Упражнения по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Изучив исторические и психо-физиологические аспекты данной проблемы, мною был разработан комплекс упражнений по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с этим были поставлены определенные цели и задачи, соответствующие этапам работы и уровню сформированности мелкой моторики у детей.

1. Формирование графических навыков. Подготовка руки ребенка к овладению письмом:

  • Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • Развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, следи за тем, как лежит тетрадь, выполняй правила посадки при письме, следи за наклоном букв… И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т.е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка.

На помощь детям по усовершенствованию навыка письма я уделяю особое внимание развитию графической моторики.

  • Рисование по трафаретам.
  • Рисование по фигурным линейкам.
  • Штриховка.
  • Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  • Работа в занимательных прописях для дошкольников (профилактика дисграфии и дислексии).

Большое значение для “постановки руки” имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого или цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

Есть известное педагогическое правило: “ Хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех”. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что не удавалось, а на то, что получилось у ребенка. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще лучше. Как гласит пословица: “Верная указка - не кулак, а ласка”.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Так же при выполнении упражнений ребенок должен контролировать процесс решения и оценивать полученные результаты. При этом педагог задает наводящие вопросы: Сколько и какие палочки надо было написать? Сосчитайте? Правильно ли ты выполнил задание? И т.д. Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснение, составлять алгоритм и самостоятельно оценивать работу.

На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной, целенаправленной деятельностью ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила:

  • Как правильно сидеть;
  • Как положить руки, кисть рук;
  • Как держать правильно карандаш, ручку;
  • Как правильно положить тетрадь.

Учитывая интересы и возможности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, на занятиях я использую следующие виды игр:

  • Игры с пальчиками;
  • Игры со скороговорками;
  • Игры со стихами;
  • Игры с палочками и цветными спичками.
  • Физкультминутки.
  • Пальчиковый алфавит (профилактика дисграфии и дислексии).

2. Совершенствование движений рук, развитие психических процессов:

  • Произвольное внимание;
  • Логическое мышление;
  • Зрительное и слуховое восприятие;
  • Память, речь детей;
  • Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя инвидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемой неумения или нежелания высказывать свои мысли или оречевлять свои действия на занятиях предпочитают выполнять задания, но активизировать связную речь и вступать в диалог они не пытаются. Монологическая речь, как правило, редко используется нашими детьми. Для активизации и усовершенствования связной речи я стала применять интересный вид деятельности. Наиболее доступным материалом оказался песок и маленькие фигурки. Песочница и фигурки легли в основу 3 комплекса работы с детьми.

Использование игр с песком для развития мелкой моторики и связной речи.

Развитие мелкой моторики, посредством манипулирования с маленькими игрушками в песочнице;

Обучение рассказыванию и объяснению действий, которые дети выполняют с предметами;

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития моторики.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пальчиковые упражнения.

Пальчиковые игры с палочками.

Цель: развитие мелкой моторики, координации, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, речи.

Ход: сосчитать палочки, из которых выполнены фигуры. Выложить точно такую же фигуру. Самому придумать и сложить фигуру.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координации, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, речи.

Ход: предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. После заучивания предлагаются небольшие стихотворные задания с использованием пальчиков и театра кукол “Би-ба-бо”.

Физкультминутки.

Цель: стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, усвоение навыков письма, активизация моторики, развитие речи, подвижности, гибкости, внимания.

Игры для развития мелкой моторики.

Игры с предметами домашнего обихода.

Цель: развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса.

Упражнения на развитие координации движения.

Цель: координация движений, развитие внимания.

Игры для развития мелкой и общей моторики.

Цель: развитие остроты слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят, развитие слухового восприятия.

Формирование графических навыков.

Заштрихуй фигуру.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: следует заштриховывать фигуру по образцу, не выходя за контуры. Заштриховывать фигуры, оставляя детали не заштрихованными.

Проведи по линии.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: предложите ребенку провести карандашом точно по линии, не съезжая с нее и не отрывая карандаш от бумаги.

Повтори рисунок.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: предложите ребенку срисовать точно такую же фигуру.

Дорисуй картинки.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: малышу нужно дорисовать картинки, добавив недостающие детали так, чтобы они стали одинаковыми.

Графический диктант.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: ребенок ставит карандаш на точку, затем внимательно слушает и выполняет задание.

Игры по развитию психических функций.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Цель: развитие мелкой моторики, произвольного внимания, памяти, наглядно-образного логического мышления.

Сделай сам.

Занимательные квадраты.

Цель: развитие мелкой моторики, пространственного и логического мышления, формирование и закрепление знаний об окружающем мире.

Ход: перегибая маленькие квадратики по черным сплошным линиям, пробуя различные комбинации, складывать изображения так, чтобы их не было видно.

Оригами.

Цель: развитие мелкой моторики, развитие воображения, памяти, внимания.

Шнуровка.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, пространственных представлений.

Игры по профилактике дисграфии.

Собери букву.

Цель: профилактика оптической дисграфии, развитие мелкой моторики, развитие анализа, синтеза.

Занимательные буквы.

Цель: развитие мелкой моторики, профилактика акустической дисграфии, профилактика дисграфии на основе языкового анализа и синтеза.

Игры с песком.

Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильных ощущений, развитие связной речи, координация движений пальцев рук, мыслительных процессов.

Сухой бассейн.

Цель: развитие мелкой моторики, фонематических функций, внимания, связной речи.