Цель занятия:
Обобщение знаний детей о диких и домашних животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях.
Задачи занятия:
- Продолжать учить детей описывать птиц, выделяя их характерные признаки.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь.
- Закреплять знания детей в употреблении в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
- Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие время года.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Продолжать развивать интерес к аппликации, умение создавать разнообразные узоры.
- Формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.
Материал и оборудование: макеты деревьев (береза, елка), мольберт, мяч, снежинки, вырезанные из бумаги, картинки с изображением диких и домашних животных, пособие к игре “Кто где живет”, картинки с изображением птиц (синица, снегирь, свиристель, клест, ворона, сорока, голубь), сюжетные картинки к игре “Можно – нельзя”, образец птички-свистульки, готовые формы птичек, разнообразные узоры, вырезанные из цветной бумаги, аудиозапись с пением птиц.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель предлагает поиграть в игру “Рыба, птица, зверь”. После того как все дети приняли участие в игре, раздается телефонный звонок.
Воспитатель отвечает на звонок и сообщает детям о том, что лесная колдунья заколдовала жителей волшебного леса. Спасти их можно только тогда, когда выполнят все задания, которые придумала лесная колдунья.
– Ребята, вы хотите помочь жителям волшебного леса?
– Да!
– Тогда повторяйте за мной: “Крутись, вертись – в лесу появись!”
Дети повторяют за воспитателем с закрытыми глазами. В это время открываются макеты деревьев. Под деревьями лежит письмо. Воспитатель открывает письмо, в котором лежат снежинки с названием дидактических игр.
– Ребята, начинаем с вами операцию по спасению жителей волшебного леса. Давайте посмотрим сколько снежинок?
Дети: (много)
Выполнив все задания, у нас должна получится одна большая снежинка.
1. Дидактическая игра “Когда это бывает?”.
Воспитатель читает стихотворение:
“Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится”“Белый снег одел поля,
Стала белою земля.
Ночью вьюга завывает.
Это все когда бывает?”
– Ребята, о каком времени года говорится в этих стихотворениях?
Дети: (о зиме)
– А что можно сказать о зиме, какая она бывает?
Ответы детей (снежная, лютая, морозная, холодная)
– Ребята, а почему так говорят?
Ответы детей
– Молодцы, ребята! Вы выполнили первое задание. (Прикрепляют снежинку в центре мольберта)
2. Дидактическая игра “Назови и опиши”.
Воспитатель показывает детям картинки деревьев.
– Как называются эти деревья?
Ответы детей (береза, ёлка)
– Что общего у этих деревьев?
Ответы детей (ствол, ветки, листочки)
– Чем береза отличается от елки?
Ответы детей (у березы листочки, ствол белый, а у елочки иголки и ствол коричневый)
– Молодцы, ребята! (Прикрепляют вторую снежинку)
3. Дидактическая игра “Кто где живет?”.
– Ребята, нам нужно правильно расселить животных.
Дети выполняют задание.
– Почему медведя, волка, лису, зайца – мы называем дикими животными?
Ответы детей (они живут в лесу)
– Назовите домашних животных.
Дети перечисляют домашних животных.
– Почему мы их называем домашними животными?
Ответы детей (они живут с нами)
– Как называют у коровы детеныша? У кошки? У собаки? У лошади? У свиньи? (в единственном и множественном числе)
Ответы детей.
– Какие звери зимой спят?
Ответы детей (медведь, ежик)
– А кто меняет свою шубку?
Ответы детей (заяц)
– Ребята, вы выполнили третье задание. (Прикрепляет снежинку)
4. Физ.минутка.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг (дети машут руками)
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать (машут интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете (потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля (низкий наклон вперед, руки в стороны)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть (садятся и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много (встают, машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (дети садятся)
Воспитатель прикрепляет четвертую снежинку.
5. Игра “Отгадай и опиши птицу”.
Воспитатель загадывает загадки о птицах.
“Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: “тень, тень!”
Ответы детей (синица, она маленькая; у нее есть голова, туловище, глазки, клюв, хвост, лапки, крылья, у нее желтая грудка.)
“Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее…(ворона).”“Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?” (сорока)
“Грудка ярче, чем заря. У кого?” (у снегиря)“Эта птица сизокрылая
Любит семечки клевать
И тихонько ворковать.” (голубь)
Дети описывают птиц аналогично синице.
– Ребята, вы выполнили пятое задание. Совсем скоро мы освободим жителей волшебного леса от колдовства. (Прикрепляет пятую снежинку)
6. Дидактическая игра “Можно – нельзя”.
Воспитатель раздает детям сюжетные картинки, предлагает их рассмотреть.
– Алеша, что изображено на твоей картинке? (мальчик разоряет гнездо птицы)
Ответ ребенка.
– Как ты думаешь, можно это делать или нельзя?
Ответ ребенка.
– Почему нельзя?
Ребенок объясняет.
Аналогично – с другими картинками.
– Молодцы, ребята. А теперь послушайте “лесные правила”:
“Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин-дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель прикрепляет шестую снежинку.
7. Пальчиковая гимнастика “Сидит белка на тележке”.
Воспитатель приглашает детей на коврик и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.
Сидит белка на тележке, Дети хлопают и ударяют
Продает она орешки кулачками друг о друга попеременно
Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная
Воробью, синичке, с большого, на обеих руках.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
– Ребята, мы с вами выполнили последнее задание лесной колдуньи.
(Прикрепляют последнюю снежинку) Посмотрите, какая у нас получилась красивая и большая снежинка! Включается аудиозапись.
– Послушайте, как стало в лесу весело!
– Ребята, а сейчас я вам предлагаю украсить птичку-свистульку и подарить ее лесной колдунье. Может быть она тогда станет добрее и не будет больше заколдовывать жителей волшебного леса.
Под музыку дети украшают птичку-свистульку по образцу или по замыслу. Воспитатель кладет все работы в конверт и оставляет его под макетами деревьев.
– Ребята, а теперь нам пора в детский сад, повторяйте за мной: “крутись, вертись – в детском саде появись!”
В это время закрываются макеты деревьев.
– Вот, ребята, мы и вернулись в детский сад. Скажите, а где мы с вами сегодня были?
Ответы детей.
– Что мы там делали?
Ответы детей.
– Мы с вами молодцы?
– Молодцы!
– Ребята, вы сегодня были очень активными, все старались помочь лесным жителям, и поэтому мы так быстро справились со всеми заданиями.