Я работаю учителем-логопедом в группе детей, страдающих общим недоразвитием речи. Состав группы неоднороден: присутствуют дети различного интеллектуального и речевого развития. Чаще всего общее недоразвитие речи осложнено другими речевыми дефектами, такими как стертая дизартрия.
Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка. Коррекционно-педагогическая работа строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада").
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи я отвожу формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Мой практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Проведя логопедическое обследование детей пятилетнего возраста поступающих в речевую группу, я пришла к выводу, что только 30 % из них обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. У остальных детей этой готовности нет. Отсюда приходим к выводу, что для детей, имеющих недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением звукового анализа, должны быть применены дополнительные средства обучения, обеспечивающие специальные условия формирования фонематических представлений. Средства эти выражаются в коррекции произношения и систематических упражнениях по звуковому анализу.
Коррекционную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза я начинаю со старшей группы. Эта работа проводится в несколько этапов и занимает два года обучения.
На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например, выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. И дети допускают здесь многочисленные ошибки. Поэтому коррекционную работу я начинаю с подготовки детей к звуковому анализу. Я использую разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда на основе художественных произведений: тема "Предметный ряд" – с использованием русской народной сказки "Репка"; тема "Ряд по величине" – сказки JI.H. Толстого "Три медведя"; тема "Ряд по цвету" – сказки В.Г. Сутеева "Петух и краски"; тема "Ряд по форме" – русской народной сказки "Колобок".
Параллельно с этим ведется работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания. На занятиях мы играем в такие игры, как "Угадай, кто кричит", "Где позвонили?", "Угадай, на чем играю", "Кто тебя позвал?", "Близко или далеко" и другие.
Активно используется в работе картотека по формированию фонематического восприятия, которая включает специальные упражнения:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
Одновременно с этим начинается работа по уточнению правильно произносимых звуков, постановке и первоначальному закреплению отсутствующих.
На первом году обучения изучаются звуки легко и правильно произносимые всеми детьми. Это в первую очередь гласные звуки и некоторые согласные (м, п, т, к, х и др.). Каждый звук сначала уточняется изолировано, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов.
Работа начинается с гласных звуков. На занятиях мы поем гласные, знакомимся с термином "гласный звук", учимся узнавать гласные на слух в ряду других звуков. Для этого использую игры: "Хлопни в ладоши", "Подними руку" (глаза закрыты), "Подними символ", "Бегите ко мне" и другие. Кроме этого, дети учатся выделять сначала первый ударный гласный звук, а позже безударный.
Дети часто путают "начало", "середину" и "конец" слова. Чтобы помочь им, в работе я использую специальные карточки-схемы ("птички") для определения места звука в слове. Головка птички – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. Как показывает опыт, "птички" нужны для занятий в старшей группе. В подготовительной группе необходимость в них отпадает, так как дети уже хорошо ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без "птичек".
На следующем этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза мы учимся определять порядок гласных звуков в сочетаниях АУ, АУИ. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы гласных звуков по внешнему виду напоминают очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А – большой круг, У – маленький кружок, О – овал, И – полоска, Э – нижняя половинка круга, Ы – верхняя половинка круга. Они располагаются на красном фоне. Символы согласных звуков содержат какой-либо элемент, подсказку, из картинки-символа, например, К – капля (капает дождик), М – рога (мычит бычок) и т.д. Они располагаются на синем фоне. Символы звуков можно изготовить на разных геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, овал и др.), чтобы дети не зацикливались на одной форме.
Дети, как правило, очень любят заниматься на занятиях используя различную символику (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы и другие), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Практика подтверждает, что использование символики эффективно. Так, например, использование зрительных символов звуков дает возможность детям уже в старшей группе "читать" слоги и маленькие слова, а с моей стороны контролировать правильность фонематического восприятия детьми звуков и звукосочетаний.
Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы: выложить на коврографе, построить из кубиков, посадить звуки в вагончики, поселить в домики, одеть человечков и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.
Практический опыт убеждает в том, что чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.
Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина "согласный". Мы с детьми учимся многократно произносить согласные, озвучивая картинки-символы: "мычим", "пыхтим", "свистим" и т.д. Сравнивая гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.
Одновременно переходим к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза – это выделение последнего согласного звука в слове (дом) и анализ и синтез обратного слога (aп). На этом этапе обучения широко используем игры: "Звук заблудился", "Подскажи Петрушке звук", "Живые звуки", "Звуки рассыпались", "Звук потерялся", "Добавь звук" и др.
По мере прохождения звуков, усложняются формы звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять первый согласный звук из слова (мак), слогообразующий гласный в односложных словах (мак), анализировать прямой слог (са), выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. В старшей группе звуковой анализ и синтез заканчивается на уровне односложных слов типа сук, суп, мак.
