Урок-эстафета "В мире формул"

Разделы: Математика


«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
А. Франс

Цели занятия:

Закрепить:

  1. Знание формул сокращенного умножения;
  2. умение использовать эти формулы при решении уравнения, раскрытия скобок, нахождения значения выражения.

Показать красоту математики, превратить занятие в увлекательное путешествие, где каждый может проявить себя.

Оборудование:

  1. Таблица с правильным решением заданий разминки «Проверь себя»;
  2. На доске записаны уравнения «Математические поля чудес»;
  3. Раздаточный материал – карточки с заданиями для разминки;
  4. Карточки для составления слов (имена ученых);
  5. Таблица, на которой изображен квадрат суммы двух чисел.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ученикам объявляется тема, цели и план урока, которые записаны на доске.

II. Разминка «Проверь себя».

Ученики получают карточки-задания, подписывают их и выполняют предложенные задания. Затем каждый обменивается работой с соседом по парте. Таблица с правильным решением вывешена на доске; по ней ученики проверяют работы друг друга и оценивают.

Приложение 1.

Затем ученики сдают работы экспертной группе (2-3 старшеклассника)

III. ”Ярмарка-распродажа”.

Разминка закончена. Поработали, вспомнили формулы; Сейчас отдохнем немного, побродим по ярмарке, приглядим товар по вкусу. Товар не простой - многочлены и тождества, в которых есть неизвестный одночлен. Тот, кто больше «купит» и при этом расскажет правило, которым пользовался, получает жетон. У кого больше всех жетонов, получает оценку «5»(вывешивается плакат с многочленами, ученик называет номер многочлена, отвечает, и за правильный ответ, получает жетон.)

  1. b2+20b+*=(*+*)2
  2. *-42pk+49k2=(*-*)2
  3. (*+2a)2=*+*+12ab
  4. (3x+*)2=*+*+49x2
  5. 100m4-4n6=(10m2+*)(10m2-*)
  6. (*-b4)(b4+*)=121a10-b8
  7. (*-2m)2=*-40m+4m2
  8. *.(a2-2b)=3a3b-6ab2
  9. *.(x2-xy)=x2y2-xy3

 Ответы

  1. b2+20b+100=(b+10)2
  2. 9p2-42pk+49k2=(3p-7k)
  3. (3b+2a)2=9b2+12ab+4a2
  4. (3x+7y)2=9x2+42xy+49y2
  5. 100m4-4n6=(10m2-2n3)(2n3+10m2)
  6. (11a5-b4)(b4+11a5)=121a10-b8
  7. (10-2m)2=100-40m+4m2
  8. 3ab(a2-2b)=3a2b-6ab2
  9. y2(x2-xy)=x2y2-xy3

IV. «Математическое поле чудес».

Итак, следующий этап путешествия - «математическое поле чудес». На доске записаны 7 уравнений, которые следует решить. Решать будете в парах, затем нужно подойти к экспертной группе, отыскать полученный результат и прикрепить обратной стороной (буквой) к своему уравнению. Если вашего результата нет, уравнение решено неверно.

Приложение 2

V. Найди ошибку.

Подводятся предварительные итоги путешествия. Затем открывается запись на доске с примерами раскрытия или заключения в скобки выражения, которые ученики вместе находят проговаривая формулы и правила еще раз .

Найди ошибку Ошибка
1) (4у-3х)(3х+4у)=8y2-9x2 8y2
2) 100m4-4n6=(10m2-2n2)(10m2+2n2) 2n2
3) (3x+a)2=9x2-6ax+a2 -6ax
4) (6a2-9c)2=36a4-108a2c+18c2 18c2

VI. Подведение итогов.