Цели урока:
- Закрепить навыки решения задач на смеси и сплавы.
- Подготовиться к ГИА.
- Использовать презентации при решении задач.
- Продолжать развивать мышление, внимание, память, культуру труда.
Оборудование: ПК или ноутбук, проектор, экран.
Программное обеспечение: ОС Windows, презентация к уроку.
План занятия:
№ | Этап занятия | Содержание | Время (мин) |
1 | Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на занятии | 2 |
2 | Устный счет | Решение устных задач и повторение теоретических знаний | 7 |
3 | Активизация познавательной деятельности | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Решение задачи у доски. | 3 |
4 | Работа в группах | Учащиеся разбиты на 4 группы. Решение задач в группах самостоятельно. | 10 |
5 | Презентация решений групп | Презентация решений лидерами групп у доски и на экране. | 11 |
6 | Решение более сложной задачи на составление системы уравнений | Приемы заполнения двух таблиц и составление системы двух уравнений. | 4 |
7 | Подведение итогов работы | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на последующую работу. | 2 |
8 | Сообщение домашнего задания | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1 |
Ход урока
I. Оргмомент, постановка целей и задач урока.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку приведем слова великого математика Р. Декарта:
«Мало иметь хороший ум,
Главное – хорошо его применять».
II. Устный счет.
А. Записать десятичной дробью:
- 85%
- 0,4%
- 25%
- 3,5%
- 16%
- 1,6%
Б. Перевести в проценты:
- 0,8
- 1,25
- 0,025
- 0,73
- 0,96
- 0,03
- 0,15
- 0,156
В. Какие величины участвуют в задачах на смеси и сплавы? Как найти массу первого вещества, массу второго вещества, массу третьего вещества? Как найти массу чистого вещества, процентное содержание первого вещества?
А | М | m | |
1 в-во | А1 | М1 | m1 |
2 в-во | А2 | М2 | m2 |
3 в-во | А3 | М3 | m3 |
III. Активизация познавательной деятельности.
Учитель: решим задачу у доски.
Задача. Для приготовления маринада необходим 2% р-р уксуса. Сколько нужно добавить воды в 100 г 9% р-ра уксуса, что бы получить р-р для приготовления маринада?
Решение:
а | м | m | |
1 р-р | 0,09 | 100 | 0,09.х=9 |
2 р-р | 0 | х | Х.0=0 |
3 р-р | 0,02 | Х+100 | О,02( х+100) |
Составим уравнение:
0,02 (х+100) = 9
0,02х +2 =9
0,02х = 7
Х=350
Ответ: 350 г
IV. Работа в группах.
Задача для группы 1.
Для размножения водорослей вода в аквариуме должна содержать 2% морской соли. Сколько литров пресной воды надо добавить к 80 литрам морской воды с 5-% содержанием соли, чтобы получить воду, пригодную для аквариума?
Задача для группы 2.
Имеется два сплава. Один содержит 2,8 кг золота и 1,2 кг примесей, другой 2,7 кг золота и 0,3 кг примесей. Отрезав по куску от каждого сплава и сплавив их, получим 2 кг сплава с процентным содержанием золота 85%. Сколько кг металла отрезали от второго сплава?
Задача для группы 3.
Даны два куска с различным содержанием олова. Первый, массой 300 г, содержит 20% олова. Второй, массой 200 г, содержит 40% олова. Сколько процентов олова будет содержать сплав, полученный из этих кусков?
Задача для группы 4.
Имеется два куска сплава олова и свинца, содержащие 60% и 40% олова. По сколько г от каждого куска надо взять, чтобы получить 600 г сплава, содержащего 45% олова?
V. Презентация решений групп.
Группа 1 | а | M | m (соли) |
Пресная вода | 0 | х | 4 |
Морская вода | 0,05 | 80 | 4 |
Вода в аквариуме | 0,02 | Х+80 | 4 |
Решение:
0,02(х+80) = 4
0,02х + 1,6 = 4
0,02х = 2,4
Х = 120
Ответ: 120 л пресной воды
Группа 2 | а | M (кг) | m (кг золота) |
1 сплав | 0,7 | 2,8 +1,2=4 | 2,8 |
2 сплав | 0,9 | 2,7+0,3=3 | 2,7 |
Отрезали от 1 сплава | 0,7 | 2 - х | 0,7(2-х) |
Отрезали от 2 сплава | 0,9 | х | 0,9х |
3 сплав | 0,85 | 2 | 0,85.2=1,7 |
Решение:
0,7(2-х) +0,9х=1,7
1,4 -0,7х +0,9х =1,7
0,2х =1,7-1,4
0,2х=0,3
Х=1,5
Ответ: 1,5 кг
Группа 3 | а | M (г всего) | m (олова) |
Пресная вода | 0,2 | 300 | 60 |
Морская вода | 0,4 | 200 | 80 |
Вода в аквариуме | х | 500 | 140 |
Решение:
500х = 140
Х= 140:500.100
Х=0,28.100
Х=28%
Ответ: 28%
Группа 4 | а | M(г) | m (г) |
1 кусок | 0,6 | х | 0,6х |
2 кусок | 0,4 | 600-х | 0,4(600-х) |
3 кусок | 0,45 | 600 | 0,6х+0,4(600-х) или0,45.600=270 |
Решение:
0,6х+0,4(600-х)=270
0,6х+ 240- 0,4х =270
0,2х=30
Х=150
Масса второго куска 150г,
Масса первого куска равна: 600-150=450 г
Ответ: 150 г, 450 г.
VI.
Учитель: Решим более сложную задачу на составление системы уравнений у доски.
Задача. Имеется два раствора серной кислоты: первый – 40%, второй – 60%. Эти растворы смешали, после чего добавили 5 кг чистой воды и получили 20% раствор кислоты. Если бы вместо воды добавили 5 кг 80% раствора, то получили бы 79% раствор. Определите число 40% и 60% растворов.
№1 | а | M | m |
1 раствор | 0,4 | х | 0,4х |
2 раствор | 0,6 | У | 0,6У |
Вода | 0 | 5 | 0 |
Новый раствор | 0,2 | Х+У | 0,4х+0,6У |
И
№2 | а | M | m |
1 раствор | 0,4 | х | 0,4х |
2 раствор | 0,6 | У | 0,6У |
Раствор 1 | 0,8 | 5 | 4 |
Раствор 2 | 0,7 | Х+У | 0,7(х+У+5) |
Решение: Имеем два уравнения
VII. Подведение итогов работы.
– Что нового вы узнали?
– Достигли ли мы поставленных целей?
– Какая задача оказалась более интересной?
– Какая задача была более трудной?
– Что бы вы хотели подготовить к следующему занятию?
VIII. Домашнее задание.
№ 98, 99, 100, 102.
Литература:
- Сборник элективных курсов «Математика 8-9 классы», издательство «Учитель», 2009.
- КИМы ГИА.