Цели проведения КВН:
- Развитие интереса у учащихся к экологии, расширение общего кругозора;
- Создание у ребят положительной мотивации к выполнению умственных и практических действий;
- Помощь школьникам в осмыслении роли экологии в истории общества и в повседневной жизни;
- Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и сопереживания.
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Каждая игра имеет своей задачей обучить ребенка новому материалу или закрепить имеющиеся у него те или иные знания, умения, навыки. Определенное значение имеет, поэтому, содержание этих игр. Содержание и является основным критерием при классификации этих игр. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам. В этих играх представляется возможность развивать у детей произвольность таких психологических факторов, как внимание и память, самостоятельность мышления, инициативу. Многие из этих игр требуют умения высказать свою мысль в связной и понятной другим форме, применять точную терминологию. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Преследуя в основном задачи умственного влияния, игры содействуют и развитию других сторон личности ребенка. Многообразные задачи, которые ребенку приходится решать, требуют еще и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Главная задача учителя – помочь детям усвоить программный материал. Проводя дидактические игры на уроках и во внеурочное время учителю необходимо соблюдать определенные требования к их подготовке и проведению, если он хочет добиться ощутимых результатов. Эти требования можно условно разделить на две группы: организационные и методические.
Организационные требования.
- Правила должны быть понятными, точно сформулированными, содержание предлагаемого материала – доступно пониманию учащихся данной возрастной группы. В противном случае игра не вызовет интереса.
- Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности и строго опираться на уже полученные ЗУН, иначе она не будет способствовать достижению педагогических целей.
- Материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
- При проведении игр – соревнований должен быть обеспечен контроль ее результатов выборными представителями. Учет результатов должен бать открытым, четким и справедливым. Неясности в решении судей приведут к ошибочным результатам и недовольству участников.
- Ответы учащихся должны быть четкими, однозначными, грамотными.
- Необходимо четко продумать, как отметить лучших участников и победителей.
Методические требования.
- Определить цель игры, ее воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Четко определить, какие знания, умения и навыки приобретут учащиеся в процессе игры.
- Определить, какие дидактические пособия и материалы необходимы для проведения игры. Тщательно их продумать и подготовить.
- Определить регламент для каждого этапа игры. Особое внимание уделить времени на ознакомление с правилами, выяснение всех непонятных моментов.
- Не стоит затягивать игру, так как она потеряет свою занимательность.
- Определить, какие изменения можно внести для повышения интереса учащихся и их активности.
- Продумать, как провести подведение итогов игры. В какой форме обсудить итоги, какие вопросы задать им о ходе и результатах.
Виды дидактических игр.
Репродуктивные игры. Игра проводится после объяснения нового материала, их можно проводить в любом классе при изучении любой темы. Применение таких игр на практике позволяет приучать детей к коллективной работе, что очень важно в достижении положительных результатов обучения. Такие игры помогают сплотить даже самых враждующих учащихся, на время работы они забывают о своих препираниях, дети просто получают удовольствие от общего дела, от общения между собой. А так же:
- Игра способствует более прочному закреплению нового материала, активизации внимания учащихся;
- Повышает интерес к уроку;
- Содействует воспитанию трудолюбия, внимательности, взаимовыручке, умению выслушать своего товарища, самоконтролю и взаимоконтролю;
- Развивает память, мышление, смекалку, эрудированность.
Частично-поисковые игры. Репродуктивные очень удачно сочетаются с частично-поисковыми, которые основываются на выборе необходимого материала и использовании его в правильной последовательности. Детей всегда пугают такие формулировки, как программированные опросы, контрольные и проверочные вопросы, но если такие работы проводить в игровой форме, то они становятся интересными и занимательными для ребят. Для таких игр используются специальные “опросники”.
Такая игровая форма проведения контроля усвоения ЗУН очень нравится учащимся и:
- Способствует более прочному закреплению учебного материала;
- Стимулирует интерес к работе, повышает эмоциональный настрой, формирует навыки самостоятельной работы;
- У учителя появляется возможность оценивать знания максимального количества учащихся;
- Содействует воспитанию трудолюбия и внимательности;
- Развивает память, воображение, смекалку, эрудицию, расширяет кругозор и интеллект учащихся.
Поисковые игры. Включение учащихся в нетрадиционные виды работы с элементами поиска, исследовательским характером ставит их в условия выбора из обилия имеющегося материала, нужного в данной ситуации, поиска нужного способа решения учебной задачи. Такие игры:
- Способствуют более прочному закреплению учебного материала;
- Повышают интерес к материалу и положительный настрой;
- Воспитывают трудолюбие, внимательность, взаимовыручку;
- Развивают память, воображение, мышление, расширяют кругозор.
