Урок литературного чтения по образовательной программе "Школа-2100" по теме "Сказочная повесть Туве Янссон «Шляпа Волшебника»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Вид урока: урок-обобщение.

Цели:

  • Предметные:
    • формирование типа правильной читательской деятельности;  
    • делить произведение на части и озаглавливать их, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора;
    • подробно и выборочно пересказыватьтекст, составлятьустный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
    • размышлятьо характере и поступках героя;
    • учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.
  • Метапредметные:
    • а) познавательные:
      • формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, соотносить иллюстрации с содержанием текста;
      • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
    • б) регулятивные:
      • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану;
      • соотнесение результата с целью и оценивания его.
    • в) коммуникативные:
      • формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
      • расширять и активизировать словарный запас детей, донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.
  • Личностные:
    • формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
    • находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
    • определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

Оборудование: учебник по литературному чтению Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой  «Маленькая дверь в большой мир», тетрадь к учебнику на печатной основе, презентация, компьютер, проектор, экран, выставка книг Туве Янссон.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

Действия учителя

Действия учеников

I. Актуали­зация зна­ний. 1. Организационный момент

Организует беседу, выявляющую тему предстоящего урока

– Здравствуйте, ребята. Что мы делаем  на уроках литературного чтения?
– Сегодня у нас заключительный урок по сказке Туве Янссон «Шляпа Волшебника».  Как вы думаете, чем мы займёмся на уроке?
Пожелаем друг другу удачи и интересных открытий.

2. Проверка домашнего задания

 – Как называется раздел, который мы читаем?

– Почему раздел так называется?

– Дома вы должны были дочитать отрывок из сказки Туве Янссон «Шляпа  Волшебника» и нарисовать иллюстрацию, а желающие прочитать сказку целиком.

Совместно с учениками организует выставку детских иллюстраций.

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

– Читаем сказки, стихотворения, рассказы; беседуем с авторами  произведений, друг с другом; отвечаем на вопросы; составляем план, пересказываем содержание; даём характеристику героям и т.д

Предположения детей.

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

– Название раздела: «Сказочные человечки»
– В сказках этого раздела герои – маленькие сказочные человечки. У них свой маленький мир, свои приключения и чудеса, радости и переживания.

 Рассказы ребят о проиллюстрированном сюжете, демонстрация своих рисунков.

Коммуникативные: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания;договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией одноклассников.

II. Целостный анализ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа с текстом после чтения 1 главы

–  Ребята, сначала давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках об авторе этого произведения.
Слайды №1,2,3,4

Рассказ учителя об авторе

– Когда твоя мама – художник, а папа – скульптор, жить довольно весело. Когда в доме почти всю ночь играет музыка, комнаты заполнены людьми... Когда дом бабушки стоит на огромной поляне в лесу... Тогда жизнь становится похожей на сказку, тогда можно найти огромный серебряный камень у железной дороги, можно иметь свой собственный айсберг, а ещё можно вырасти и придумать Муми-троллей...  

Ответы детей сопровождаются презентацией (возможные варианты ответов):

–Сначала Туве только иллюстрировала (как и её мама) чужие книжки... А потом выходит её первая книжка «Комета прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские).
Туве Марика Янссон родилась в Финляндии. С этого момента
водоворот Муми-событий захватывает весьмир... и это неудивительно. Её книги и героев любят маленькие и взрослые читатели разных стран. Сказки Т. Янссон переведены на 25 языков.

 

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать речь других.

 

Коммуникативные УУД: согласовывать  усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения одноклассников.

 

Регулятивные УУД:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметные умения: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли; озаглавливатьч асти; осознанно, правильно, выразительно читатьцелыми словами;

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Предметные результаты: относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

Предметные умения: составлять устный рассказ о герое.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: строить высказывания, понятные для партнёров, понимать на слух ответы одноклассников.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

2. Краткий пересказ частей первой главы и составление цитатного плана

Организует деление класса на 4 группы, по количеству частей первой главы, для обмена мнениями и уточнения содержания частей, составления цитатного плана. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении заданий.

 

 

 

– О чём говорилось в первой части?

 

 

– Ребята, как вы думаете, какое предложение раскрывает тему первой части?

 

– О чём говорилось во второй части?

– Какое предложение раскрывает тему второй части?

– О чём говорилось в третьей части?

– Какое предложение раскрывает тему третьей части?

 

– О чём говорилось в четвёртой части?

 

– Какое предложение раскрывает тему четвёртой части?

 

В группах ведётся работа по краткому пересказу и составлению цитатного плана.
 Согласовывают в группах усилия по решению учебной задачи. Озвучивают ответы, подготовленные группой:  от каждой группы заслушивается  сообщение об одном герое, о его личностных качествах. Осуществляют взаимоконтроль выполнения заданий.
 Краткий пересказ всех 4 частей (возможные варианты ответов):

Группы по очереди отвечают на вопросы.
– В первой части говорится о том, как герои сказки по очереди просыпались от зимней спячки и приветствовали друг-друга  и радовались тёплому весеннему дню.

«В такой славный денёк непременно надо придумать что-нибудь совсем необыкновенное».

