Малые фольклорные формы в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР (III-й уровень). Из опыта работы

Разделы: Логопедия


Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении. Исследование и описание в данной работе развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм поможет вовлечь педагогов в поиск новых методов коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушениями речи.

Цель исследования: выявить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм.

Объект исследования – речевое развитие детей с ОНР (III уровень).

Предмет исследования – коррекция развития лексико-грамматических средств языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирования произносительной стороны речи у детей с ОНР (III уровень) средствами малых форм фольклора.

Была выдвинута гипотеза о том, что использование малых фольклорных форм в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР(III уровня) способствует развитию лексико-грамматических средств языка, формированию произносительной стороны речи, развитию самостоятельной развернутой фразовой речи.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста и особенности развития речи детей с ОНР, определить основные методы и разработать методики использования малых форм фольклора в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, проследить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм в процессе экспериментальной работы.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдение, эксперимент, анкетирование родителей. Были рассмотрены методики коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей с ОНР с помощью малых форм фольклора, приемы и формы работы, предложенные Н.С.Жуковой, В.П.Глуховым, Ю.Г.Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, , О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Своеобразие психофизиологических особенностей дошкольников с ОНР заключается в недостаточной ориентировке в средствах языковой выразительности, в частом несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии в большинстве случаев самоконтроля, в несовершенстве регулирующей функции речи, в неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает педагога использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала.

Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Г.Е.Виноградова, “педагогическими потребностями народа”, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).

Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем.

Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды, создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Для работы над развитием языковых средств у дошкольников с ОНР наиболее продуктивны тексты малых фольклорных форм, в синтаксических конструкциях которых заложен потенциал параллельных, кольцевых построений, основанных на тождестве, сравнении или противопоставлении двух частей.

Для проверки эффективности разработанного методического комплекса, был проведен педагогический эксперимент, включающий три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе коррекционной логопедической группы (ОНР, III уровень) ДОУ №1 г. Липецка (сентябрь 2011 г.– май 2012 г.), результаты которого позволили обобщить опыт работы по данной проблеме.

Для изучения состояния речевого развития детей были использованы следующие методы: диагностика речевого развития с помощью серии заданий с использованием малых форм фольклора; наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и бытовой деятельности в условиях ДОУ; изучение медико-педагогической документации; беседа с родителями, воспитателями и детьми.

В своем исследовании я опиралась на “Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей III уровня речевого развития”, разработанную Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, в которой раскрывается основное содержание логопедической работы с детьми: формирование и развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование произносительной стороны речи.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования малых фольклорных форм в развитии речевых умений у дошкольников с ОНР, я проанализировала ситуацию в группе. Меня интересовало, какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора. Исходя из этого, мною была разработана диагностическая карта обследования речи с использованием фольклорного материала у детей с ОНР третьего уровня развития. Для этой цели были использованы приемы обследования речи детей с ОНР Р.Е.Левиной, Л,И,Ефименковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой.
В Таблице представлены основные виды речевой деятельности детей с ОНР третьего уровня речевого развития, подлежащие обследованию.

Таблица 1

Схема обследования речи детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм

Блок 1

Основное содержание работы

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию

Развитие лексико-грамматических средств языка
  1. Понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфами): суффиксами, префиксами, флексиями.
  2. Словоизменение и использование предлогов.
  3. Словообразование и подбор слов с противоположным значением.

Блок 2

Основное содержание работы

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

  1. Понимание и пересказ прочитанного текста.
  2. Объем и типы предложений.
  3. Развитие навыка речи – доказательства и речи – описания.
  4. Осознание смысловых отношений между словами.
  5. Понимание жанровых особенностей малых форм фольклора.

Блок 3

Основное содержание работы

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию

Формирование произносительной стороны речи

  1. Уровень фонематического восприятия, умение вычленять звуки в словах.
  2. Интонационная выразительность речи.

На основании данных проведенного обследования речевых умений дошкольников с использованием малых фольклорных форм была составлена следующая характеристика группы. Большинство детей исследуемой группы (8 человек) показали средний уровень развития речевых умений. Дети неплохо знают фольклорные жанры, но мало используют различные фольклорные формы в конкретных речевых ситуациях. Путают между собой пословицы и поговорки. Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. Дети допускают ошибки в образовании разных грамматических форм, у них вызывает затруднение правильное построение предложений. Некоторые дети употребляют слова и выражения, не точно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем речевого дефекта и недостаточным развитием всех психических процессов (внимания, памяти и др.). Такая картина характерна для детей с общим недоразвитием речи. Наиболее сложными для детей оказались задания, в которых нужно было показать умение составлять и распространять предложения, понимать жанровые особенности фольклорных форм.

