Много веков назад вспышки инфекционных заболеваний – эпидемии уносили тысячи жизней.
Самые старые архивы указывают на то, что человек едва человек научился записывать свои мысли знаками, уже страдал от многих инфекционных заболеваний.
Болезни всегда пугали человека. Особое внимание к себе привлекали болезни, которые охватывали большое количество людей и валили их с ног – эпидемии чумы, холеры и т.д. В настоящее время ученые изучили причины, которые вызывают эти болезни и научились противостоять им с помощью вакцин и предупредительных прививок.
Цель урока: раскрыть и сформировать у учащихся значение иммунитета, предупредительных прививок, познакомить с видами иммунитета.
Образовательные задачи:
1. Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия:
– иммунитет;
– инфекционные заболевания;
– вакцина;
– лечебная сыворотка.
2. Продолжить формировать умение работать с текстом учебника и с научной литературой.
Воспитательные задачи:
- Продолжить формирование научного мировоззрения на примерах научных открытий, успехов отечественной медицины.
- Продолжить нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, показывая опасность СПИДа.
- Показать пользу предупредительных прививок
Развивающие задачи:
- Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации работы на уроке (путем обсуждения проблемных вопросов о иммунитете, самостоятельное формулирование выводов о пользе предупредительных прививок)
Оборудование: раздаточный материал – таблица “Инфекционные болезни”, таблица “Виды лейкоцитов”, ноутбук, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный
Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с материалом учебника, работа в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
а) приветствие.
II. Актуализация опорных знаний
Опрос:
Тестовый опрос:
- Что входит в состав плазмы (сыворотка, фибриноген, эритроциты, тромбоциты)?
- Где вырабатываются антитела (селезенка, печень, красный костный мозг)?
- Какие форменные элементы крови участвуют в свертывании (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)?
- Какова роль тканевой жидкости (омывает клетки, переносит вещества, образует лимфу)?
- Участвуют в свертывании крови (эритроциты, тромбоциты, соли кальция, фибрин, фибриноген)?
- Белок, придающий крови красный цвет (гемоглобин, фибрин, плазма)?
Фронтальный опрос:
- Назовите форменные элементы крови?
- Какая форма у эритроцитов?
- Сколько живет эритроцит?
- Какими свойствами обладает гемоглобин?
- Что такое малокровие или анемия?
- Строение лейкоцита?
- Каковы функции лейкоцитов?
- Какие лейкоциты называют фагоцитами?
- Каковы функции тромбоцитов?
- Кто участвует в свертывании крови?
III. Изучение новой темы:
Иммунитет
Вопрос: Какие ассоциации у вас вызывает слово “иммунитет”?
Ответы учащихся: невосприимчивость к болезни, инфекции, прививки, упадок сил и так далее.
Рассказ учителя: История иммунитета
Много веков назад вспышки инфекционных заболеваний – эпидемии уносили тысячи жизней.
Самые старые архивы указывают на то, что человек едва человек научился записывать свои мысли знаками, уже страдал от многих инфекционных заболеваний.
Болезни всегда пугали человека. Особое внимание к себе привлекали болезни, которые охватывали большое количество людей и валили их с ног. Отсюда первоначально такие болезни называли “повальные болезни” Потом они получили название – “поветриями”, так как они распространялись так быстро, как будто их переносил ветер.
В XIX веке ученый – Фракасторо обосновал учение о передаче болезней через контакты и несколько позднее были открыты возбудители болезней – бактерии.
Обобщив взгляды предшественников, начиная с авторов античности до современных ему врачей, он впервые сделал попытку дать общую теорию эпидемических болезней и описание целого ряда заразных недугов: оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы и т. д. Фракасторо по праву можно считать основоположником науки эпидемиологии: он впервые заговорил о истинной природе болезни, способах распространения болезни и о ее переносчиках – бактериях.
В начале XX века русский ученый Илья Мечников сделал одно из самых великих открытий в области иммунитета. Он провел эксперимент: взял морскую звезду, воткнул в нее шип розы – и через некоторое время шип исчез. Благодаря этому эксперименту были открыты фагоциты (белые клетки крови) – специальные клетки, которые захватывают и уничтожают попавшие в организм инородные тела.