Творческие игры. Учебная задача настраивает учащихся на проявление ими творческих способностей и творческой активности. При этом:
- Включается максимальное количество учащихся в общую деятельность;
- Повышается эмоциональный настрой;
- Появляется интерес к работе;
- Развивается эстетический вкус учащихся;
- Развивается внимание, абстрактное мышление, память, фантазия, мелкая мускулатура рук.
Творческие игры с элементами ролевых. Эта группа игр является своеобразным отображением жизненных ситуаций. В таких играх инсценируются действия учащихся в условиях воображаемой ситуации. Это наиболее приемлемая форма игры на уроках приготовления пищи, так как все учащиеся включаются в деятельность и сами ощущают значимость своей части работы при получении результата. При этом:
- Повышается эмоциональный настрой;
- Появляется интерес к работе;
- Развивается активная жизненная позиция;
- Воспитывается чувство взаимопомощи и ответственности за успех коллектива, дисциплинированность;
- Развивается речь, сила воли;
- Проявляются творческие способности учащихся.
Игры – путешествия. Такой вид игр в соответствии с возрастными особенностями целесообразно применять на уроках в 5-6 классах. Именно в это время дети еще не успели расстаться со сказочными героями, они занимают важное место в их жизни и встреча со сказкой вызывает интерес. Эти игры:
- Повышают эмоциональный настрой;
- Способствуют более прочному закреплению учебного материала, а также ЗУН по данной теме;
- Развивают память, воображение, внимание;
- Проявляют интерес к работе;
- Проявляют творческие способности учащихся.
Игры – соревнования. Данная группа игр может включать в себя отдельные моменты всех перечисленных игр и выступать в роли самостоятельной игры. Особенность данного типа игр состоит в наличии соревновательной борьбы и духа сотрудничества. Такие игры:
- Способствуют более прочному закреплению материала;
- Повышает эмоциональный настрой;
- Пробуждает интерес к работе и личную заинтересованность в решении учебной задачи;
- Воспитывает чувство взаимопомощи, взаимопроверки, ответственности за успех коллектива, дисциплинированность;
- Развивает память, мышление, силу воли.
Общие выводы.
Трудности в обучении возникают у многих учащихся, частичный выход из этой ситуации может быть в использовании на уроках дидактических игр.
Отвечая возрастным особенностям и потребностям наших детей, игра вызывает особый интерес, положительные эмоции.
Суть игры в самостоятельной форме общения, так как в ней целью являются сами субъекты общения, их собственное развитие. Игра – это форма реализации теоретических и практических знаний, умений и навыков, одновременно вынуждающая ребенка к самоопределению и самоограничению, т.к. она имеет свои организацию, правила, сюжет, игровые задачи, условия проведения.
Ребенок в игре существует как бы в двух измерениях:
- в роли, которая определяется правилами игры;
- в жизненной личностной позиции, которую ребенок вырабатывает сам.
Игра является исполнением желаний наших детей. В процессе совместной игры у них вырабатываются положительные взаимоотношения между собой, умения вести себя в коллективе, постепенно формируется личность ребенка в целом. Игры делают процесс обучения не только интересным и занимательным, обеспечивая повышение интереса к изучаемому материалу и уроку в целом, но и способствуют развитию внимания и воображения учащихся, инициативности и творческой активности, коммуникативных способностей, позволяют всех детей включить в самостоятельную коллективную работу. Игра – это одновременно и творчество и труд. В процессе игры у ребенка вырабатывается умение сосредоточиваться, мыслить самостоятельно. Увлекаясь интересной работой, учащиеся не замечают, что, играя, они учатся, познают, запоминают новый материал, пополняют запас понятий, совершенствуют свои умения и навыки, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети невольно включаются в работу с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести своих товарищей.
Дидактические игры в сочетании с другими методическими приемами обеспечивают эффективность воспитательного процесса, т.е. обеспечивают эмоционально – ценностное наполнение содержания, форм и методов воспитания.
В самом термине “дидактическая игра” подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения, поэтому есть основания утверждать, что использование дидактических игр в системе обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности, и они заслуживают право дополнить традиционные формы и методы обучения и воспитания школьников.
КВН
“Экология вокруг нас”План мероприятия.
Представление команд:
А) название;
Б) девиз;
В) эмблема.
Предварительная оценка.
Конкурс – разминка: вопросы, загадки, пантомима.
