Вид урока: урок-обобщение.
Цели:
- Предметные:
- формирование типа правильной читательской деятельности;
- делить произведение на части и озаглавливать их, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора;
- подробно и выборочно пересказыватьтекст, составлятьустный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлятьо характере и поступках героя;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.
- Метапредметные:
- а) познавательные:
- формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, соотносить иллюстрации с содержанием текста;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- б) регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану;
- соотнесение результата с целью и оценивания его.
- в) коммуникативные:
- формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- расширять и активизировать словарный запас детей, донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.
- а) познавательные:
- Личностные:
- формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
- находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.
Оборудование: учебник по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир», тетрадь к учебнику на печатной основе, презентация, компьютер, проектор, экран, выставка книг Туве Янссон.
Этапы урока | Содержание урока |
Формирование УУД |
|
Действия учителя |
Действия учеников |
||
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент Организует беседу, выявляющую тему предстоящего урока – Здравствуйте, ребята. Что мы делаем на
уроках литературного чтения? 2. Проверка домашнего задания – Как называется раздел, который мы читаем? – Почему раздел так называется? – Дома вы должны были дочитать отрывок из сказки Туве Янссон «Шляпа Волшебника» и нарисовать иллюстрацию, а желающие прочитать сказку целиком. Совместно с учениками организует выставку детских иллюстраций. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Читаем сказки, стихотворения, рассказы; беседуем с авторами произведений, друг с другом; отвечаем на вопросы; составляем план, пересказываем содержание; даём характеристику героям и т.д Предположения детей. Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Название раздела: «Сказочные человечки» Рассказы ребят о проиллюстрированном сюжете, демонстрация своих рисунков. |
Коммуникативные: развиваем умение
оформлять свои мысли в устной форме; умение
слушать и понимать речь других; строить понятные
для собеседника высказывания;договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией одноклассников. |
II. Целостный анализ текста
|
1. Работа с текстом после чтения 1
главы – Ребята, сначала давайте
вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках об
авторе этого произведения. Рассказ учителя об авторе – Когда твоя мама – художник, а папа – скульптор, жить довольно весело. Когда в доме почти всю ночь играет музыка, комнаты заполнены людьми... Когда дом бабушки стоит на огромной поляне в лесу... Тогда жизнь становится похожей на сказку, тогда можно найти огромный серебряный камень у железной дороги, можно иметь свой собственный айсберг, а ещё можно вырасти и придумать Муми-троллей... |
Ответы детей сопровождаются
презентацией (возможные варианты ответов): –Сначала
Туве только иллюстрировала (как и её мама) чужие
книжки... А потом выходит её первая книжка «Комета
прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские).
|
Коммуникативные УУД: оформлять
свои мысли в устной форме; развиваем умение
слушать и понимать речь других.
Коммуникативные УУД: согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения одноклассников.
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Предметные умения: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли; озаглавливатьч асти; осознанно, правильно, выразительно читатьцелыми словами; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Предметные результаты: относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); Предметные умения: составлять устный рассказ о герое. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: строить высказывания, понятные для партнёров, понимать на слух ответы одноклассников. Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. |
2. Краткий пересказ частей первой
главы и составление цитатного плана Организует деление класса на 4 группы, по количеству частей первой главы, для обмена мнениями и уточнения содержания частей, составления цитатного плана. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении заданий.
– О чём говорилось в первой части?
– Ребята, как вы думаете, какое предложение раскрывает тему первой части?
– О чём говорилось во второй части? – Какое предложение раскрывает тему второй части? – О чём говорилось в третьей части? – Какое предложение раскрывает тему третьей части?
– О чём говорилось в четвёртой части?
– Какое предложение раскрывает тему четвёртой части? |
В группах ведётся работа по
краткому пересказу и составлению цитатного
плана. Группы по очереди отвечают на вопросы. – Во второй части Снусмумрик, Снифф и
Муми-тролль поднимаются на вершину горы.Они
находят там шляпу Волшебника и забирают её с
собой. |
||
3. Обсуждение задачи сказки и устный
рассказ о герое Организует обсуждение
характеров героев сказочной повести.
