Интегрированный урок "история + физика + математика" "С.П. Королёв и его изобретения". 10-й класс

Разделы: Математика, Физика, История и обществознание

Класс: 10


Цели урока:

  1. Способствовать формированию единого представления о развитии человеческой общности в заданный исторический период.
  2. Показать взаимную связь общественного развития с развитием науки того времени.
  3. Проследить за отражением политических событий на жизни конкретных ученых.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление об исторической эпохе начала XX.
  2. Узнать, какое участие принимал С.П. Королев в исторических событиях.
  3. Найти ответ на вопрос, почему Королева С.П. называют отцом отечественной ракетно-космической техники.
  4. Познакомиться с расчетом скорости движения тела, брошенного горизонтально экспериментально, представить математический расчет начальной скорости.

Основополагающий вопрос:

Что двигало ученого в такое непростое время заниматься наукой, даже под угрозой смерти?

Предварительная подготовка:

Учащиеся класса делятся на определенные группы примерно за две недели до урока. Механизм распределения по группам весьма прост. Заранее заготавливаются бланки, в которых указывается дата занятия и название группы. После первого (информационного) этапа бланки с названием всех групп раскладываются на столе. Учащиеся сами выбирают бланк, вписывают свои фамилии и на этом же бланке делают записи. Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.

Карточки-задания для групп:

Группа “Апологет”:

Используя дополнительную литературу, подготовьте информацию об истории создания ракетной техники и освоения космического пространства, Королеве С.П., интересных фактов.

Группа “Практик”:

Используя следующее оборудование:

штатив с муфтой и лапкой, лоток для пуска шарика, фанерную доску, шарик, бумагу, кнопки, копировальную бумагу, измерить высоту и дальность полета тела в горизонтальном направлении при его движении под действием силы тяжести.

Группа “Схема”:

Задание: представить математический расчет, отражающий смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать пояснения к нему.

Группа “Вопрос”:

Задание: сформулировать вопросы по содержанию учебного материала

Группа “Эксперты”:

Задание: сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы. Выставить оценки каждой группе по результатам работы.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, бланки для каждой группы, таблички с названием групп, штатив с муфтой и лапкой, желоб дугообразный, шарик стальной, пленка-отметчик, направляющая рейка, скотч, калькуляторы.

Ход урока

Учитель истории:

<Слайд 1> То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением”. Этими словами С.П. Королева я бы хотела начать наш урок. Сегодня мы познакомимся с отцом отечественной ракетно-космической техники, с незаурядным ученым, благодаря которому человек смог выйти в открытый космос, а также рассмотрим покорение космоса с точки зрения физики и математики. Да и день сегодня знаменательный – День Космонавтики. Итак, тема нашего урока: “С.П. Королев и его изобретение через призму истории”.

<Слайд 2>. Главный вопрос: “Что двигало ученого в такое непростое время заниматься наукой, даже под угрозой смерти?”, на который мы найдем ответ в течение урока.

<Слайд 3 – 16>. Слово предоставляется группе “Апологет”. Приложение 1.

Учитель физики:

<Слайд 17>. Главным изобретением С.П. Королева является запуск спутников и ракет в космическое пространство. Давайте с вами сейчас ознакомимся с основами расчета дальности полета и начальной скорости, от которой зависит дальность полета. Слово предоставляется группе “Практик”. Приложение 2.

Учитель математики:

<Слайд 18, 19>. Получив данные группы “Практик”, представители группы “Схема” должна рассчитать начальную скорость шарика, брошенного горизонтально с помощью известных формул. Приложение 3.

Учитель физики:

<Слайд 20, 21>. Конечно, тело, запущенное с такой начальной скоростью не может стать искусственным спутником Земли, вследствие того, что на тело действует сила тяжести со стороны Земли. Если телу сообщить в горизонтальном направлении на высоте h над Землей достаточную скорость, то оно становится Искусственным спутником Земли. Приложение 2.

Учитель истории:

<Слайд 22>. А теперь давайте обсудим результаты работы трех групп и с этой целью, я предоставляю слово группе “Вопрос”, которая подготовила вопросы для дискуссии. Приложение 4.

Учитель математики:

Сейчас я предлагаю слово группе “Эксперты”, которые объявят о позитивных и негативных сторонах деятельности каждой группы, а также оценят их работу. Вы вправе не согласиться с оценкой и обосновать свое несогласие. (Критерии: наглядность, доступность изложения, логичность построения ответа, эмоциональность). Приложение 5.

Учитель истории:

Вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока: “Что двигало ученого в такое непростое время заниматься наукой, даже под угрозой смерти?”. Мы предлагаем каждому ответить на этот вопрос, высказав свое мнение в виде написания сочинения-рассуждения.

<Слайд 23>. А в заключение хочется сказать, что Королев С.П., живший в эту чудовищно непонятную для грядущих поколений эпоху, будет интересен людям будущего. Тем более что его жизнь вместила две революции, две мировые войны, каторгу, тюрьму и великую безликую славу. Пройти все это, сохранив свое "я", не отступаясь от мечты, которая настигла тебя в юные годы, способен только уникальный характер, достойный самого пристального изучения.

Литература:

  1. В.И. Селезнев. Увлекательная физика. М. “Новая школа”, 1997 г.
  2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2006 г.
  3. И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. М. Просвещение, 1997 г.
  4. Ю.М Колягин, М.В. Ткачева и др. Алгебра и начала математического анализа: Учеб. для 10 кл, профильный уровень, 2008 г.
  5. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Курс по выбору “Кривые”. Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М. 2007 г.
  6. О.Т. Диканева. Воспитай творца. М.: Просвещение, 1933.

Презентация