Возраст учащихся 6-10 лет
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить с графическими художественными средствами, их выразительными возможностями;
- сформировать у учащихся представления о том, что такое лубочные картинки;
- закрепить последовательность работы при создании симметричных рисунков с использованием возможностей “графического редактора”;
- ознакомить с этапами создания коллажа.
Воспитательные:
- формировать эстетический вкус;
- способствовать формированию уважительного отношения к работам одноклассников;
- воспитывать интерес к традиционному народному искусству.
Развивающие:
- развивать умение использовать выразительные средства линейного рисунка;
- способствовать развитию творческой фантазии;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать);
- способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитию глазомера, точности, пониманию различия цвета и формы);
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету “Компьютерная графика”.
Оборудование:
- для учителя – мультимедийная техника, демонстрационный материал, фрагмент мультфильма “Аленький цветочек”;
- для учащихся – оборудованные рабочие места с графическими планшетами.
Дидактическое обеспечение: рисунки; репродукции; плакаты; образцы работ; компьютерная презентация.
Методы обучения: объяснительно-демонстративный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная, коллективная.
Работа с понятиями: коллаж, лубочные картинки, перспектива, симметрия, графика, декоративное искусство.
Методические рекомендации:
- Урок проводится в 5 этапов и имеет стандартную структуру комбинированного урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация (5 мин.)
- Вводный инструктаж (5-10 мин.)
- Творческая практическая деятельность учащихся (15-20 мин.)
- Итог урока (2-3 мин.)
Урок относится к разделу Декоративно-прикладная композиция авторской образовательной программы дополнительного образования “Я-Дизайнер”, 1 ступень для детей 6-10 лет “Я вижу мир!”.
Лубочные картинки – доходчивые, яркие, декоративные, с их плоскостными фигурами, условным масштабом и искаженной перспективой, – очень близки детским рисункам и находят живой отклик в детских сердцах.
Для большей эффективности урока желательно, чтобы учащиеся:
- понимали принцип симметричного изображения, имели навыки построения;
- умели пользоваться программой “Графический редактор”;
- понимали принцип хранения информации на компьютере;
- умели сохранять свою работу в определенное место на компьютере.
Работы, выполненные учащимися в “Графическом редакторе”, с использованием режима симметричного отражения.
Петрова Настя 8 лет | Евсютина Мария 8лет | Пилипенко Катя 7 лет |
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута)
Учитель приглашает детей занять свои места, приготовиться к занятию. | Дети размещаются на своих местах, разворачиваясь к демонстрационному экрану. |
2. Актуализация (5 минут)
Содержательная часть этапа урока:
Слайд 1
На слайде тема урока.
– Сегодня у нас необычный урок, у нас гости, вместе с ними мы посмотрим фрагмент мультфильма.
Слайд 2
Учитель включает фрагмент мультфильма “Аленький цветочек”.
Дети смотрят фрагмент мультфильма
– Вы узнали, из какого мультфильма этот фрагмент?
Дети отвечают (Аленький цветочек)
– Правильно, это известная русская сказка “Аленький цветочек”. И тема нашего урока связана с необыкновенной красотой чудесного сада, созданного народной фантазией.
Этот сад увидел купец, отправившийся по торговым делам в далекое путешествие. В поисках подарка для младшей дочери он очутился в волшебном саду, красота которого его потрясла. Сад показался ему райским, так он был прекрасен.
Вернувшись домой, он решил рассказать своим дочерям о чуде, и даже нарисовал. Конечно же, он не учился в художественной школе, он был из простого народа и вот что у него получилось.
Слайд 3 (рисунок купца, как он плыл по морю-океану)
– Расскажите, что изобразил на своем рисунке купец?
Дети отвечают (В слайде появляется надпись “Плывет корабль по морю-океану”)
Слайд 4 (рисунок купца в райском саду)
– На этом рисунке купец нарисовал себя. Где он находится?
Дети отвечают (В слайде появляется надпись “Чудесный сад”)
Слайд 5 (рисунок о том, как купец любит своих дочерей и дорожит ими)
– А здесь что мы видим? Кого изобразил купец?
Дети отвечают (В слайде появляется надпись “Семья”)
Слайд 6
– А вот и сказочные растения, которые увидел купец Степан в волшебном саду и нарисовал их.
Графическое искусство позволяет использовать линию, форму, и немного цвета. Линии могут быть различными по характеру: колючие - покажите руками, какие колючие могут быть линии;
Дети показывают характер линии движением рук.
– Острые – покажите;
Дети показывают характер линии движением рук
– Плавные - покажите.
Дети показывают характер линии движением рук
Слайд 7
– Какие линии вы видите на рисунках?
Дети отвечают (плавные длинные линии, короткие прямые и плавне линии)
– А вы знаете, как называется рисунок короткими линиями?
Дети отвечают если знают ответ, или учитель говорит сам – штриховка.