Ставит цель на выявление черт характеров
героев с подтверждением из текста сказки, роли и
значения каждого из персонажей. |
Беседа о героях сказки. Озвучивают ответы, подготовленные группой: от каждой группы заслушивается сообщение об одном герое, о его личностных качествах. Устный рассказ о героях повести по собранному материалу – задание 4 в тетради на стр. 14
Ученики делают выводы, какие отрицательные
качества осуждает автор в своих героях. |
||
4. Работа с иллюстрациями
выборочное чтение – Рассмотрите
иллюстрации. Слайды №№ 16-21 На следующих слайдах расположены иллюстрации из других глав сказки, для детей, которые прочитали сказку целиком. Расскажите, что вы видите. Слайды №№ 22-26 |
Читают соответствующие фрагменты к
иллюстрациям, пересказывают содержание
фрагментов. Рассказывают содержание соответствующих фрагментов. |
||
III.Обобщающая беседа | –Теперь и вы знакомы с Муми-семейством. – Из кого состоит семья Муми-тролля? Что больше всего удивило? – Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства – Где
происходят события? – Что спросил Снифф? Смог ли кто-то ответить на
его вопросы? – Кто стал «первооткрывателем» |
Отвечают на вопросы (возможные
варианты ответов): –Они погружаются в спячку, к ней серьёзно готовятся, набивают желудок хвоей, просыпаются весной; у них есть обеды; вежливы; чистят зубы, то есть они и похожи на людей, и непохожи. Всё семейство ложится спать на целых три месяца и т.д. – В Муми-доле. – С человеком-художником. – Для Муми-троллей как бы остановилось время. –
Героев тоже пять. Ответы детей.
Высказывания детей. |
Коммуникативные УУД: согласовывать
усилия по решению учебной задачи; договариваться
и приходить к общему мнению в совместной
деятельности; учитывать мнения одноклассников. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимо контроль; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
?V. Итог | Организует обсуждение обобщающего
вывода о смысле сказочной повести. – Что сказочного в повести вообще? – Что в этой сказке от настоящей жизни (реальности), а что вымышлено автором? – Почему повесть Туве Янссон называют сказочной повестью? – Какие впечатления остались у вас после чтения сказки? Что вы чувствуете? – Захотелось ли вам побывать в Муми-доле? А иметь таких друзей, как Муми-тролль, Снифф, Снусмумрик? Почему? Герои сказки добрые, дружные, отзывчивые, весёлые. Даже для жадного Сниффа слиток золота такое же сокровище, как и пробковый пояс. А главное достояние долины – стеклянный шар, в котором ворох снежинок падает на маленький домик, если шар потрясти. Туве Янссон зачастую помогает нам понять что-то очень важное… – Давайте разгадаем кроссворд и узнаем кто же из вас самый внимательный читатель. Слайд № 27 – Сказку полностью прочитали ёще не все ученики. Про чью шляпу читали, почему он её оставил? Злой или добрый этот Волшебник? Что случилось дальше? – Видите сколько вопросов осталось. Чтобы ответить на все вопросы, надо прочитать сказку полностью. Организовывает оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. – Что мы делали? – Какое умение формировали? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? |
Ученики высказывают свои
предположения. Работа в группах. Выслушиваются ответы групп.
– Героев Туве Янссон невозможно не полюбить. Они умеют дружить, открыты, добры.
Находят ответы на вопросы, разгадывают кроссворд.
Высказывают свои мнения. Самооценка. |
Коммуникативные: умение работать в
паре и в группах. Предметные результаты: относитьпроизведение к одному из жанров. Личностные результаты: развиваем умения вызказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные: анализировать и оценивать собственную деятельность, самооценка. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя. |
V. Домашнее задание | Организует обсуждение и запись
домашнего задания – Слепить полюбившегося муми-тролля. Слайд № 28 |