Изучение вариантов пунктограммы "Запятая при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (354 кБ)


I. О понятии “вариант пунктограммы”. Актуальность изучения вариантов пунктограммы

Изучение вариантов пунктограммы актуально, так как является одним из путей предупреждения пунктуационных ошибок. Вопрос о вариантах пунктограммы – это вопрос о текстовом материале для упражнений, вопрос отбора дидактического материала.

Предложения с одной и той же пунктограммой неоднородны по своим структурным, смысловым и интонационным особенностям. Наличие той или иной особенности может создавать дополнительные трудности в применении правила. “Разновидность пунктограммы, имеющая тот или иной её несущественный признак, без специальной работы над которым учащиеся затрудняются применять соответствующее правило, в методике обозначается термином “вариант пунктограммы””. [13] Варианты пунктограммы выделяются в зависимости от структурных, семантических и интонационных особенностей предложений, знаки препинания в которых ставятся по данному правилу. Например, местоположение компонента предложения (подлежащего, сказуемого, определяемого слова, оборота): определение находится перед определяемым словом и имеет добавочное значение, нераспространенное приложение стоит после определяемого слова, собственного имени; способ выражения частей сложных и простых предложений: определяемое слово при обособленном определении выражено личным местоимением, обращение выражено собственным и нарицательным именем лица и т.п.

Использование на занятиях вариантного материала и обучение школьников умственным действиям – вопросы, которые взаимосвязаны. Как показали исследования психологов, умственное действие можно сформировать и без учёта вариантов пунктограммы, но такое действие учащиеся успешно применяют лишь для тех вариантов, на материале которых оно сформировано. Для формирования у учеников правильных обобщений необходимо, чтобы учащиеся осознали особенности каждого варианта пунктограммы. К тому же анализ заданий части АЕГЭ по русскому языку, в которых учащимся предлагается определить, на месте каких цифр должны стоять запятые, показал, что авторами экзамена отбираются предложения, совмещающие в себе несколько пунктограмм или вариантов одной пунктограммы.

Надо отметить, что не всегда при отборе дидактического материала для упражнений, диктантов учитываются варианты пунктограммы, разбираются при объяснении нового материала, науроках обобщения особые случаи той или иной пунктограммы, а анализируются наиболее простые, типичные конструкции. Это касается и дидактического материала, представленного в учебниках и разных пособиях. Особенно мало внимания уделяется конструкциям, в которых совмещается несколько разных пунктограмм или вариантов одной пунктограммы. А именно в работе с подобным дидактическим материалом “школьники приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного с одного способа действия на другой”.[13]

Таким образом, для эффективного обучения важно сгруппировать всё многообразие форм предложений, относящихся к тому или иному правилу, по вариантам пунктограмм.

II. Выделение вариантов пунктограммы “Запятая при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами”

С правилом выделения запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, учащиеся знакомятся при изучении деепричастия в 7 классе. В 8 классе это правило дополняется сведениями о том, что не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий, а также фразеологические обороты наречного значения.

Затруднения у учеников при расстановке знаков препинания часто вызывают предложения, в которых:

1) обстоятельство находится после подлежащего, стоящего в начале предложения, или перед нераспространенным подлежащим, заканчивающим предложение;

2) употреблено два или несколько обстоятельств, находящихся в разных местах предложения либо рядом;

3) обстоятельство находится рядом с союзом (подчинительным или сочинительным).

В большинстве случаев причиной ошибок становится неумение учащихся ориентироваться в структуре предложений. То есть они не замечают обстоятельство, затрудняются установить, с каким членом предложения деепричастие связано по смыслу, что в предложении соединяет союз (однородные сказуемые, части сложного предложения, два деепричастных оборота). Трудности связаны с обнаружением оборота, определением его границ, с особенностями анализа некоторых построений, в которые входит оборот. В этих условиях большое влияние оказывает интонация, а именно несовпадение интонации и пунктуации. Нередко ошибки появляются в результате несформированности у детей умения искатьи находить все имеющиеся в тексте пунктограммы, учащиеся преждевременно считают свою задачу выполненной.

Поэтому для предупреждения данных ошибок важно использовать на уроках вариантный дидактический материал, знакомить с вариантами пунктограммы уже при усвоении теоретического материала.

