ИКТ-технологии в изобразительном творчестве. Тема: "Путешествие в райский сад "Лубок""

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (70 МБ)


Возраст учащихся 6-10 лет

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • ознакомить с графическими художественными средствами, их выразительными возможностями;
  • сформировать у учащихся представления о том, что такое лубочные картинки;
  • закрепить последовательность работы при создании симметричных рисунков с использованием возможностей “графического редактора”;
  • ознакомить с этапами создания коллажа.

Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус;
  • способствовать формированию уважительного отношения к работам одноклассников;
  • воспитывать интерес к традиционному народному искусству.

Развивающие:

  • развивать умение использовать выразительные средства линейного рисунка;
  • способствовать развитию творческой фантазии;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать);
  • способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитию глазомера, точности, пониманию различия цвета и формы);
  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету “Компьютерная графика”.

Оборудование:

  • для учителя – мультимедийная техника, демонстрационный материал, фрагмент мультфильма “Аленький цветочек”;
  • для учащихся – оборудованные рабочие места с графическими планшетами.

Дидактическое обеспечение: рисунки; репродукции; плакаты; образцы работ; компьютерная презентация.

Методы обучения: объяснительно-демонстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная, коллективная.

Работа с понятиями: коллаж, лубочные картинки, перспектива, симметрия, графика, декоративное искусство.

Методические рекомендации:

  1. Урок проводится в 5 этапов и имеет стандартную структуру комбинированного урока:
  2. Организационный момент (1 мин.)
  3. Актуализация (5 мин.)
  4. Вводный инструктаж (5-10 мин.)
  5. Творческая практическая деятельность учащихся (15-20 мин.)
  6. Итог урока (2-3 мин.)

Урок относится к разделу Декоративно-прикладная композиция авторской образовательной программы дополнительного образования “Я-Дизайнер”, 1 ступень для детей 6-10 лет “Я вижу мир!”.

Лубочные картинки – доходчивые, яркие, декоративные, с их плоскостными фигурами, условным масштабом и искаженной перспективой, – очень близки детским рисункам и находят живой отклик в детских сердцах.

Для большей эффективности урока желательно, чтобы учащиеся:

  • понимали принцип симметричного изображения, имели навыки построения;
  • умели пользоваться программой “Графический редактор”;
  • понимали принцип хранения информации на компьютере;
  • умели сохранять свою работу в определенное место на компьютере.

Работы, выполненные учащимися в “Графическом редакторе”, с использованием режима симметричного отражения.

Петрова Настя 8 лет Евсютина Мария 8лет Пилипенко Катя 7 лет

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

Учитель приглашает детей занять свои места, приготовиться к занятию. Дети размещаются на своих местах, разворачиваясь к демонстрационному экрану.

2. Актуализация (5 минут)

Содержательная часть этапа урока:

Слайд 1

На слайде тема урока.

– Сегодня у нас необычный урок, у нас гости, вместе с ними мы посмотрим фрагмент мультфильма.

Слайд 2

Учитель включает фрагмент мультфильма “Аленький цветочек”.

Дети смотрят фрагмент мультфильма

– Вы узнали, из какого мультфильма этот фрагмент?

Дети отвечают (Аленький цветочек)

– Правильно, это известная русская сказка “Аленький цветочек”. И тема нашего урока связана с необыкновенной красотой чудесного сада, созданного народной фантазией.

Этот сад увидел купец, отправившийся по торговым делам в далекое путешествие. В поисках подарка для младшей дочери он очутился в волшебном саду, красота которого его потрясла. Сад показался ему райским, так он был прекрасен.

Вернувшись домой, он решил рассказать своим дочерям о чуде, и даже нарисовал. Конечно же, он не учился в художественной школе, он был из простого народа и вот что у него получилось.

Слайд 3 (рисунок купца, как он плыл по морю-океану)

– Расскажите, что изобразил на своем рисунке купец?

Дети отвечают (В слайде появляется надпись “Плывет корабль по морю-океану”)

Слайд 4 (рисунок купца в райском саду)

– На этом рисунке купец нарисовал себя. Где он находится?

Дети отвечают (В слайде появляется надпись “Чудесный сад”)

Слайд 5 (рисунок о том, как купец любит своих дочерей и дорожит ими)

– А здесь что мы видим? Кого изобразил купец?

Дети отвечают (В слайде появляется надпись “Семья”)

Слайд 6

– А вот и сказочные растения, которые увидел купец Степан в волшебном саду и нарисовал их.

Графическое искусство позволяет использовать линию, форму, и немного цвета. Линии могут быть различными по характеру: колючие - покажите руками, какие колючие могут быть линии;

Дети показывают характер линии движением рук.

– Острые – покажите;

Дети показывают характер линии движением рук

– Плавные - покажите.

Дети показывают характер линии движением рук

Слайд 7

– Какие линии вы видите на рисунках?

Дети отвечают (плавные длинные линии, короткие прямые и плавне линии)

– А вы знаете, как называется рисунок короткими линиями?

