Цель урока: совершенствование практических умений написания НЕ с прилагательными.
Задачи:
образовательная: различать правописание НЕ с прилагательными и с существительными;
коррекционно-развивающие: развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;
воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.
Ресурсы: компьютер, мультимедийная презентация, словари, шкатулка с письмом, анкета “Урок был…”
Ход урока
1. Организационный момент урока
.– Добрый день, ребята. Настроимся на внимательную и активную работу на уроке. Мы продолжаем работать над правописанием НЕ с прилагательными. Запишем число, классная работа и тему урока.
2. Лексическая работа.
– Начнем с лексической работы. Вам нужно будет объяснить лексическое значение слов, которые вы видите: “брошюра”, “палисадник”. (Обращаю внимание на написание слова брошюра)
– Из какого языка заимствовано это слово? (Работа со словарями).
Слайд №1
Палисадник – НЕБОЛЬШОЙ садик.
Брошюра – НЕБОЛЬШАЯ книжонка.
– Брошюра, палисадник, книжонка, садик – к какой части речи относятся эти слова?
– К какой части речи относятся слова небольшая и небольшой?
– Почему НЕ с прилагательными пишется слитно в этих словах?
Игровой момент, направленный на развитие тактильности.
– У меня в руках пакет.
– Потрогайте его руками, пощупайте.
– Подумайте и скажите, что лежит в нём.
– Давайте вместе с вами внимательно посмотрим на шкатулку и опишем её, употребляя имена прилагательные. Посмотрите на слайд. Здесь записаны имена прилагательные, добавьте к ним НЕ. Назовите эти прилагательные с НЕ.
Слайд №2
Эта шкатулка большая – небольшая
По вместительности она глубокая – неглубокая
По высоте она высокая – невысокая
По цвету темная – нетёмная
3. Актуализация знаний.
А) Проверка домашнего задания (выборочная).
– Ребята, а теперь обратимся к домашнему упражнению 307 на странице 129.
Зачитайте, пожалуйста, словосочетания с прилагательными, в которых НЕ является приставкой и пишется слитно. Объясните почему? (Монологический ответ).
Б) Игра “ Найди пару”.
– Ребята, посмотрите на слайд.
Слайд №3
– Какая часть речи дана в правой части таблицы?
– Как НЕ будет писаться с данными прилагательными и почему?
– А какая часть речи находится в левой части?
– Давайте вспомним, ребята, как пишется НЕ с существительными? Почему?
Вывод: НЕ с прилагательными и НЕ с существительными пишутся слитно, так как являются приставками. К ним можно подобрать синонимы или близкие по значению выражения? (Слова)
В) Задания:
1) К каждому прилагательному с НЕ подберите существительное с НЕ и графически обозначьте условия выбора орфограммы (2ч. работают у доски).
(не) решительный | (не) счастье |
(не) ожиданный | (не) внимательность |
(не) счастливый | (не) решительность |
(не) внимательный | (не) ожиданность |
– А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили это задание. (Сверка).
Слайд № 4
2) Следующее задание: найди “ Лишнее слово”.
Слайд №5
– К какой части речи относятся данные слова? Все ли эти слова будут писаться слитно с НЕ, а если нет, то объясните почему?
А) (Не) интересный,
Б) (Не) ряшливый,
В) (Не) настный.
– Ребята, давайте составим и запишем предложение с лишним словом и со словом брошюра.
4. Физкультминутка (зрительная гимнастика).
5.
Работа с текстом.Слайд №6
Наступила суровая, снежная зима. Теперь за окном стоит не теплая, а х(…)лодная погода. Выпало много снега. Вокруг л(…)жат не маленькие сугробы, а большие. Теперь из него можно делать вовсе (не) обыкновенные фигурки, строить замки и л(…)пить снеговиков.
Под диктовку учителя записывают. Зима в этом году на уд(…)вление ничуть не холодная, а тёплая.
Задание:
– Прочитайте про себя. (Один человек читает вслух выразительно).
– Скажите, что собой представляет эта запись? (Текст, так как в нем все слова связаны по смыслу и грамматически, его можно озаглавить).