Немецкий ученый Пауль Эрлих спорил с Мечниковым. Он утверждал, что главная роль в защите организма принадлежит не клеткам, а антителам (иммуноглобулинам) – специфическим молекулам, которые образуются в жидкой части крови.
Непримиримые научные соперники – Мечников и Эрлих – разделили Нобелевскую премию. Они оба оказались правы: фагоциты являются компонентом врожденного иммунитета, а антитела – приобретенного.
Сейчас мы с вами послушаем как поэты и художники в своих произведениях отображали эту тему.
К доске выходят учащиеся и читают отрывки из поэмы А.С. Пушкина “Пир во время чумы” (см. Приложение 1)
Проблемный вопрос – скажите о каком заболевании идет речь в поэме? (чума)
Однако не только поэты в стихах описывали эти страшные болезни, уносившие тысячи жизней, но и художники изображали их на своих картинах (см. Рисунок)
Мы с вами знаем, что не все умирали во время вспышек инфекционных заболеваний. Возникает вопрос: почему?
Далее учитель предоставляет слово ученику с сообщением на тему “Иммунитет”
Вопрос: Что же такое иммунитет?
Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.
На экране – таблица “Виды лейкоцитов” (см. Приложение 2)
Вопрос: Какие виды лейкоцитов способны вырабатывать антитела, обеспечивающие специфичность иммунитета.
Дети, смотря на экран, отвечают – лимфоциты, учитель добавляет – фагоциты.
В процессе исторического развития в организме животных и человека выработалась иммунная система.
Вопрос: Какими ми же органами она образована?
Ответ:
– костный мозг;
– вилочковая железа (тимус);
– лимфатические узлы;
– селезенка;
– скопление лимфоидной ткани по ходу дыхательных путей и органов пищеварения.
Виды иммунитета:
Клеточный иммунитет (фагоцитоз) – уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки (фагоциты)
Гуморальный иммунитет – посторонние тела удаляются с помощью антител, химических веществ, доставляемых кровью.
Задание для учащихся: найдите в тексте кто открыл клеточный и гуморальный иммунитет и каким он бывает еще? Каким еще бывает иммунитет?
На доске:
Врожденный
– кожа;
– слизистая оболочка;
– воспаление;
– фагоцитоз.
Приобретенный
– ответ иммунной системы.
Предупредительные прививки (рассказ учителя сопровождается записями в тетради)
Общеизвестно, что причиной многих заболеваний являются болезнетворные микробы.
Причастность микробов к заразным болезням была доказана французским ученым Луи Пастером (сообщение учащегося)
В тетради:
Эпидемия – вспышка инфекционных болезней.
Вакцина – жидкость, содержащая ослабленные микробы или их яды.
Лечебная сыворотка – самостоятельно.
Задание: проработайте в парах таблицу “Классификация иммунитета” на стр.76 и запишите ее в тетради (см. Приложение 3)
Закрепление: на экране тест.
Из перечня (1-12) выберите правильные выберите правильные ответы на вопросы (I-XIII):
1.Недостаточность лейкоцитов | 7.Иммунитет |
2.Недостаточность эритроцитов, гемоглобина | 8.Фагоцитоз |
3.Недостаточность тромбоцитов | 9.Нарушение функции желтого костного мозга |
4.Образование антител | 10.Нарушение функции красного костного мозга |
5.Образование фибрина, свертывание крови | 11.Предупредительные прививки |
6.Образование гемоглобина, эритроцитов | 12.Заболевание, приводящее к полному разрушению иммунной системы в организме |
I. Защитная реакция организма, предостерегающая его от потери крови.
II. Причины малокровия
III. Способы защиты организма от инфекционных заболеваний и чужеродных веществ
IV. Меры предупреждения инфекционных заболеваний
V. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ
VI. Условие предотвращения малокровия
VII. Способ уничтожения бактерий в организме
VIII. Одна из причин болезни – несвертываемости крови
IX. Невосприимчивость организма к инфекциям
X. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)
XI. Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови
XII. Способ создания искусственного иммунитета
XIII. Проявления нарушения постоянства состава крови
Ответы: I – 5; II-2, 10; III – 4,7,8; IV – 11; V – 7; VI – 6; VII – 8; VIII – 3; IX – 7; X – 12 ;XI – 10; XII – 11; XIII – 1, 2, 3, 12.
Д.З. №15, записи в тетради.