Логопедическое занятие "Путешествие в страну мягких звуков"

Разделы: Логопедия


Цель урока: Научить различать звуки [П`], [Т`], [К`], [Х`].

Задачи (обучающие):

– закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
– формировать умение подбирать слова на данные звуки;
– формировать навыки звукового анализа и составления схем слов;
– формировать навыки употребления падежных окончаний существительных множественного числа;
– развивать связную речь.

Задачи (коррекционные):

– развитие мимической и общей мускулатуры;
– коррекция просодической стороны речи;
– развитие фонематического слуха, слухоречевой памяти;
– формирование произвольного внимания путем активизации познавательного интереса.

Задачи (воспитательные)

– формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
– развитие личностных качеств: внимания, усидчивости, сдержанности;
– развитие навыков общения со сверстниками через совместную деятельность

Оборудование: комната для групповых занятий, столы и стулья по количеству детей, мольберт, грамматические пеналы; карта путешествия, 2 ведра, рыбки с изображение предметов на звуки [П`] – [П`], конверты со схемами слов “кит”, “кот”, звуковые дорожки, предметные картинки: пеликан, грустный кит, веселый кит, петухи; игрушка утенок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в комнату для занятий. Учитель обращается к детям.

– Ребята, смотрите, какую я нашла карту, на ней нарисован какой-то маршрут. Приложение 1. Предлагаю отправиться в путь и все самим узнать. Кто встречает нас в начале пути? (Аист)

2. Упражнение “Аист”.

– Аист, аист, длинноногий.
Укажи нам путь дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой
Снова левою ногой.

Дети выполняют движения по тексту: поднимают высоко колени “шагают” на месте, одновременно поднимая руки в стороны “машут крыльями”; делают 4 шага вперед подходят к столу, на котором размещена зеленая поляна с утенком, зеркала в коробке.

3. Интонационная выразительность и фонематическое восприятие.

– Этого утенка зовут Тим. Скажите, а что умеет делать утенок?

Дети отвечают на вопросы, подбирая слова-действия. Утенок умеет плавать, нырять, щипать, ловить, крякать…

– Утенок Тим был забиякой, любил дразнить своих братьев – утят. Послушайте и повторите как Тим.

Дети берут зеркала. Они слушают и повторяют вслед за учителем слоговые ряды, передавая интонацию и контролируя мимику в зеркало.

Весело, радостно

тю-тя-те

Удивленно

тя-те-тю?

Тихо, испуганно

ать-оть-уть

Громко, сердито

те-те-те!

Тихо

ти-ти-ти

Весело

ать-ать-ать!

4. Характеристика звука. Подбор слов на заданный звук.

– Ребята, а кто запомнил, как зовут утенка. Какой первый звук в слове “Тим”? Расскажите об этом звуке. Подарите утенку Тиму слова с этим звуком.

Дети характеризуют звук: согласный, глухой, мягкий. Подбирают слова (телега, телефон, пять, тень).

5. Звуковой анализ слова, игра “Живые звуки”.

– Отправляемся дальше. Как утята мы пойдем и к киту попадем. Утята ходят вразвалочку, покачиваясь с ножки на ножку.

Дети двигаются по кабинету как утята и подходят к мольберту, на котором изображен кит и два конверта со звуковыми схемами слов “кит” и “кот”.

– Кто это в синем море слезы льет? (Кит) Какое настроение у кита? (Грустное). Что-то у него случилось. Посидим в тишине, я послушаю, что скажет кит. Поняла. Посмотрите, киту принесли два письма. А он не знает, какой для него. Поможем киту.

Дети садятся за столы и выполняют звуковой анализ слова “кит” с помощью звуковых пеналов. Затем сравнивают с изображением на конверте.

– Мы составили схему слова “кит”. Какой конверт для кита, справа или слева. Учитель меняет картинку грустного кита на изображение веселого. Что стало с китом? (Он стал веселый.) В конверте для кита прислали новые песенки.

6. Фонопедическое упражнение “Ракета”.

Под эти песни мы полетим на ракете дальше. Встали прямо. Руки опустили вниз. Вдох, руки поднимаем через стороны вверх. Выдох, медленно опускаем руки через стороны вниз, поем гласные (строчка на выдохе).

А О У Ы И  

Ы У И А О  

И А О Ы У  

7. Дифференциация звуков игра “Накорми пеликана”.

– Мы с вами долетели до острова, на котором живет пеликан. Пеликаны очень любят рыбу. Наш пеликан сегодня еще не завтракал. Но он ест только рыбу, в названии которой есть звук [П`]. В зеленое ведро складываем рыбу для пеликана, в синее – рыбу, в звании которой есть звук [П].

Дети берут рыбку, называют слово, выделяют звук и складывают в соответствующее ведро.

8. Развитие фонематического слуха, игра “Волшебный квадрат”.

– Пеликан благодарит вас за помощь. Он остался сыт и доволен. А мы садимся на пароход и отправляемся в путь.

Звукоподражание “Пароход гудит: – ы-ы-ы”. Дети садятся за столы.

– А к кому мы приплыли, отгадайте загадку.

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Встает на заре,
Поет во дворе. (Петух)

– А когда много мы говорим… (Петухи) Петухи приглашают нас поиграть с “Волшебным квадратом”.

Дети садятся за столы и работают с большим квадратом и маленькими зелеными квадратиками. Учитель называет слово, если в слове встречается звук [Х`], ячейка большого квадрата закрывается маленьким зеленым квадратом. Затем работа проверяется.

Примерный перечень слов:

мухи

хобот

стихи

хвост

духи

мох

хек

халва петухи

 

– У кого получился такой же узор? Молодцы. Кто запомнил, в каких словах встретился звук [Х`].

Логопед показывает узор на “Волшебном квадрате”, дети сверяют свои работы с образцом.

9. Грамматическое упражнение “Закончи предложение”.

– А сейчас мы поиграем со словом “петухи” в игру “Закончи предложение”.

У хозяина были (петухи).
Были красивые, пестрые крылья у (петухов).
Дают зерно (петухам).
Хозяин кормит своих (петухов).
Хозяин ухаживает за своими (петухами).
Хозяйка вспоминает о своих (петухах).

10. Подведение итогов.

– Ребята, посмотрите на карту. Мы везде побывали и вернулись в детский сад. Молодцы. С кем вы встретились во время путешествия? С какими звуками играли? От всех героев вам угощение. А какое угадайте.

Игра “Угадай” Дети задают наводящие вопросы. Логопед отвечает “Да” или “Нет”.