На основе работ Г. И. Блинова, Д. Э. Розенталя, а также собственного отбора и анализа дидактического материала с учётом типичных ошибок учащихся мною была дополнена известная классификация вариантов пунктограммы “Запятая при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами” А. И. Никерова [13]. Классификация состоит из 22 вариантов, которые делятся на две большие группы: предложения с одним обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и предложения с двумя и более обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. (См. Приложение)

III. Описание презентации “Изучение вариантов пунктограммы “Запятая при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами”

В связи с доказанностью эффективности применения ИКТ приизучении русского языка (и других дисциплин) считаю целесообразным предложить в помощьучителям и ученикам для освоения темы "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами" разработанную мнойпрезентацию.

Данная тема может успешно осваиваться при применении этой презентации, т.к. она основана на работе со схемами, наглядновоплощающими тот обобщенный образ синтаксической конструкции, к которому ученики должны прийти в результате отработки пунктуационного правила. Поэтому, как пишет Никеров А.И., "применение схематической наглядности создает условия для свертывания рассуждения, автоматизацииумения и тем самым убыстряет процесс образования навыка"[13].

Презентация предназначенадля использования в восьмом классе для более углублённого изучения темы “Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами”, а также в старших классах при повторении и обобщении знаний на уроке, индивидуальных занятиях.

Презентация состоит из трёх частей: справочника, тренировочных упражнений, контрольного задания.

В справочнике описываются варианты пунктограммы, наиболее часто встречающиеся и вызывающие затруднения и ошибки у учащихся.

Первое тренировочное упражнение направлено на отработку навыков находитьобстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, определять синтаксическую структуру предложений путём соотнесения их со схемами.

Суть второго тренировочного упражнения заключается в определении структуры предложения, функции союза и расстановке знаков препинания. В упражнение вошли только те варианты пунктограммы, которые вызывают наибольшие затруднения у учащихся, а также часто встречаются в заданиях части А ЕГЭ по русскому языку: конструкции, в которых обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, находятся после союза (подчинительного или сочинительного) либо перед ним.

Третье упражнение имеет те же цели, что и первое: отработка навыка определять структуру предложений путём соотнесения их со схемами. Только в отличие от первого упражнения ученикам предлагается определить, какие предложения соотносятся с данной схемой (одна схема и три варианта предложений).

В последней части содержится контрольное упражнение.

Данная презентация может использоваться частично на разных типах урока (уроке объяснения материала, уроке закрепления, уроке обобщения и систематизации изученного, уроке контроля знаний и умений).

IV. Заключение.

Таким образом, варьирование дидактического материала и сопоставление сходных в чем-либо конструкций имеет целью предупредить смешениеграмматических фактов и пунктуационных правил. "Анализируя на занятияхварианты пунктограмм, учащиеся приучаются различать несущественные исущественные признаки языковых явлений, при решении грамматико-пунктуационных задач опираться на вторые”. [13]

Список использованной литературы.

1. Бабайцева В.В., Бернарская Л.Д. Русский язык. 9 класс: Рабочая тетрадь для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой "Русский язык. Теория. 5-11 классы".- М.: Дрофа, 2010

2. Балашова Л. В., Ягубова М.А. Русский язык: подготовка к государственному централизованному тестированию. – Саратов: “Лицей”, 2004

3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М.: Просвещение, 1990

4. Блинов Г.И. Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 1998

5. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. Собачье сердце: Повесть.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989.

6. Возрастная и педагогическая психология. Учеб.пособие для студентов пед.иститутов. Под ред.проф. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 2005

7. Гац И.Ю. Изучение обособления определений с использованием компьютера // Русский язык в школе.- 1995

8. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М.: Просвещение, 2010

9. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе.- М.: Просвещение, 1982

10. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки.- М.: ООО “Издательство Астрель”, 2004

11. Диктанты для старшеклассников и поступающих в вузы.- М.: Аст-Пресс, 1999

12. Егораева Г. Т. Русский язык 2012. Практикум. Реальные тесты.- М.: “Экзамен”, 2012

13. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок: Романы. Записные книжки.- М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998

14. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М.: Высшая школа, 2001

15. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед.учебных заведений. В 2 книгах. Книга 2. Психология образования.- М: Просвещение: Владос, 1994

16. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.- М.:Просвещение, 1990

17. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго.- М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000

18. Распутин В. Повести и рассказы.- М.: Современник, 1984

19. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск, Саратов, 2008

20. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1994

21.Самолова Т.Н., Самолов Ю.И. Русский язык. Сборник упражнений.9 класс.- Новосибирск, 1997

22. Сенина Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов – на –Дону: “Легион”, 2011

23.Толстой А.Н. Хождение по мукам.- М.: Художественная литература, 1990

24. Шолохов М.А. Тихий дон.- М.: Художественная литература, 1986

25.Шолохов М.А. Поднятая целина.- М.: Художественная литература, 1980