Среди всех нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия) составляет значительный процент. Многие учителя объясняют дисграфические ошибки невнимательностью, неумением учеников слушать объяснения учителя, небрежным отношением к работе. На самом же деле в основе этих ошибок лежит несформированность фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, зрительно-пространственных функций. На основании обследований, проводимых нами в начале каждого учебного года можно сделать вывод о том, что количество детей с нарушениями письменной речи увеличивается (см. Приложение 1, Приложение 2). Данные учащиеся без систематических логопедических занятий заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку, а в некоторых случаях не могут полностью овладеть письмом и чтением в условиях общеобразовательной школы.
Наряду с этим нередко встречаются учащиеся с оптической дисграфией (см. Приложение 3) В нашей статье мы хотим остановиться именно на этом виде нарушения письма и чтения.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений: трудности оптико-пространственного анализа, несформированность графического образа буквы. По мнению Р.И.Лалаевой, «нарушения в воспроизведении букв на письме бывают 2х видов: а) замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, или букв, отличающихся одним дополнительным элементом; б) искажение графического образа букв: зеркальное написание, пропуски элемента буквы, написание лишних элементов буквы, неправильное расположение элементов» [Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» М., «Владос», 1998г., стр. 101].
При характеристике группы учащихся с оптической дисграфией необходимо отметить, что данная категория детей испытывает стойкие трудности при усвоении программы обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственного гнозопраксиса) и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Мелкая моторика у детей не сформирована в полном объеме, отмечается слабость мышц пальцев руки. Исходя из этих особенностей, мы считаем, что основными направлениями работы с данной категорией детей являются:
- Развитие осознания детьми схемы собственного тела, определения направлений в пространстве.
- Развитие пространственных представлений о форме и величине предметов.
- Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, величины).
- Развитие и уточнение временных представлений.
- Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве.
- Формирование умения ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
- Формирование умения ориентироваться на плоскости листа, доски.
- Формирование у учащихся слухового внимания.
- Развитие и совершенствование зрительного восприятия и анализа, зрительно-двигательной координации.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
- Формирование полноценных учебных умений.
Изучая соответствующую практическую и теоретическую литературу по работе над оптической дисграфией, нами было найдено большое количество различных упражнений, заданий, рекомендаций, приемов работы с данной категорией детей. Собственный опыт показал, что работа по коррекции оптической дисграфии длится не менее года, а в отдельных случаях и больше. Поскольку ни у одного из ведущих специалистов в данной области не опубликовано тематического планирования, рассчитанного на 1 год обучения, с прилагающимся перспективным планированием, мы разработали свое. Оно является примерным. Каждый учитель-логопед может проявить свое творчество, используя материал других авторов. Данное планирование рассчитано на год обучения с проведением занятий 3 раза в неделю. Количество часов на определенную тему может увеличиваться или уменьшаться, т.к. не обязательно проводить дифференциацию тех букв, которые на письме и при чтении взаимно не заменяются. Планирование было составлено с опорой на рабочую тетрадь Е.В.Мазановой «Учусь не путать буквы», альбом 1, альбом 2 (упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии), О.Б.Иншаковой «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» (часть 1, часть 2) и Т.А.Ткаченко «Пишем грамотно и красиво».(См. Приложение 4, Приложение 5).
Используемая литература:
- Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М., 2001.
- Р.И. Лалаева « Логопедическая работа в коррекционных классах» М., 1998.
- И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М., 1995.
- Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) М., 2008.
- О.Б.Иншаковой «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» (часть 1, часть 2) М., 2005.
- Т.А.Ткаченко «Пишем грамотно и красиво» М., 2007.