Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

  • Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.
  • Расширить знания детей о функциях Ь в русском языке.
  • Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Ход урока

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

“Не ошибается только тот, кто ничего не делает”.

- Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.)

- А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)

- Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

II этап. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: школа, шкаф, жираф, чайник, щука, жаба.

- Прочитайте слова. Что общего у данных слов? (Это имена существительные. Все слова начинаются на шипящий согласный звук.)

- Что вы знаете о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет, изменяются по числам и имеют род)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. (Карточки с буквами Ж, Ш, Ч, Щ вывешиваются на доску).

- На какие две группы можно разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, существительные женского и мужского рода)

- Разделите слова на группы по родам. Как определить род имени существительного?

- Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.

III этап. Фиксация затруднения и постановка проблемы.

Прочитайте пословицы.

На доске:

  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Ученье - свет, а неученье - тьма.

- Объясните, как вы их понимаете?

- Что общего в этих пословицах? (об учёбе, в обеих встречаются шипящие)

- А что это за буква “ь” знак?

- Какую роль выполняет мягкий в русском языке?

- Найдите в пословицах слова, где мягкий знак отделяет согласную от гласной. (ученье, неученье).

- Запишите. Подчеркните мягкий знак.

- Найдите слова, где мягкий знак показывает на мягкость согласного. (слушать, тьма).

- Запишите, подчеркните мягкий знак.

- В какую группу мы отнесём слово речь?

- Для чего в нём пишется “ь”? Понаблюдаем над словом.

- На какой звук оканчивается слово? Дайте ему характеристику.

- Если я закрою “ь”, то слово произносим так же как и с “ь” знаком?

- Нужен ли “ь” для обозначения мягкости согласного [ч']?

- Значит, это какая-то новая роль “ь” знака, о которой нам сегодня и предстоит узнать.

- Прочитайте, написанные на доске слова: луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.

- Что общего у данных слов? ( Это существительные с шипящим звуком на конце)

- Чем различаются слова? (В одних словах есть Ь, а в других он отсутствует)

- А когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? (не знаем)

- Так какая задача нашего урока?

(Узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет)

IV этап. Поиск решения.

- Ну а теперь будем разбираться, почему разные написания у имен существительных с шипящей на конце:

луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.

- Я хочу предложить вам поработать в группах.

- О каких правилах надо помнить, работая в группе?

Правила работы в группе:

  1. Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;
  2. До конца выслушивайте мнение каждого члена группы;
  3. Помогайте друг другу в работе;
  4. Отстаивайте свою точку зрения.

- А теперь приступаем к работе. Выполните задание, используя алгоритм исследования. Обобщите полученные результаты, сделайте вывод.

Алгоритм исследования:

Прочитайте слова.

  1. Определите род имен существительных.
  2. Запишите слова, распределив их в группы по родам.
  3. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
  4. Сделайте вывод. Изобразите правило в виде схемы, для удобного запоминания.
  5. Составьте алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных с шипящими на конце.

Каждая группа представляет результаты своей работы, доказывает свою точку зрения. Все слушают и подводят итог: кому удалось более точно изобразить правило в виде схемы, составить алгоритм.

- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)

- А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

- Верный ли вывод мы сделали?

- Расскажите алгоритм написания мягкого знака после шипящего.

Есть шипящий на конце слова?

Определяю часть речи.

Если имя существительное, то определяю род.

Если женский род – пишу мягкий знак, если мужской род – мягкий знак не пищу.

V этап. Первичное закрепление.

- Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике.

Физминутка.

- Я буду называть имена существительные с шипящим звуком на конце. Если в этом слове нужно писать “ь”, то вы делаете хлопок над головой, если нет – приседаете.

Ёж, печь, вещь, нож, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж, брошь.

- Запишите словосочетания, объясните орфограмму. Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных пользуйтесь алгоритмом.

Запись на доске:

Огромный лещ, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?

Дети объясняют, применяя алгоритм.

VI этап. Самостоятельная работа.

- А теперь давайте проверим себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.

Я вам подготовила карточки трех цветов:

Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Желтая карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

Выполнение и самопроверка по эталону .

- Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

Самопроверка проводится по образцу:

Врач – м.р., товарищ – м.р., ночь – ж.р., сторож – м.р., силач – м.р.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- Какие слова у вас вызвали затруднение?

- Каким правилом мы должны были воспользоваться?

- Исправьте ошибки.

- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

- У кого задание не вызвало затруднений?

- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

VII. Включение в систему знаний и повторений.

- Предлагаю вам потренироваться.

Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Учащиеся составляют предложения и доказывают написание слов с шипящим на конце.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Достигли мы цели? Докажите.

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – смайлик помощник.

- Что будете делать дома для того, чтобы закрепить знания? (выучим правило, и еще потренируемся).

Домашнее задание:

  • Кто выбрал первый смайлик – ваша карточка зеленого цвета.
  • Кто выбрал второй смайлик – ваша карточка желтого цвета.
  • Кто выбрал третий смайлик – ваша карточка синего цвета.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!