(Слайд№1)
Цели урока. (Слайд№2)
- Формировать навыки правильного сознательного, выразительного, беглого чтения.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
- Учить определять тему и главную мысль текста, отвечать на вопросы.
Оборудование.
- Сказочные персонажи: тетушка Сова, гномик Глеб.
- Кроссворд.
- Сигнальные карточки.
- Компьютер: презентация.
- Лента букв.
- Звуковые схемы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Ученик:
Всем, добрый день
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
– Кто частый гость у нас на уроках чтения? (тетушка Сова) со своими лесными уроками. (Слайд№3)
К тетушке Сове в лесную школу хочет попасть один новый ученик, но она сказала, что возьмет его к себе в школу лишь в том случае, если он выполнит все ее задания, которые она ему приготовила.
– Посмотрите, кто просится на урок к тетушке Сове? (Гномик)
А вы знаете, как его зовут? (Глеб)
– Поможем гномику справиться с заданиями? (Да) (Слайд №4)
II. Актуализация опорных знаний.
– Посмотрите на ленту букв
– На какие 2 группы делятся все звуки и буквы русского алфавита (гласные и согласные)
– Как отличить гласный звук от согласного?
(Когда произносим гласные не встречаем преград на пути , можно петь)
– На какие группы делятся гласные?
(Гласные, обозначающие твердость и мягкость предшествующего звука)
– Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного (а, о, у ,ы, э.)
– Какие гласные буквы отличные от других гласных вы знаете (е, е, ю, я.)
– Чем они отличаются? (могут обозначать 2 звука)
– Когда эти буквы обозначают два звука?
– Всегда ли они обозначают 2 звука? (нет) А когда они означают один звук?
– На какие группы делятся согласные ? (звон, глух., мягк, тверд.)
– Какие звуки среди звонких выделяются (Н),(Л),(Р)-сонорные.
– Чего больше звуков или букв? (Зв. больше т.к. некоторые согласные буквы обозначают 2звука)
III. Закрепление опорных знаний.
1) Какую букву мы изучали на предыдущем уроке? (Г,г) (Слайд№5)
Ученик 1.
Говорю я вам друзья
Без буквы Г никак нельзя.
Гвоздик, Галочка, грибок
Знать буквы надо на зубок
Ученик 2. Буква Г – четвертая буква русского алфавита. Она обозначает согласный звонкий звук: твердый(г), мягкий (г)
Раньше, по старославянски, буква называлась “глаголь”, что переводится на русский язык как “говори на что похожа буква “Г”? (слайд№6)
2. – Вспомните слова, начинающиеся на букву Г: (Слайд№7) голубь, гнездо, груша, гамак, грач, гриб.
– Буква Г: в середине слов: огонь, магазин, шпагат, нога, шагает… (Слайд№8)
– Буква Г в конце слов: стог, шаг, сапог (Слайд №9)
– Несколько букв г в одном слове? гогот, гоготать, гоголь-моголь.
3) Чтение слогов и скороговорки с разной интонацией (слайд№10)
А) ГО ГА ГРА ГРУ ГРИ
(Радостно, грустно, с удивлением)
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат
Ныне волчата глядят, как волчата
И, как волчата, галчата молчат
Б) Расстановка ударения на разные слова, скороговорки,
Физкультминутка для глаз
В) – Замени в слове гора первую букву. (Слайд№ 11)
Гора – кора-нора-пора
– Замени последнюю букву
Гора-горн-горе-гори
– Кто заметил опасное место в слове гора? Подберите проверочное слово (горы)
– Подберите однокоренные слова к слову гора (гора горный горняк гористый)
– Выделите корень (гор)
4) Разгадайте кроссворд.
Дети получают загадки под номерами. Они их читают, а учитель заполняет кроссворд.
А) Птицы мира, переносят почту (голуби)
Б) Не бьет, не ругает, а все плачут (лук)
В) Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы)
Г) А кто в дупле живет в тепле (белка)
Д) Сама ползет, на себе домик везет (улитка)
Е) Вещунья белобока, а зовут ее (сорока)
г | олуби |
л | ук |
о | сы |
б | елка |
у | литка |
с | орока |
– Поделите слово "глобус" на слоги. Сколько слогов? 2. Один ученик на доске, остальные на местах
Составьте звуковую схему этого слова?
– Что такое глобус? (модель земли)
Покажите гномику Глебу на глобусе где мы живем?
– Как называется наша республика? (Приднестровье)
Ученик
А) Родное Приднестровье
Чудесней края нет
Цвети земля родная
Ты много-много лет
Б) Чтение учащихся текста о Приднестровье
5) Чтение слов на скорость с ускорением.
Слова “Лесенки”
газ | гитара |
град | снегирь |
город | градус |
глобус | глухарь |
граница | глубина |
– Найдите односложные слова (газ, град).
Двухсложные (город, глобус, снегирь, глухарь).
Трехсложные (градус, глубина).
Найдите слово со звуком (г) Составьте звуковую схему (Гитара, снегирь).
IV. Физкультминутка (слайд№12).
V. Работа над новым материалом.
Работа с учебником стр 126.
1).Чтение текста “Подарки к празднику” по цепочке.
– Почему некоторые слова в середине предложения написаны с большой буквы?
– О чем текст?
Что приготовили дети в подарок? Перечислите.
– Как вы думаете, обрадуются ли ребята из детского сада подаркам?
2) Инсценировка сказки “Гусенок и щенок”.
– Р– р – р – зарычал щенок, – я тебя укушу!
– Ш– ш-ш –зашипел гусенок, – я тебя ущипну!
– Нельзя так грубо разговаривать, – строго сказала буква Г.
– Она подарила щенку – гав–гав; а гусенку –га–га–га.
– Га–га–га закричал гусенок, – давай играть.
– Гав– гав, – ответил щенок, – побежали наперегонки.
Вечером гусенок сказал щенку:
– Га–га–га, пойдем ко мне в гости, я угощу тебя горохом.
Гав-гав, – ответил щенок, ты очень гостеприимный.
Тетушка Сова очень вами довольна, она берет гномика Глеба к себе в лесную школу, а вам дарит мультфильм о букве Г.
VI. Итоговая рефлексия.
Учитель.
Окончен урок, и выполнен план
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что гномику вы пригодились.
– Кому на уроке было интересно и все понятно покажите карточку с зеленым цветом.
– Кому было сложно и непонятно с красным.