В конце первого года обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций.
На протяжении всех периодов обучения я использую методику, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным. Согласно этой теории при обучении соблюдается следующая последовательность этапов формирования умственных действий в процессе обучения:
- Этап разъяснения ориентировочной основы действия.
- Этап предметного материального (или "материализационного" действия).
- Этап действия в плане громкой речи.
- Этап внутреннего, умственного действия.
Так, например, на 1 этапе задание выполняет логопед, дети смотрят и учатся, а затем пытаются сами выполнить аналогичное задание. На 2 этапе дети выполняют задания сами по образцу, используя пространственные модели (схемы, фишки, символы и т.д.). На 3 этапе дети выделяют звуки без помощи материальных средств, но прибегая сначала к громкому, а позже к шепотному проговариванию слов с интонированием нужного звука. На 4 этапе дети выделяют звуки без вспомогательных средств и без проговаривания.
Таким образом, к концу обучения в старшей группе дети овладевают навыком анализа и синтеза односложных слов.
Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года. Однако я ввожу с первого же занятия буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении. Дети выкладывают из букв сначала слоги, а потом и слова с предварительным анализом, затем с последующим и наконец без анализа.
В начале обучения основное содержание работы направлено на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания.
Учитывая степень доступности форм звукового анализа, я соблюдаю при обучении следующую последовательность в выделении звуков из слов:
- Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка).
- Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот).
- Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом).
- Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного (дом, мак, танк).
- Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода).
- Выделение согласного звука из середины слова (банка).
Далее дети учатся выделять изучаемый звук из любой части слова.
В этом же периоде обучения дети закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка – гласных и согласных – и знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости и мягкости я учу детей, опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения. Так, например, глухость и звонкость мы контролируем при помощи гортани (руку надо положить на горло), а твердость-мягкость – с помощью кисти руки: если звук твердый – рука сжата в кулак, а если мягкий – расслаблена. Одновременно для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет. Звонкость согласных обозначается колокольчиком. Дети начинают активно пользоваться терминами "гласный", "согласный", "твердый", "мягкий", "звонкий", "глухой". Постепенно появляется возможность дать полную характеристику звука, так как детям с ОНР трудно удержать в голове всю последовательность рассказа, я предлагаю им табличку-схему для характеристики звуков.
Привожу ряд упражнений и игр, используемых в первом периоде обучения:
- отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится определенный звук;
- подбор слов по определенной лексической теме с использованием фонетических заданий;
- называние, а затем рисование посуды, фруктов, ягод и т.п., в наименованиях которых содержится заданный звук;
- нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, в названиях которых содержится нужный звук;
- отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
- выделение из ряда произносимых логопедом слов тех, в которых имеется заданный звук (дети поднимают фишку соответствующего цвета);
- название имен детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;
- выделение из предложений слов с заданным звуком;
- выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук (мак, машина, мама);
- выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание слов с этим звуком (жук, кот, каша);
- игра "Найди свое место в слове". Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую следующий прием: маркером делю доску на три части, показывая, где начало, где середина и конец слова. Затем называю слова и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске дается слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-то из детей ошибается, другие его поправляют;
- игра "Домашние животные и их детеныши". Дети вспоминают домашних животных и птиц, в названиях которых имеется определенный звук, например, звук К : коза – козленок, кошка – котенок и т.п.
Аналогично проводятся игры "На чем люди ездят" (назвать все виды транспорта, в названиях которых есть звук С: самолет, троллейбус, автобус, велосипед и т. д.); "Вооружи солдата" (в названии оружия должен быть, например, звук Т: автомат, пулемет, винтовка, граната и т. д.) ; "Обставим комнату" ; "Назови музыкальные инструменты, в названиях которых есть звук..."; "Построим дом" и другие.
Однако умение выделять из слова отдельные звуки не обеспечивает приобретения навыков звукового анализа, необходимых для овладения письмом и чтением. Поэтому следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. В старшей группе дети уже научились анализировать односложные слова (мак), используя схемы и фишки. В подготовительной группе это умение закрепляется. Кроме того, за счет расширения объема изучаемых звуков и букв анализ и синтез слов усложняется. При обучении я учитываю возрастающую степень слоговой трудности в словах:
- односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных (ус, ау);
- односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных (мак);
- двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного (осы);
- двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов (луна);
- двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый (замок);
- двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый (пушка);
- двусложные слова из закрытых слогов (ландыш);
- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);
- односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);
- двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге (крыша);
- двусложные слова разной звуковой структуры (утка, звезда, свисток);
- трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием (канава).
Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами и с разрезной азбукой. При этом дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков.
При обучении я соблюдаю принцип строгой последовательности работы над звуками. Он заключается в том, что при введении в анализ и синтез слов с определенным изучаемым звуком, временно исключается пользование словами с другими сходными звуками, могущими привести к смешению. Так, например, если вводится в анализ и синтез слово со звуком С, то исключаются слова со звуками 3, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ.
Вот некоторые приемы работы, дополнительно к тем, которые использовались ранее:
- придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемого слова (жук – ура, утка);
- придумывание слов из определенного количества звуков (из 4-х: окно, утка);
- придумывание слов, состоящих из 2-3-х звуков, с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
- определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из 3-х, 4-х, 5 звуков;
- придумывание слов на указанный звук;
- придумывание слов из трех звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, том, ком, сом, лом);
- нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.
Игровые приемы:
- перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове;
- покажи столько пальцев, сколько звуков в слове;
- пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла;
- пусть подойдет к столу тот, в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3-Оля, 4-Миша и т.д.);
- игра "Начало слова за тобой" (назови первый звук слов с ак – рак, мак, лак и т.д.);
- найди и опусти в "чудесный мешочек" игрушку, в названии которой второй звук гласный (У) (жук, кукла и т.д.);
- игра "Конец слова за тобой" (добавь третий звук слова: ма – мак, мал; ко – кот, ком, кол и т.д.);
- нарисуй предмет, в названии которого: 2 звука (он, уж), 3 звука (дом, мяч), 4 звука (бант, шкаф, стол) и т.д.
Знакомя детей с двусложными словами, я ввожу понятие "слог". Учу детей делить слова на слоги. Сначала с опорой на тактильные и слуховые ощущения (нажим подбородка на руку, хлопки в ладоши), а потом – с опорой на слух (определение гласных в слове).
На этом этапе обучения анализ и синтез становятся звуко-слоговыми. Для обозначения слов мы используем длинные полоски, а для обозначения слогов – короткие. Кроме того, я использую такие приемы работы, как работа над ритмом и ударением, повторение слогов в определенной последовательности; выделение слов с заданным количеством слогов, графическое изображение, звуко-слоговые схемы слова. Приведу примеры некоторых упражнений и игр, применяемых на этом этапе обучения:
- отобрать картинки, названия которых состоят из одного, двух, трех и т.д. слогов;
- найти картинку, обозначающую двусложное слово с ударением на 1-м слоге, на 2-м слоге;
- отбери картинки, которые обозначают слова с ударением на 1-м слоге;
- подсчитать количество слогов в слове, составить графическую схему и выложить слово из букв;
- игра "Назови часть слова";
- игра "Добавь часть к слову" (ка-ша, Ка-тя, ка-ра-ул и т.д.);
- игра "Предметы вокруг нас" (называние детьми слов, состоящих из 2-х слогов: ва-за, сто-лы, лам-па и т.д.);
- игра "Кто быстрее украсит елку" (игрушками, в названиях которых 2-3 слога);
- игра "Почтальон принес письмо" (письмо вручается лишь тому, кто правильно определил количество слогов в названии предмета, изображенного на открытке);
- игра "Угадай, что изменилось" (кожа – коса – коза и т.д.);
- загадки ("Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик", подсказка: в ответе 3 части) и другие.
В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв маркером на доске и карандашом в тетради. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Для детей с речевым недоразвитием очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях. Это имеет большое значение для профилактики дисграфии наряду с использованием других приемов:
- построение букв из полочек;
- лепка из пластилина;
- угадывание букв наощупь;
- письмо цветными буквами;
- построение цветных цепочек;
- ребусы и другие.
Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организовываю работу, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой К. Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти соответствующую букву в большой кассе, третьему – написать эту букву на доске маркером.
Если анализируется, например, слово кот, то в начале оно анализируется на слух, т.е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук (К) – согласный, глухой, твёрдый, звук (О) – гласный, звук (Т) ) – согласный, глухой, твёрдый.
Затем даются задания для одновременного выполнения уже следующим детям: одному ребенку – выложить это слово из цветных полосок на коврографе, второму – выложить его на доске буквами, третьему – написать маркером на доске. Вызванные дети выполняют их одновременно, а остальные проверяют правильность выполнения заданий.
При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. А я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.
На протяжении всех этапов обучения я провожу работу по коррекции звукопроизношения: постановке и дифференциации звуков, автоматизации их в речи.
Таким образом, развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте: вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.
Опыт показывает, что данная система работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза успешно решает вопрос о коррекции аналитико-синтетической деятельности детей. К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова.
Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогашается словарный запас.
Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.