Таким образом, проведенная диагностика речевых умений детей с помощью малых форм фольклора позволила определить следующие задачи коррекционной работы по данному направлению:

– формирование готовности к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды;
– знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование смыслового и художественного восприятия;
– формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;
– заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи;
– развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.

Исходя из вышеперечисленных задач, был составлен перспективный план работы и разработан цикл занятий по развитию речи детей с ОНР средствами малых фольклорных форм в познавательном и продуктивном видах деятельности.
Параллельно было проведено анкетирование родителей детей исследуемой группы . Меня интересовало, используются ли малые формы фольклора в общении с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют в речевом общении с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни.

Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора в коррекции нарушений речи детей с ОНР организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Итак, я еще раз убедилась в том, что комплексная методика коррекции нарушений речи детей с ОНР средствами малых форм фольклора актуальна и необходима .

Анализируя методические аспекты коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР средствами малых форм фольклора, для формирующего эксперимента я условно выделила два этапа работы:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап (на занятиях; в повседневной жизни).

Подготовительную работу начала с организации специальной предметно-развивающей среды, имеющей большое значение для повышения мотивационного интереса. Была создана “Фольклорная библиотека”, в которой подобраны книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки, раскраски. Предпочтение отдавалось книгам с яркими, содержательными иллюстрациями. Оформлены “Словарик в картинках” и альбомы-передвижки по пословицам и поговоркам, загадкам, потешкам, в которые записывала уже известный и новый фольклорный материал, а дети с помощью родителей рисовали и наклеивали к нему картинки. Дети, таким образом, легче и быстрее запоминали пословицы, поговорки, загадки, потешки, увереннее ориентировались в различении фольклорных жанров.

Также были подобраны кассеты, диски с музыкальными фольклорными произведениями, колыбельными песнями.

В групповой комнате был создан мини-музей “Русская горница”, где представлены предметы русского быта, детали народной одежды, изделия декоративно-прикладного искусства, народные игрушки, костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к речевому фольклорному материалу.

Были подобраны настольно-печатные дидактические игры с фольклорной тематикой: “Народные промыслы”, “Составь узор”, “Собери картинку”, лото “Русские узоры”, “Собери пословицу” и др.

На втором этапе (основном) формирующего эксперимента были использованы следующие формы, методы и приемы коррекционной работы:

Формы коррекционной работы

Методы и приемы коррекционной работы

– артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале;
– дидактическая игра;
– игры-драматизации;
– речевые досуги, фольклорные концерты, календарные праздники;
– логопедические, логоритмические, музыкальные и другие виды занятий;
– совместная деятельность;
– самостоятельная деятельность;
– игра-путешествие;
– игра-соревнование;
– игра-экскурсия.
– пальчиковые игры;
– народные подвижные игры;
– словесные дидактические игры;
– словесные русские народные игры;
– исполнение потешек, народных песенок, игр-имитаций;
– присутствие игрового персонажа;
– придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок;
– использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц;
– придумывание считалок, небылиц и дразнилок;
– использование скороговорок, чистоговорок;
– знакомство с докучными сказками, пословицами, поговорками; – отгадывание и составление загадок,
– решение головоломок и кроссвордов;
– творческое использование малых фольклорных форм в собственной описательной, повествовательной и доказательной речи.

В ходе эксперимента я выяснила, что использование малых фольклорных форм в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует усвоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности логопедической работы.
Коррекционную работу по преодолению нарушений речи детей с ОНР с использованием малых форм фольклора я проводила в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Эта работа была построена на следующих основных принципах:

– во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей и уровнем их речевого развития, отборе материала;
– во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
– в-третьих, активного включения детей;
– в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой методики, я вновь провела диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям.
До эксперимента пятая часть детей (20%) показала низкий уровень речевых умений по обследуемым параметрам. У остальной части детей (80%) был средний уровень. После эксперимента низкий уровень у 3% детей, средний – у 73% детей, высокий – у 24% детей. Процент детей с низким уровнем речевого развития уменьшился на 17%. Соответственно количество детей с высоким уровнем речевого развития увеличилось на 24%. Наглядно это представлено в Диаграмме.

Диаграмма

Динамика изменения результатов экспериментального исследования коррекции нарушений речи у детей с ОНР с помощью малых форм фольклора

В процессе работы были замечены такие изменения:

– у детей повысился уровень речевого развития всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики;
– у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок;
– у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что использование малых форм фольклора в коррекционно-логопедической работе по развитию речи и преодолению речевых нарушений у детей с ОНР вполне оправдывает себя, если:

– педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
– будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на коррекционных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
– малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей и уровню их речевого развития.

Разумеется, это исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей с ОНР (III уровнем) в конкретных условиях дошкольного учреждения.