"Золотая хохлома". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России – Хохлома, формировать навыки росписи в традициях народного промысла, владения приёмами и способами создания композиции, ритма завершённого образа.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с бытовыми предметами расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, особенность росписи.

2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливашка с водой.

План урока:

1. Организационная часть.

2. Вступление

3. Объяснение последовательности выполнения задания с помощью презентации.

4. Самостоятельная работа учащихся

5. Подведение итогов работы.

6. Домашнее задание

Ход урока

Проверяю готовность класса к началу урока.

Сегодня мы познакомимся с известным промыслом не только в нашей стране но и далеко за её пределами, промысел этот называется “Золотая хохлома”. Эта роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом появилась в 16 веке близ Городца в сёле Хохлома, в Нижегородской (Горьковской) области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома. < слайд 2 >.

Изготавливалась посуда из липы, берёзы, осины. < слайд 3,4> . промысел как правило был семейным, каждому находилась работа мужчины точили заготовки посуды, Посуду деревянную сушили, затем женщины шпаклевали её белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду шлифовали что бы не было неровностей, а затем олифой натирали пока изделие не заблестит, только потом покрывали алюминиевым порошком. После того как заготовка прошла поэтапную подготовку к росписи её расписывали стойкими масляными красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Вы спросите, а золото то откуда? Оказывается изделие расписанное покрывалось лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды.

Главным мотивом хохломской росписи < слайд 5 > растительный узор, в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики. Внимательно присмотритесь что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.

Роспись “травка” выполняется красным, чёрным цветом < слайд 6> создаётся из элементов осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Все травинки, малые и большие, кудрявиться, не касаясь стебелька “криуля” < слайд 7> , или же собираются к одному общему “корешку”.

Часто в композиции среди изящных стеблей и листочков рассыпаны спелые ягоды <слайд № 8,9,10> малина, крыжовник, смородина, рябина и клубника а дополняют композицию цветок. Эту роспись назвали под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи. < слайд 11> есть у мастеров несколько приёмов росписи, один из них приём под фон. Сначала мастер досконально выводит рисунок на поверхности бытового предмета, затем заполняет фон красной или чёрной краской, при этом оставляя крупные листья и цветы серебристым цветом. Когда фон просохнет добавляются спелые красные ягоды, травная роспись, приписки зелёной и жёлтой краской. Изделие получается очень нарядное. Хохломская посуда ни воды, ни жара не боится. Как ты думаешь почему?

Практическая работа. Придумайте интересную форму бытового изделия, например поставца или вазы, тарелки, бокала и т.д. распиши его травным орнаментом с ягодами или цветами, не забудь, что работу начинаем со стебля “криуля” он проводится тонкой, плавной линией, затем располагаем по обе стороны ягоды или цветы. Заканчиваем работу припиской к стеблю травкой и осочкой. < слайд 12,13 > .Самостоятельная работа.

Подведение итога: Лучшие работы вывешиваю на доске. У каждого из вас получился эскиз бытового изделия расписанного хохломской росписью, вы замечательно сегодня поработали. Давайте подведем итог нашей изодеятельности на уроке, ответьте на вопросы:

  1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
  2. Как называется роспись и почему у неё такое название?
  3. Из каких элементов состоит данная роспись?
  4. Как называются изделия расписанные мастерами народного промысла?

Домашнее задание: На этом наше знакомство с хохломской росписью не заканчивается, вам предстоит дома ответить на вопросы в конце параграфа.

  1. Почему хохломские изделия золотыми называют?
  2. Что значит образ росписи?
  3. Почему эта посуда до сих пор живёт, а промысел славиться по всей России?
  4. Если у тебя дома изделия расписанные хохломской росписью?

Урок закончен, до свидания.

Литература, используемая для разработки урока

  1. Учебник изобразительное искусство “Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс”, Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва “Просвещение”, 2008 год
  2. Учебно-наглядное пособие для детей “Детям о народном искусстве”, Грибовская А.А., Москва “Просвещение”, 2002 год

Творческие работы “Народные промыслы”