Отличительной особенностью преподавания французского языка как второго иностранного является разный уровень начальной подготовки учащихся. В группе нередко занимаются учащиеся с разным уровнем владения языком. Кроме этого, группа является неоднородной по многим параметрам: потенциальная способность к обучению, способность к овладению иностранным языком, способность к общению на иностранном языке, опыт учения, индивидуальные особенности восприятия, особенности характера, мотивация, уровень владения первым иностранным языком. В связи с этим, индивидуальный подход к обучению каждого ученика является необходимым условием успешности всего учебного процесса.
При личностно ориентированном подходе учащийся выступает в качестве активного субъекта учебной деятельности.
Личностно ориентированный подход обусловливает культуроведческую направленность обучения. Учащийся приобщается к культуре стран изучаемого языка, лучше понимает культуру своей страны, включается в диалог культур.
Коммуникативная направленность в обучении языку предусматривает постановку конкретных коммуникативных задач, которые учащиеся смогут решать к концу планируемого отрезка учебного процесса [2].
Разный уровень подготовки учащихся предполагает адаптацию используемого учебника, подготовку собственных учебно-методических материалов с заданиями разного уровня сложности.
Личностно ориентированный подход определяет содержание обучения (темы, проблемы для обсуждения, речевые ситуации, тексты для чтения и аудирования), методы и приемы работы (выбор тех видов деятельности, упражнений, которые были бы интересны учащимся, не были бы слишком трудными или слишком легкими), организацию управления учебной деятельностью (планирование, индивидуальная оценка работы каждого ученика, участие в работе всей группы, поддержание мотивации).
Практическая направленность получаемых знаний, аутентичность текстового и аудио-визуального материала, актуальность тем для обсуждения, проблемность подачи материала, использование когнитивно-коммуниативных заданий, обращение к личному опыту учащихся, побуждение к выражению собственного мнения – все это способствует поддержанию интереса к изучаемому языку, развитию самоконтроля, формированию адекватной самооценки [1].
При отборе заданий необходимо принимать во внимание: уровень сложности, степень безошибочности выполнения задания, прогноз успешности, объем подготовительной работы, использование дополнительных источников, помощь преподавателя, время выполнения задания.
Успешность обучения во многом зависит от оптимального использования различных типов взаимодействия учащихся: индивидуальная, групповая работа (в парах, тройках). Групповая работа позволяет преподавателю оценить возможность каждого участвовать в общении.
Использование заданий открытого типа, не имеющих единственно правильного решения, позволяет учащимся с разной языковой подготовкой участвовать в работе. К таким заданиям относятся: формулировка вопросов к тексту, запись краткого содержания прочитанного (прослушанного) текста, ответы на вопросы по содержанию текста, выяснение мнения, подбор соответствий, описание картинок, игры на тренировку памяти, написание сочинения на заданную тему за определенное время.
Особое место в работе с учащимися занимает проектная деятельность. Проектная методика имеет практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную работу с групповой и коллективной. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика, его интеллектуальные и творческие способности [3]. При этом создаются дружеские, партнерские отношения между учениками, а также между учителем и учеником. Таким образом, реализация личностно ориентированного подхода в группе учащихся с разным уровнем владения иностранным языком, позволяет каждому эффективно использовать учебное время для получения знаний в атмосфере “успешности”, решать новые коммуникативные задачи, учиться сопоставлять языковые явления в разных языках, реализовывать свои творческие возможности, приобщаться к культуре изучаемого языка.
Преподавателю необходимо отслеживать успехи и неудачи в овладении языком каждого ученика, адаптировать имеющиеся учебно-методические материалы, составлять собственный комплекс упражнений.
Литература.
- Ариян М.А. Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностранные языки в школе. 2007. №1. С. 3–11.
- Бим И.Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. №2. С. 1–15.
- Салтовская Г.Н. Личностно ориентированный урок иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 49–55.