– А как бы вы его озаглавили? (Зима, зимние забавы).
– Найдите в этом тексте слова с безударной гласной в корне слова.
– Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне слова? (1чел. работает у доски).
– Ребята, посмотрите на первое предложение в нашем тексте и ответьте на вопрос: почему прилагательные суровая и снежная разделены запятой? (Однородные члены предложения).
– Обратили ли вы внимание на то, сколько в этом тексте имен прилагательных?
– Как вы думаете, какова их роль в данном тексте? (Они придают тексту яркость, образность, выразительность).
– Теперь прочитайте предложения, в которых есть НЕ с прилагательными.
Подумайте и скажите, как будет писаться НЕ с прилагательными во всех предложениях данного текста? Слитно или раздельно? Объясните почему?
6.
Работа с учебником.– Откройте упражнение 310 на странице 130. Прочитайте задание к упражнению. Как будет писаться НЕ с прилагательными в 1, 2, 3 предложениях?
– Запишите 1,2, 3-е предложения и объясните условие выбора орфограммы.
(2чел. работают у доски).
1 группа записывает 1,3 предложения
2 группа записывает 2,3 предложения
2 ученика у доски.
7.
Домашнее задание.– Дома вы должны закончить это упражнение, выполнив предложения 4,5,6, повторить параграф 54.
8. Закрепление правописания НЕ при противопоставлении с выбором нужного прилагательного.
Слайд №7
– Ребята, все вы в детстве читали русские народные сказки и помните их героев: лису, зайца, волка. Давайте вспомним, какие они по характеру? Вам нужно на место пропусков вставить подходящие по смыслу прилагательные.
Лиса (вовсе не) глупая, а хитрая.
Волк (совсем не) добрый, а злой.
Заяц (не) хвастливый, а трусливый
Слова для справок: глупый, добрый, хитрый, злой, трусливый, хвастливый, а, совсем не, вовсе не, глупый, мудрый, храбрый.
– Объясните, как пишется НЕ с прилагательными в данных предложениях и почему?
Игра “Сюрприз”.
– Ой, ребята! А про шкатулку – то мы совсем забыли. Что же нам Всезнайка оставил в ней? Помните его? Нашего помощника? Давайте посмотрим, что лежит внутри шкатулки. Ученик открывает шкатулку, достаёт письмо и читает его.
Слайд №8
Письмо.
Дорогие, ребята! На прошлых уроках вы показали не плохие, а хорошие знания о правописании НЕ с разными частями речи. Не думайте, что ваши уроки были вовсе не интересные. Я очень остался доволен вашими уроками.
– Найдите, пожалуйста, в письме Всезнайки НЕ с прилагательными и объясните их написание. (1чел. работает устно).
P.S.: Ребята, я для вас приготовил задание, выполнив которое, вы узнаете приятную новость. Желаю удачи!
(Первые 2-3 человека, которые выполнят его первыми и правильно, не получат домашнее задание).
9. Самостоятельная работа.
– А вот и задание от Всезнайки: “ Собери предложение”.
Слайд №9
Человек, а, этот, правдивый, не, лживый.
У, доброе, не, злое, этого, человека, а, сердце, очень.
10.
Обобщение изученного.– Итак, обобщим с вами все выше сказанное о правописании НЕ с прилагательными.
– Как пишется НЕ с прилагательными? Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?
Слайд №10
Пиши слитно |
Пиши раздельно |
1. Если слово не употребляется без не. (неряшливый) |
1. Если есть противопоставление с союзом А. На улице дует не теплый, а холодный ветер. |
2. Если слово можно заменить синонимом. Нелживый (правдивый) |
2.Если к прилагательным относятся слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Я читаю нисколько не интересную книгу. |
11.
Рефлексия.Слайд№11
Работа с рефлексивной анкетой:
Урок был…
Урок был (не) скучный, а интересный.
Урок был (не) интересный, а скучный.
Моё настроение.
Моё настроение было (не)грустное, а весёлое.
Моё настроение было (не)весёлое, а грустное.
Литература: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Izotrud/BGM_Arte_Osen.htm