Дети отвечают если знают ответ, или учитель говорит сам – штриховка.

– При помощи штриха можно передать зеленую травку, пышность листвы, воздушность облаков.

Слайд 8

– Картинки, которые рисовали художники из народа, называли лубочными.

Лубочную картинку вырезали на липовой доске, затем раскрашивали и делали отпечаток на бумаге. В лубочных картинках использовались шесть основных красок – малиновая, зеленая, желтая, красная, коричневая и голубая.

Этот вид графического народного искусства, отличается простотой и доступностью образов, с озорными и интересными сюжетами, дополненными коротким текстом – пословицей, поговоркой.

3. Вводный инструктаж (5 минут)

Слайд 9 (Сообщение названия практической работы)

– Сегодня мы с вами воссоздадим тот волшебный сад, что увидел купец. Будем фантазировать и рисовать сказочное Дерево-Цветок в стиле лубочных картинок.

Растения окружают нас повсюду, в классе, у вас дома, на улице. Вспомните ваши прогулки с родителями на природу, какими чудесными творениями полна наша северная природа.

Какие северные растения вы знаете (деревья, цветы, ягодные кусты)

Дети называют несколько растений.

(Работаем с фотоальбомами, рассматриваем фотографии и картины с северными растениями)

4. Творческая практическая деятельность учащихся (15-20)

Содержательная часть этапа урока:

– Рисовать мы будем необычное, волшебное растение, которого никто не видел. А раз оно волшебное, то и рисовать мы его будем волшебным приемом симметричного рисования.

Посмотрите (на мольберте или на доске учитель рисует половинку растения, комментируя свои действия, показывает фломастеры основных цветов лубка)

Вот что получилось у меня.

Практическая часть этапа урока:

– Теперь ваша очередь. Перед вами карточки-задания (Приложение 1), выберете уровень, с которым вы справитесь.

Дети разворачиваются к мониторам, открывают “графический редактор”.

Через сетевой значок откройте папку “Дизайнер”, затем откройте графическую программу.

Включите режим вертикального отражения. От середины листа кисточкой, тонкой плавной линией рисуем половинку дерева – цветка. Вторая половинка проявляется зеркально. Старайтесь не оставлять зазоров в местах соединения линий.

Ковшом заливки закрашиваем элементы рисунка, используя цвета, соответствующие стилю лубка – малиновая, зеленая, желтая, красная, коричневая и голубая.

Кисточкой черного цвета прорисуйте штриховкой кору на стволе дерева, пушистость листвы и цветков.

Сохраните рисунок, используя локальную сеть, в общую папку “Дизайнер”.

Ребенку, который быстро справился с заданием, учитель предлагает выполнить дополнительное задание (например, нарисовать обложку).

Промежуточный результат:

– Вы хорошо поработали. Проверьте, правильно ли вы сохранили свой рисунок.

Дети проверяют наличие своего рисунка в общей папке. (Приложение 2)

– Наши сказочные деревья готовы и хотят оказаться в райском саду. Хотите стать волшебниками?

Дети отвечают согласием.

– Тогда вставайте, будем выполнять волшебные движения.

Физкультминутка

Говорит цветку цветок:
“Подними-ка свой листок,

(Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой,

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.

(Вращение головой)

Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.

(Наклоны)

Дети садятся на свои места.

Познавательная часть урока:

– Настало время расположить растения в нашем саду. Мы будем создавать единое изображение из частей нескольких отдельных изображений - ваших рисунков. Такое соединение частей называется (может кто-то из вас мне подскажет?) коллаж.

Книга купца оказалась незаконченной (учитель показывает распечатанные иллюстрации по рассказу купца рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4) и у нас есть изображение сада без растений. Из общей папки с волшебными растениями открываем рисунок одного ученика.

(Рассматриваем рисунок. Анализируем, находим место в саду, определяемся с размером - если дерево ближе к нам, оно большее по размеру, если дальше – дерево меньше.

И так со всеми рисунками детей.)

5. Итог урока (2-3 мин)

– Вот и вырос наш сад небывалой красоты (Приложение 3, Приложение 4)! Я для вас в этом саду собрала удивительные плоды, поскорее загадывайте самое заветное желание, и оно обязательно сбудется!

Пока дети угощаются (можно попросить ребенка обойти всех с корзинкой и угостить товарищей и гостей), учитель распечатывает страничку коллажа, собирает в книжку.

– Результат нашего урока, готовая книжка для рассматривания.

Дети рассматривают книжку (Приложение5).

Библиография.

  1. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. – М.: “ВАКО”, 2009. – 141с.
  2. Искусство – детям. Лубочные картинки / Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-9 лет на уроках изобразительного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 24с.
  3. Лыкова И.А. Сказочный лубок / Альбом для детского художественного творчества. – М.: ИД “Карапуз”, 2008. – 18с.
  4. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского [Текст] / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 61 с.
  5. Фролов, М.И. Учимся рисовать на компьютере [Текст]: самоучитель для детей и родителей / М.И. Фролов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 272 с.