Предварительная оценка.
Домашнее задание: костюм из бросового материала, представление костюма.
Предварительная оценка.
Конкурс капитанов.
Ответы на вопросы.
Подведение итогов в КВН.
Проведение мероприятия
Первый конкурс
Представление команд
Ведущий приглашает команды на сцену. По жребию определяет первую выступающую команду. Этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.
В конкурсе оценивается внешний вид участников, подготовка символики, подбор текста и слаженность в выступлении. Зрители и болельщики поддерживают свои команды плакатами и возгласами.
Жюри подводит предварительный итог.
Второй конкурс
Разминка
Ведущий: разминка заключается в письменных ответах на вопросы, которые высвечены на экране. Всего четыре вопроса. Ответы дети пишут на бумаге и сдают жюри. Каждый правильный ответ приносит команде один балл.
Вопросы:
- Из каких растений делают ткани?
- Из чего плетут лапти?
- Для чего мы собираем макулатуру?
- Из чего делают веники?
После того, как ответы сданы в жюри, ведущий обращает внимание всех детей на экран, на котором появляются таблицы с красочными ответами на вопросы.
Жюри подводит предварительный итог.
Третий конкурс
Музыкальный
Ведущий: команды должны вспомнить и исполнить на сцене куплет или припев песни о растениях.
Ответы оцениваются по пятибалльной системе.
Во время работы команды на экране идёт демонстрация видеосюжетов, на которых показаны панно, выполненные из цветных бутылочных пробок “Старик и Золотая рыбка”, “Царевна-лягушка”, декоративное панно.
Команды выступают на сцене. Жюри подводит итоги за три конкурса.
Вопросы к залу:
- Ведущий задаёт вопросы залу, они также дублируются на экране. Правильный ответ приносит балл команде.
- Что вы можете сделать лично для того, чтобы в лесу не было пожаров?
- Почему весной вода в реках грязнее?
Болельщики отвечают, принося команде дополнительные очки. Жюри подводит предварительные итоги.
Четвёртый конкурс
“Фантазия в творчестве”.
Костюм из бросового материала.
На сцену приглашаются капитаны, которые по жребию определят очерёдность выступления команд.
Оценка этого конкурса по пятибалльной системе.
Участники команд представляют свой вариант костюма с защитой. Оценивается творческий подход к работе, разнообразие используемых материалов и соответствие текстового оформления.
Жюри подводит итог по пройденным конкурсам.
Пятый конкурс
Конкурс капитанов
“Прочитай, отгадай, покажи”. Загадки о фауне.
Оценка этого конкурса – один балл за один правильный ответ. Ведущий приглашает на сцену капитанов, которые выбирают по жребию по три задания-вопроса.
Задание: капитан команды должен прочитать загадку про себя и молча показать пантомиму, поясняющую ответ.
Зрители смотрят на пантомиму и подтверждают или опровергают правильность ответа. Балл получает тот капитан, у которого зрители правильно озвучат пантомиму. Если зрители затрудняются в ответе, на помощь приходит экран, на котором высвечивается вопрос.
(дело в том, что дети могут правильно отгадать загадку, но в пантомиме выразить свои мысли не сумеют. При текстовой подсказке зрительный зал приходит на помощь своему капитану)
Примерный перечень загадок:
- У родителей и деток вся одежда из монеток.
- Домовитая хозяйка полетает над лужком,
Похлопочет над цветком – Он поделится медком.
- Глазки изумрудные, шубка пуховая,
Песенки любезные, коготки железные.
- Что за камень у дороги? Есть у камня хвост и ноги,
Не похож он на птенца, а родился из яйца.
- Над водой-водицей – царевна круглолица,
Поёт царевна, да так напевно,
Что все на суше затыкают уши.
- Не пахарь, не столяр, не плотник,
А первый на селе работник.
Жюри подводит итог и оглашает результаты.
Шестой конкурс
“Судьба природа – наша судьба”
Ведущий: на экране вы видите три изречения о природе. Но в этих текстах пропущены некоторые слова, и смысл потерян. Вам предоставляется возможность найти нужные слова в сноске и вставить в соответствующий текст.
Каждый правильный ответ приносит команде один балл. Команда отвечает на вопросы на листах и сдаёт их жюри.
Задание доступное для детей пятых и шестых классов, поэтому справляются они с ним быстро. Жюри ведёт подсчёт баллов и объявляет результаты. Председатель жюри под аплодисменты называет победителя КВН и вручает награду.
Второй команде вручается грамота за активное участие.