Интегрированный урок "математика + экология" по теме "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное без перехода через разряд"

Разделы: Математика


Цели:

  • продолжить работу по формированию умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное без перехода через разряд;
  • развивать вычислительные навыки, умения решать прямые и обратные задачи;
  • коррекция мышления (учить выделять главное, существенное, учить применять правила при выполнении заданий, развивать умения комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания);
  • умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитание бережного отношения к природе, родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сядет тот, кто назовет мне правильный ответ. (повторение таблицы умножения).

II. Постановка цели урока.

– Сегодня у нас урок математики, но он не совсем обычный.
– Давайте вспомним, что мы делаем на уроках математики? (Решаем примеры, задачи, чертим…)
– Правильно. Вот и сегодня мы будем умножать и делить многозначные числа на однозначное число. Но вы забыли сказать, что на уроках математики мы всегда узнаем что–то новое.
– Вот и сегодня мы узнаем о науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться ее сигналов.
– Каков же девиз нашего урока.

“Я умею думать, я умею рассуждать,
что полезно для природы, то и буду выбирать”.

– А название этой науки мы узнаем, решив несколько заданий.

III. Устный счет.

– Перед вами иллюстрации растений на которых написаны примеры, вы должны правильно решить пример и записать букву на номер, который ему соответствует. (На доске.)

1 2 3 4 5 6 7 8
               

– Что за слово у нас получилось? (Экология.)
– Что такое экология?
– Кто знает что это за наука?
– А мой помощник более точно сообщит, что такое экология.

(Рассказ ученика.) Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

– Правильно, она изучает, отношение между человеком и природой. Если человек будет нарушать эти взаимоотношения, то нам может грозить экологическая катастрофа, после которой жизнь на земле станет невозможной.
– А вообще, экология – это красивый цветок.
– Что нарисовано на его лепестках? (Облако, дерево, гриб, утка, пчела.)
– Как можно все это назвать одним словом? (Природа.)
– А кто в середине? (Человек.)
– А почему? (Человек не может существовать без природы.)
– Что дает природа человеку? (пищу, одежду, дом, красоту.)
– А раз природа дает все это человеку, то что должен делать человек? (Охранять ее.)

Работа в тетрадях.

III. Решение задач.

– Чтобы дерево стало большим, могучим, красивым, нужно много лет.
– Посмотрите на доску, под каждым деревом число.
– Это столько лет может прожить дерево, если его оберегать.

(Рябина 80 лет, осина 100 лет, береза 150 лет, сосна 350 лет, ель 500 лет, кедр 850 лет.)

– Какое из этих деревьев живет дольше всего? (Кедр.)
– Какое меньше всего живет? (Рябина.)
– Назовите числа в порядке возрастания .

(80, 100, 150, 350, 500, 850.)

– Проверим себя.
– Уменьшите в 10 раз (8, 10, 15, 35, 50, 85).

А вы знаете, что рябина помогает от комаров в лесу, надо потереть руки и лицо, запах отпугивает насекомых.

1. Задача.

В прошлом году в лесной полосе школьники нашей школы повесили 42 скворечника. А в этом году они изготовят в 2 раза больше. Сколько домиков получат птицы?

Составим обратную задачу.

2. Задача.

б) Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. За 1 час он съедает приблизительно 30 короедов. Сколько жуков-паразитов дятел съест за 2 часа?

Составим обратную задачу.

Видите, какую большую пользу приносят нам птицы. Поэтому мы их должны беречь и охранять!

Прежде, чем заботится о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми и крепкими.

IV. Физкультминутка на снятие напряжения с глаз, улучшение кровообращения.

Человеку нужен чистый воздух, предлагаю решить задачу.

3. Задача

– На семью из 3 человек требуется в сутки 120 кг. чистого воздуха. Сколько потребуется чистого воздуха на всех учащихся нашего класса?

Краткая запись

3 чел. – 123 кг.

9 чел. – ? кг.

– Относительно всего сказанного, давайте вспомним экологическую кричалку.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

– Молодцы, предлагаю работать дальше.

V. Решение примеров.

Если вы заметили, экология тесно связана с математикой. Поэтому я предлагаю вам усовершенствовать ваши вычислительные навыки, разделимся на 2 команды. О важнейших экологических проблемах нашей школы вы узнаете, решив ребус.

1-я команда: (шум)

123 * 3 =
842 : 2 =
486 : 2 =

2-я команда: (пыль)

120 * 2 =
636 : 3 =
212 * 4 =

Шум – это загрязнение невидимо для глаз, но его можно услышать. Его называют “медленный убийца”. Он может привести к потере слуха, снижению памяти, могут возникнуть трудности с учением.

Пыль – в ее составе, не только твердые вещества, но и микроскопические паразиты, клещи, бактерии, болезнетворные грибки, поражающие дыхательные пути. Пыль – основной источник попадания в организм страшного яда – диоксида.

VI. Решение примеров по учебнику.

Ваша задача при решении примеров доказать, что умножение и деление многозначных чисел на однозначное число не смогут поставить вас в трудное положение.

Решение цепочки примеров.

Реши примеры и ответь на вопрос.

У какого дерева самый звонкий голос?

У березы – 27
У клена – 8
У ели – 32

Самый звонкий голос уели, поэтому уз древесины этого дерева делают музыкальные инструменты.

VII. Итог урока. Рефлексия.

– Вот наш урок и подошел к концу. Я надеюсь, что он прошел не зря. Какие-то выводы вы сделали! (какие?) Что – то новое узнали? (Что?)
– Давайте сами оценим свою работу.
– Что вам больше всего удалось?
– За что вы хотели бы себя похвалить?
– Что не удалось?

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.