– Во второй части Снусмумрик, Снифф и Муми-тролль поднимаются на вершину горы.Они  находят там шляпу Волшебника и забирают её с собой.
«Кто-то уже тут побывал тут до нас…»
– В третьей части чёрную шляпу примеряет Муми-папа, но она оказывается папе чуточку великовата. Он предлагает использовать шляпу вместо корзины для бумаг.
– «Используем её вместо корзины для бумаг…»
– В четвёртой части говорится о том, что
откуда-то появляются волшебные облака и наши герои устраивают на них весёлые катания.
–  «…всякая вещь, если она достаточно долго пролежит в шляпе Волшебника, превращается в нечто совершенно иное…»

3. Обсуждение задачи сказки и устный рассказ о герое

Организует обсуждение характеров героев сказочной повести.
– Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства героев (что хорошо и что плохо). Перечислите героев и расскажите о них. Рассказы сопровождаются презентацией. Слайды №№ 5-15
Совместно с учениками составление плана рассказа по материалу рабочей тетради, записывается на доске.

  • Внешний вид.
  • Обычаи, нравы и привычки.
  • Черты характера.

Ставит цель на выявление черт характеров героев с подтверждением из текста сказки, роли и значения каждого из персонажей.
Регулирует работу групп.

Беседа о героях сказки.
Озвучивают ответы, подготовленные группой:  от каждой группы заслушивается  сообщение об одном герое, о его личностных качествах.
Устный рассказ о героях повести по собранному материалу – задание 4 в тетради на стр. 14

 

Ученики делают выводы, какие отрицательные качества осуждает автор в своих героях.
Рассказывают о понравившемся герое.
Участвуют в беседе по обсуждению характеров героев

4. Работа с иллюстрациями выборочное чтение

– Рассмотрите иллюстрации.
– Какие моменты изображены?
– Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем вслух.

Слайды №№ 16-21

На следующих слайдах расположены иллюстрации из других глав сказки, для детей, которые прочитали сказку целиком. Расскажите, что вы видите.

Слайды №№ 22-26

 

Читают соответствующие фрагменты к иллюстрациям, пересказывают содержание  фрагментов.
Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Рассказывают содержание соответствующих фрагментов.

III.Обоб­щающая  беседа –Теперь и вы знакомы с Муми-семейством.
– Из кого состоит семья Муми-тролля? Что больше всего удивило?
– Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства

– Где происходят события?
– С кем сравнивается снег?
–  Почему перестали тикать часы?
– Почему Муми-папе повезло, что шляпа ему не подошла?
– А почему тучек было 5?
– На что были похожи тучки?

– Что спросил Снифф? Смог ли кто-то ответить на его вопросы?
– Почему Муми-тролль предложил позвать маму?

– Кто стал «первооткрывателем»
катания на тучках?
– Какое ещё открытие сделала Снорк?
– Как управляли тучками?
– Какое настроение было у наших героев?
– Как отнёсся Муми-папа к необычному занятию своих детей?
–Какой вы себе представляете Муми-маму?
– Кто из Муми-семейства показался самым интересным, забавным?
– Если бы у вас была такая возможность, то какую бы игру с тучками придумали вы?
– Куда Муми-тролли спрятали тучки на ночь?
– Во что они превратились?

Отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
–Они погружаются в спячку, к ней серьёзно готовятся, набивают желудок хвоей, просыпаются весной; у них есть обеды; вежливы; чистят зубы, то есть они и похожи на людей, и непохожи. Всё семейство ложится спать на целых три  месяца и т.д.
– В Муми-доле.
– С человеком-художником.
– Для Муми-троллей как бы остановилось время.

– Героев тоже пять.
– Тучки похожи на больших послушныхкроликов.
– Откуда появились тучки? Об этом никто не знал.
– Может быть, испугался, а может, мама, имея большой жизненный опыт, смогла бы объяснить это чудо.
– Фрекен Снорк и т.д.

Ответы детей.

 

 
– Любящая, заботливая, спокойная, понимающая своих детей.

Высказывания детей.

Коммуникативные УУД: согласовывать  усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения одноклассников.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимо контроль; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

?V. Итог Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле сказочной повести.
– Что сказочного в повести вообще?
– Что в этой сказке от настоящей жизни (реальности), а что вымышлено автором?
– Почему повесть Туве Янссон называют сказочной повестью?
– Какие впечатления остались у вас после чтения сказки? Что вы чувствуете?
– Захотелось ли вам побывать в Муми-доле? А иметь таких друзей, как Муми-тролль, Снифф, Снусмумрик? Почему?
Герои сказки добрые, дружные, отзывчивые, весёлые. Даже для жадного Сниффа слиток золота такое же сокровище, как и пробковый пояс. А главное достояние долины – стеклянный шар, в котором ворох снежинок падает на маленький домик, если шар потрясти. Туве Янссон зачастую помогает нам понять что-то очень важное…
– Давайте разгадаем кроссворд и узнаем кто же из вас самый внимательный читатель.
Слайд № 27
– Сказку полностью прочитали ёще не все ученики. Про чью шляпу читали, почему он её оставил? Злой или добрый этот Волшебник? Что случилось дальше?
– Видите сколько вопросов осталось. Чтобы ответить на все вопросы, надо прочитать сказку полностью.
Организовывает оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ученики высказывают свои предположения.

Работа в группах. Выслушиваются ответы групп.

 

Героев Туве Янссон невозможно не полюбить. Они умеют дружить, открыты, добры.

 

Находят ответы на вопросы, разгадывают кроссворд.

 

 

Высказывают свои мнения.

Самооценка.

Коммуникативные: умение работать в паре и в группах.
Предметные результаты: относитьпроизведение к одному из жанров.
Личностные результаты:
развиваем умения вызказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Регулятивные: анализировать и оценивать собственную  деятельность, самооценка.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя.
V. Домаш­нее задание Организует обсуждение и запись домашнего задания
– Слепить полюбившегося муми-тролля.  Слайд № 28