«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
А. Франс
Цели занятия:
Закрепить:
- Знание формул сокращенного умножения;
- умение использовать эти формулы при решении уравнения, раскрытия скобок, нахождения значения выражения.
Показать красоту математики, превратить занятие в увлекательное путешествие, где каждый может проявить себя.
Оборудование:
- Таблица с правильным решением заданий разминки «Проверь себя»;
- На доске записаны уравнения «Математические поля чудес»;
- Раздаточный материал – карточки с заданиями для разминки;
- Карточки для составления слов (имена ученых);
- Таблица, на которой изображен квадрат суммы двух чисел.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ученикам объявляется тема, цели и план урока, которые записаны на доске.
II. Разминка «Проверь себя».
Ученики получают карточки-задания, подписывают их и выполняют предложенные задания. Затем каждый обменивается работой с соседом по парте. Таблица с правильным решением вывешена на доске; по ней ученики проверяют работы друг друга и оценивают.
Затем ученики сдают работы экспертной группе (2-3 старшеклассника)
III. ”Ярмарка-распродажа”.
Разминка закончена. Поработали, вспомнили формулы; Сейчас отдохнем немного, побродим по ярмарке, приглядим товар по вкусу. Товар не простой - многочлены и тождества, в которых есть неизвестный одночлен. Тот, кто больше «купит» и при этом расскажет правило, которым пользовался, получает жетон. У кого больше всех жетонов, получает оценку «5»(вывешивается плакат с многочленами, ученик называет номер многочлена, отвечает, и за правильный ответ, получает жетон.)
- b2+20b+*=(*+*)2
- *-42pk+49k2=(*-*)2
- (*+2a)2=*+*+12ab
- (3x+*)2=*+*+49x2
- 100m4-4n6=(10m2+*)(10m2-*)
- (*-b4)(b4+*)=121a10-b8
- (*-2m)2=*-40m+4m2
- *.(a2-2b)=3a3b-6ab2
- *.(x2-xy)=x2y2-xy3
Ответы
- b2+20b+100=(b+10)2
- 9p2-42pk+49k2=(3p-7k)
- (3b+2a)2=9b2+12ab+4a2
- (3x+7y)2=9x2+42xy+49y2
- 100m4-4n6=(10m2-2n3)(2n3+10m2)
- (11a5-b4)(b4+11a5)=121a10-b8
- (10-2m)2=100-40m+4m2
- 3ab(a2-2b)=3a2b-6ab2
- y2(x2-xy)=x2y2-xy3
IV. «Математическое поле чудес».
Итак, следующий этап путешествия - «математическое поле чудес». На доске записаны 7 уравнений, которые следует решить. Решать будете в парах, затем нужно подойти к экспертной группе, отыскать полученный результат и прикрепить обратной стороной (буквой) к своему уравнению. Если вашего результата нет, уравнение решено неверно.
V. Найди ошибку.
Подводятся предварительные итоги путешествия. Затем открывается запись на доске с примерами раскрытия или заключения в скобки выражения, которые ученики вместе находят проговаривая формулы и правила еще раз .
Найди ошибку | Ошибка |
1) (4у-3х)(3х+4у)=8y2-9x2 | 8y2 |
2) 100m4-4n6=(10m2-2n2)(10m2+2n2) | 2n2 |
3) (3x+a)2=9x2-6ax+a2 | -6ax |
4) (6a2-9c)2=36a4-108a2c+18c2 | 18c2 |