи­ны шили и вышивали длинные, почти до пят, рубахи. Поверх руба­хи надевали юбку – понёву.

В 18 веке большое распространение получил сарафан.

Термин сарафан является производным от персидского «serара»– почётная одежда. А пришёл он к нам из Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь, но вскоре его стали носить все русские женщины.

В каждой местности сарафан отличался своим своеобразием: как цветом, так и украшением.

Применение теоретических знаний при выполнении упражнений.

Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам в парах.

Перед вами карточки с перечнем одежды. Ваша задача: распределить одежду на группы «Мужской русский костюм» и «Женский русский костюм»

Одной паре задание другого вида. У нас в гостях Иванушка и Марьюшка. Вам необходимо нарядить наших гостей в русский костюм и назвать одежду, которую вы использовали.

Коллективная проверка самостоятельной работы по карточкам.

Женский костюм Передник
Порты
Лапти
Рубаха
Кокошник
Кушак
Понёва
Картуз
Сарафан
Шапка
Свитер
Мужской костюм

– Какое слово оказалось лишним? К какой группе одежды вы бы его причислили?

Физкультминутка.

Walk, walk,
I can walk
Like a dog.

Jump, jump,
I can jump
Like a frog.

Mummy, mummy, watch me,
Daddy, daddy, watch me.

Swim, swim,
I can swim
Like a fish.

Fly, fly,
I can fly
Like a bird.

Mummy, mummy, watch me,
Daddy, daddy, watch me.

V. Работа по английскому языку

Учитель: Close your eyes and listen to the music. (Звучит отрывок мелодии из кинофильма «Храброе сердце»)

Учитель: Now open your eyes and look at the map. Where are we?

Учащиеся рассматривают карту Британии.

Лексика: Great Britain, Scotland, England, Scottish, English.

Знакомство с костюмом Британцев. Сообщения на русском языке:

Шотландский национальный костюм (Highland dress)

Национальный шотландский костюм включает килт (короткая юбка в складку или плед вокруг бёдер), спорран (сумка), широкий ремень с массивной бляшкой, хосы (гетры), жакет, берет, и броги (туфли с длинными шнурками).

Немалую роль в том, как выглядит шотландская одежда, играет тартан — это шотландская ткань с орнаментом из пересекающихся горизонтальных и вертикальных полос. Слово это происходит из гэльского языка и обозначает «цвет местности». У каждого клана национальная шотландская одежда была украшена тартаном определенной расцветки, и соблюдать эту традицию было очень важно.

Спорран — наиболее важная деталь и незаменимая деталь костюма. Ранее он всегда говорил о социальном статусе хозяина, часто украшался мехом, металлом, кисточками, тисненым орнаментом.

Основная же функция современного споррана — служить удобной сумкой.

Шерстяные гетры

Для того чтобы зимой не было холодно в килте (а ведь в Шотландии бывают достаточно низкие температуры), шотландская одежда включает специальные теплые гетры из шерсти, которые прекрасно противостоят непогоде.

The national dress in Scotland (for men) is the kilt. A 'dress' kilt is worn with a white shirt, black waistcoat and a black jacket, a sporran, gaiters and black shoes (ghillie brogues).

Костюм англичанина (рассказывает ученик)

Несмотря на долгую историю и устоявшиеся традиции, англичане не имеют строгого национального костюма. Чаще всего национальным считается костюм танцоров, которые исполняют танец моррис. Танец моррис – ритуальный танец, испокон веков исполнявшийся мужчинами в деревнях в летнее время. Считалось, что танец непосредственно связан с пробуждением земли.

Костюм танцора обычно состоит из белой рубашки, черных бриджей, жилетки, а также соломенной или фетровой шляпы. Магическими свойствами обладали колокольчики, которые обвязывали вокруг голени, а также цветы и ленты, украшавшие шляпу. Считалась, что данные аксессуары отпугивали злых духов и привлекали плодородие.

VI. Введение лексики.

kilt [kilt] килт (короткая юбка в складку или плед вокруг бёдер – национальная одежда мужчин в Шотландии)

ghillie brogue [gili] [broug] грубый башмак

sporran [`sporən] кожаная сумка с мехом снаружи (часть костюма шотландского горца)

gaiters [`geitəz] гетры;

waistcoat [weistkout] жилет

breeches [ britʃiz] бриджи

tartan [`ta:tən] клетчатая шерстяная ткань

Работа по карточкам.

№1 Fill in the missing words:

 white, kilts, Scotland, gaiters 

1. The Scotsmen live in ____________. They wore ________ shirts, black jackets and _______. On their legs Scotsmen wore _________ and ghillies.

№2. Fill in the missing words:

 Englishmen, hats, shirts, breeches

2. The __________ live in England. They wore white _______, waistcoats and ____________. On their heads the Englishmen wore _______.

VII. Работа в группах.

Учащимся дается задание нарядить куклу в национальный костюм. Для этого они должны обратиться в «магазин» и «приобрести» необходимую одежду.

Shop-assistant: Can I help you?

A: Yes. Show me this jacket, a shirt, a sporran, a kilt, gaiters and gillie brogues, please.

Shop-assistant: Here you are.

A: I like them. How much are they?

Shop-assistant: 20 pounds.

A: Here you are.

Shop-assistant: Thank you.

Учащиеся описывают картинки: The Englishman wears a shirt, a waistcoat, breeches, a jacket, a hat and shoes.

The Scotsman wears a kilt, a jacket, a sporran, gaiters and shoes.

VIII. Обобщение усвоенного материала (окружающий мир).

Проверим, как справились с заданием ребята, в какие костюмы нарядили Иванушку и Марьюшку к празднику.

(Дети называют одежду, в которую одеты куклы.)

– Сделайте вывод, какой была одежда наших предков? Для ответа используйте выражения из карточки «помощницы».

Карточка

  • Разнообразная
  • однообразная
  • Удобная
  • Неудобная

Отображает характер русского народа

IX. Рефлексия.

Упражнение «Закончи предложение»

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Самым интересным для меня было …
  • Я бы хотел похвалить себя за то, что …
  • Я бы хотел похвалить за работу на уроке…
  • Мне бы хотелось …

X. Итог урока.

Словесная оценка, выставление отметок учащимся.

XI. Домашнее задание.

Учебник, с. 112-117, пересказ, творческое задание, с. 112.