– При помощи штриха можно передать зеленую травку, пышность листвы, воздушность облаков.
Слайд 8
– Картинки, которые рисовали художники из народа, называли лубочными.
Лубочную картинку вырезали на липовой доске, затем раскрашивали и делали отпечаток на бумаге. В лубочных картинках использовались шесть основных красок – малиновая, зеленая, желтая, красная, коричневая и голубая.
Этот вид графического народного искусства, отличается простотой и доступностью образов, с озорными и интересными сюжетами, дополненными коротким текстом – пословицей, поговоркой.
3. Вводный инструктаж (5 минут)
Слайд 9 (Сообщение названия практической работы)
– Сегодня мы с вами воссоздадим тот волшебный сад, что увидел купец. Будем фантазировать и рисовать сказочное Дерево-Цветок в стиле лубочных картинок.
Растения окружают нас повсюду, в классе, у вас дома, на улице. Вспомните ваши прогулки с родителями на природу, какими чудесными творениями полна наша северная природа.
Какие северные растения вы знаете (деревья, цветы, ягодные кусты)
Дети называют несколько растений.
(Работаем с фотоальбомами, рассматриваем фотографии и картины с северными растениями)
4. Творческая практическая деятельность учащихся (15-20)
Содержательная часть этапа урока:
– Рисовать мы будем необычное, волшебное растение, которого никто не видел. А раз оно волшебное, то и рисовать мы его будем волшебным приемом симметричного рисования.
Посмотрите (на мольберте или на доске учитель рисует половинку растения, комментируя свои действия, показывает фломастеры основных цветов лубка)
Вот что получилось у меня.
Практическая часть этапа урока:
– Теперь ваша очередь. Перед вами карточки-задания (Приложение 1), выберете уровень, с которым вы справитесь.
Дети разворачиваются к мониторам, открывают “графический редактор”.
Через сетевой значок откройте папку “Дизайнер”, затем откройте графическую программу.
Включите режим вертикального отражения. От середины листа кисточкой, тонкой плавной линией рисуем половинку дерева – цветка. Вторая половинка проявляется зеркально. Старайтесь не оставлять зазоров в местах соединения линий.
Ковшом заливки закрашиваем элементы рисунка, используя цвета, соответствующие стилю лубка – малиновая, зеленая, желтая, красная, коричневая и голубая.
Кисточкой черного цвета прорисуйте штриховкой кору на стволе дерева, пушистость листвы и цветков.
Сохраните рисунок, используя локальную сеть, в общую папку “Дизайнер”.
Ребенку, который быстро справился с заданием, учитель предлагает выполнить дополнительное задание (например, нарисовать обложку).
Промежуточный результат:
– Вы хорошо поработали. Проверьте, правильно ли вы сохранили свой рисунок.
Дети проверяют наличие своего рисунка в общей папке. (Приложение 2)
– Наши сказочные деревья готовы и хотят оказаться в райском саду. Хотите стать волшебниками?
Дети отвечают согласием.
– Тогда вставайте, будем выполнять волшебные движения.
Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
“Подними-ка свой листок,
(Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой,
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой)
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны)
Дети садятся на свои места.
Познавательная часть урока:
– Настало время расположить растения в нашем саду. Мы будем создавать единое изображение из частей нескольких отдельных изображений - ваших рисунков. Такое соединение частей называется (может кто-то из вас мне подскажет?) коллаж.
Книга купца оказалась незаконченной (учитель показывает распечатанные иллюстрации по рассказу купца рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4) и у нас есть изображение сада без растений. Из общей папки с волшебными растениями открываем рисунок одного ученика.
(Рассматриваем рисунок. Анализируем, находим место в саду, определяемся с размером - если дерево ближе к нам, оно большее по размеру, если дальше – дерево меньше.
И так со всеми рисунками детей.)
5. Итог урока (2-3 мин)
– Вот и вырос наш сад небывалой красоты (Приложение 3, Приложение 4)! Я для вас в этом саду собрала удивительные плоды, поскорее загадывайте самое заветное желание, и оно обязательно сбудется!
Пока дети угощаются (можно попросить ребенка обойти всех с корзинкой и угостить товарищей и гостей), учитель распечатывает страничку коллажа, собирает в книжку.
– Результат нашего урока, готовая книжка для рассматривания.
Дети рассматривают книжку (Приложение5).
Библиография.
- Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. – М.: “ВАКО”, 2009. – 141с.
- Искусство – детям. Лубочные картинки / Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-9 лет на уроках изобразительного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 24с.
- Лыкова И.А. Сказочный лубок / Альбом для детского художественного творчества. – М.: ИД “Карапуз”, 2008. – 18с.
- Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского [Текст] / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 61 с.
- Фролов, М.И. Учимся рисовать на компьютере [Текст]: самоучитель для детей и родителей / М.И. Фролов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 272 с.