Цели и задачи:
- Учить сжатому изложению с преобразованием стиля текста.
- Отрабатывать умение находить стилевые особенности текста.
- Формировать умения и навыки кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.
- Развивать умение находить главное (существенное) в информации, сокращать текст.
- Пробуждать интерес к новой информации.
- Развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярным текстом.
- Развивать речь, логическое мышление учащихся.
- Воспитывать любознательность, чувство коллективизма, умение работать в группах.
Оборудование: Фотографии кактусов, научно-популярный текст (см. Приложение), маркеры, ватманы.
Тип урока: Урок развития речи (по технологии развития критического мышления через письмо).
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вызов.
Цель: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка собственных целей учеников.
На доске (экране) фотографии кактусов
- Что вы знаете о кактусах?
- Где они могут расти?
- Какие свойства имеют?
III. Осмысление.
Цель: получение новой информации.
1. Чтение текста (см. Приложение) с маркировкой
+ информация известна
- информация новая
! это интересно
2. Беседа о стиле текста, признаках и особенностях.
(Основные признаки научного стиля:1)строгая логичность изложения, 2)смысловая точность, 3)для усиления выразительности используются “проблемные вопросы”, 4)использование цифровых данных. Особенности лексики научного стиля: а) употребление слов в прямом значении; б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.; в) широкое использование терминов. Для научного стиля характерны: частая повторяемость ключевых слов, преобладание имен существительных, прямой порядок слов, редкое использование восклицательных предложений, обилие сложных предложений, частое употребление причастных и деепричастных оборотов. Существует научно-популярный подстиль речи. Литература научно-популярного жанра рассчитана на широкий круг читателей, поэтому она отличается от строго научной более простым изложением научных понятий, специальных терминов.)
3.Осмысление текста при помощи таблицы. Работа по группам.
| Образные средства выразительности | Особенности научного стиля |
| 1. Сравнения - кактусы, как ежи; - похожи на столбы; - шипами крепкими, словно костяными; - большие кактусы похожи на гигантские многорожковые подсвечники и т.д. 2. Метафоры (олицетворения) - плотная кожица; - кактусовый корешок притаится, замрет; - корни кактуса воспрянули; - начинает жадно всасывать; - корни раскинулись; - кактусовое тело; - они ощетинились шипами и т.д. 3. Эпитеты - нежные листья; - великолепным набором; - немилосердное солнце и т.д. |
1. Стилистически нейтральные слова: Маленькие, большие, жизнь, выполняет, вода, кактус и т.д. 2. Общенаучные слова: Разные виды, множество, колючки, влага и т.д. 3. Термины: Устьица, зеленые зерна хлорофилла,кактусовый корешок и т.д. 4. Частая повторяемость ключевых слов: Кактус, вода (влага), корни, растение 5. Преобладание существительных: Набор, приспособление, жизнь, животные, листья и т.д. 6. Прямой порядок слов: Они поднимаются над сухими холмами... Он плотно сомкнет устьица...и т.д. 7. Использование цифровых данных: 20-30 метров, до 6 тонн воды 8. “Проблемный вопрос”: Как умудряется растение собирать здесь такое богатство? 9.Обилие сложных предложений: Животные, чтобы утолить жажду,... Трудно себе представить, что... 10.Употребление дееприч.оборотов: ...вбирая с воздухом необходимый углекислый газ... |
4. Составление плана в виде кластера

5. Работа над сжатием текста (самостоятельно).
IV. Рефлексия
Написание изложения.
V. Итог урока, оценки
- Что нового узнали?
- Что понравилось? Показалось интересным?
VI. Д/з на выбор: 1) Найти информацию о кактусах в энциклопедиях, справочниках для сравнения с вашим текстом. 2) Написать синквейн о кактусе.
Приложение
Задание. Научную информацию, изложенную в этом тексте научно-популярным стилем с обилием ярких, образных выражений, передайте научным стилем в форме конкретного ответа на вопрос: Почему кактусы выживают в безводных, раскаленных почвах?
Все кактусы – а разных видов их имеется множество – обладают великолепным набором приспособлений к жизни. И маленькие, и большие, и круглые, как ежи, и те, что похожи на толстые зеленые столбы, - все они даже в самое сухое время до отказа наполнены водой. Животные, чтобы утолить жажду, разбивали бы, разгрызали эти растения-водоёмы, и, кто знает, сохранилось бы тогда хоть малое число их!
Да не так-то просто подступиться к кактусу: они ощетинились острыми и длинными шипами, крепкими, словно костяными. Трудно себе представить, что это грозное оружие – преображенные листья. Обязанности же листьев выполняет само кактусовое тело.
Глянцевитая плотная кожица его толстого стебля, как кожица листа, пронизана устьицами, и, как в листе, под ней залегают зеленые зерна хлорофилла. А совсем не нужные этому растению расточители влаги - нежные листья превратились в жесткие колючки-защитники.
Самые большие кактусы похожи на гигантские многорожковые подсвечники – канделябры.
Они поднимаются над сухими холмами на высоту трех-, а то и пятиэтажного дома и хранят в себе до шести тонн воды – две автомобильные цистерны!
Как умудряется растение собирать здесь такое богатство? Ведь и под землей в этих местах не просто добыть влагу: слишком тверда спекшаяся, сцементированная почва, слишком много в ней щебня.
Нет, кактус ищет воду не там. Его неглубокие, но длинные корни раскинулись вширь во все стороны на 20-30 метров. В сухие бездождевые сезоны каждый кактусовый корешок словно бы притаится, замрет, а кончик у него даже совсем отсохнет.
Но вот с громом, с молнией приходит пора дождей – зимних или летних, время стремительных, водопадных ливней, и смотри: корни кактуса воспрянули! Быстро, быстрее, чем хвост ящерицы, отрастают у них отсохшие кончики, и растение начинает жадно, неустанно всасывать свежую воду, пока полностью не зальет свои просторные емкости. А потом огнем гори земля и небо под немилосердным мексиканским солнцем!
Кактусу уже не страшно днем. Чтобы не отдавать ни капли из своих сбережений, он плотно сомкнет устьица. Только ночью он открывает их, вбирая с воздухом необходимый углекислый газ.
Таким способом и еще какими-то пока не совсем ясными науке ухищрениями растению удается необычайно долго сохранять накопленное в дожди богатство.
366 слов
Я.Марголин