Цель: познакомить учащихся с одним из важных в истории Великой Отечественной войны сражений, определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.
Задачи:
- познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
- раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
- развивать навыки в работе с картой, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к соотечественникам за совершенный подвиг.
Оборудование: карта "Сталинградская битва", раздаточный материал (карточки - задания), учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. История России XX – начало XXI века. М., «Просвещение», 2009 г. Видеофрагменты из кинофильма «Сталинград». Заранее учащиеся готовят сообщения о героях Сталинградской битвы.
Прогнозируемые результаты: учащиеся должны показать умение работы с картой, видеофрагментами, учебником. Самостоятельно готовить сообщение и выступать на аудиторию.
План урока:
1. Этапы Сталинградской битвы.
2. Итоги и значение.
3. Заключение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие учащихся
II. Новая тема
Записывается тема урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны проанализировать основные события битвы под Сталинградом; охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.
Проблемное задание: Слайд 1. Некоторые
западные историки и военачальники заявляют, что
причинами поражения гитлеровской армии под
Сталинградом являются следующие: ужасные холода,
грязь, снег.
Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос
постарайтесь ответить в конце урока.
Задание учащимся: слушая рассказ учителя, составить тезисный план ответа.
Учитель: Смотрим карту. В середине
июля 1942 г. немецкие войска устремились на
Сталинград – важный стратегический пункт и
крупнейший центр оборонной промышленности.
Сталинградская битва распадается на два периода:
Слайд 2.
I – 17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительный;
II – 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. –
контрнаступление, окружение и разгром немецких
войск.
I период. 17 июля 1942 г. Части 62-й советской армии
вошли в соприкосновение в излучине Дона с
передовыми частями 6-й армии немецких войск под
командованием генерала Паулюса.
Город готовился к обороне: строились
оборонительные сооружения, общая протяжённость
их составляла 3860 м. На важнейших направлениях
были вырыты противотанковые рвы, промышленность
города выпускала до 80 видов военной продукции.
Так, тракторный снабжал фронт танками, а
металлургический завод «Красный Октябрь» –
миномётами. (Видеофрагмент).
В ходе тяжёлых боёв советские войска, проявив
стойкость и героизм, сорвали замысел врага
овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17
августа 1942 г. Немцам удалось продвинуться не
более чем на 60-80 км. (См. карту).
Но всё же враг, хоть и медленно, приближался к
городу. Наступил трагический день 23 августа,
когда 6-я немецкая армия достигла западной
окраины Сталинграда, окружив город с севера.
Одновременно 4-я танковая армия вместе с
румынскими частями продвигалась на Сталинград с
юго – запада. Фашистская авиация подвергла
жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2
тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые
кварталы, промышленные объекты, погибли десятки
тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили
стереть с лица земли город. (Видеофрагмент)
13 сентября противник, введя в бой дополнительно 9
дивизий и одну бригаду, начал штурм города.
Непосредственно оборону города осуществляли 62-я
и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков
Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович).
Начались бои на улицах города. Советские воины
стояли насмерть, защищая каждую пять волжской
земли.
«Ни шагу назад! Стоять насмерть!» – эти слова
стали девизом защитников Сталинграда.
Олицетворением мужества сталинградцев стал
знаменитый дом Павлова.
Слайд 3.
Сообщение учащегося: «За Волгой земли для нас нет» - эта фраза снайпера Василия Зайцева стала крылатой.
Слайд 4.
Сообщение учащегося: В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов.
Слайд 5.
Сообщение учащегося: Как символ бессмертной славы в историю Сталинграда вошло имя морского пехотинца Михаила Паникаха.
Слайд 6.
Сообщение учащегося: Господствующая над городом высота - Мамаев курган, в период Сталинградской битвы - это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией обороны, значащаяся в донесениях как высота 102.
Слайд 7.
Сообщение учащегося: В ходе оборонительного этапа упорство в борьбе за город проявили жители города.
Сообщение учащегося: Последнее
наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 г. на узком
участке у завода «Красные баррикады», где
фашисты одержали свой последний успех.
Итоги оборонительного периода найдите в
учебнике стр. 216.
К середине ноября наступательные возможности
немцев иссякли.
II. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран».
Просмотр видеофрагмента. Ребята выполняют задание – заполнить пропуски в тексте. (Приложение 1)
Вопросы:
- Какие фронты участвовали в операции «Уран»?
- У какого города соединились основные части советской армии?
Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал
Манштейн - ударная танковая группировка.
После упорных боёв дивизии Манштейна
приблизились к окружённым войскам с юго - запада
на расстояние 35-40 км., но подошедшая из резерва 2-я
гвардейская армия под командованием генерала
Малиновского не только остановила врага, но и
нанесла ему сокрушительное поражение.
Одновременно было остановлено наступление
армейской группы Гота, пытавшейся в районе г.
Котельникова разорвать кольцо окружения.
По плану «Кольцо» (руководил осуществлением
операции генерал Рокосовкий) 10 января 1943 года
советские войска начали разгром фашистской
группировки.
2 февраля 1943 года окруженная группировка
противника капитулировала. В плену оказался и
сам её главнокомандующий - генерал - фельдмаршал
Паулюс.
Просмотр видеофрагмента.
Задание. Нанесите на карту «Разгром
немецких войск под Сталинградом» (Приложение
2)
- Направление ударов советских войск;
- Направление контрудара танковой группы Манштейна.
Все действия советских войск в ходе
Сталинградской битвы координировал Георгий
Константинович Жуков.
Победа в Сталинградской битве положила начало
коренному перелому в ходе не только Великой
Отечественной, но и всей Второй мировой войны.
– В чём суть понятия «коренной перелом»? (Немцы
утратили боевой наступательный дух.
Стратегическая инициатива окончательно перешла
в руки советского командования)
– Вернёмся к проблемному заданию: Некоторые
западные историки и военачальники заявляют, что
причинами поражения гитлеровской армии под
Сталинградом являются следующие: ужасные холода,
грязь, снег.
Слайд 8.
– Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы
учащихся)
Слайд 9. «Битва под Сталинградом – это
действительно золотая страница военной истории
нашего народа» - писал командующий
Сталинградским фронтом - генерал Ерёменко. И с
этим нельзя не согласиться.
Стихотворение (читает ученик)
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
«Город не сдай врагу!»
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград…Алексей Сурков
III. Итог
Для закрепления материала выполните задание на
карточках (работа в парах).
(Приложение 3)
Сталинград – это символ мужества, стойкости,
героизма советских воинов. Сталинград - это
символ мощи и величия нашего государства. Под
Сталинградом Красная Армия сломила хребет
немецко-фашистским войскам, под стенами
Сталинграда было положено начало уничтожению
фашизма.
IV. Рефлексия
Выставление оценок, домашнее задание: п. 32,
Литература:
- Алексеев М.Н. Венок славы «Сталинградская битва». М., «Современник», 1987 г.
- Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., «Просвещение», 1991 г.
- Гончарук В.А. «Памятные значки городов - героев». М., «Советская Россия», 1986 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XX? века. М., «Просвещение», 2009 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России 9 класс. Выпуск 2..М., «Просвещение», 1998 г.
- Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. Волгоград «Учитель», 2002 г.