Цель: учить различать буквы б – д на письме.
Задачи:
- Развитие зрительно-пространственных представлений.
- Развитие зрительно-моторных координаций.
- Закрепление дифференциации букв б – д на письме.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Закрепление правописания звонких согласных «б» и «д» в слабой позиции.
Оборудование: Компьютер, экран, проектор, электронная презентация к занятию, карточки с буквами из наждачной бумаги, элементы букв, карточки с заданиями.
Презентация к уроку. Управление презентацией путем последовательных щелчков. На слайде 4 и 6 выбор ответа осуществляется путем наведения мыши и нажатия кнопки на характерный признак. На слайде 7 видео фрагмент артикуляции звука запускается путем наведения и щелчка мыши на рисунок, на слайде 8 навести мышь, и нажать на ручку дважды.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Ну, ребята, чур молчок!
Начинается урок!
На меня все посмотрели
и тихонечко все сели.
– Ребята сегодня на занятие к нам пришли школьники.
– Прочитайте их имена.
– Какие буквы пропущены? Слайд 2.
– Это ученики 2 класса. У ребят иногда возникают трудности в письме. Богдан и Люба путают буквы б и д.
Сообщение темы занятия. Запись числа в тетрадь.
II. Основная часть.
1. Сравнительный анализ звуков [б] и [д]
Отгадайте загадки. Слайд 3.
Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила в прок.
– Какой первый звук в слове белка?
– Назовите парный ему твёрдый звук.
– Дайте характеристику звуку [б’]. Выберите правильный ответ. Слайд 4. (На экране представлены характерные признаки звуков. Дети выбирают вариант ответа путем наведения и нажатия мыши на него.)
Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Слайд 5.
– Какой первый звук в слове дятел?
– Назовите парный ему твёрдый звук.
– Дайте характеристику звуку [д’]. Выберите правильный ответ. Слайд 6. (На экране представлены характерные признаки звуков. Дети выбирают вариант ответа путем наведения и нажатия мыши на него.)
Работа с зеркалами.
– Как произносим звуки [б] и [д]? (При образовании звука работают [б] губы. При образовании звука [д] язык упирается в десны.) Слайд 7.
2. Сравнительный анализ букв б-д.
– Какой буквой обозначают звук [б’]?, [д’]? Сравнение образов букв с картинками белки и дятла. Слайд 8. (Буква «б» вписывается в силуэт белки, хвост которой направлен вверх. Буква «д» вписывается в силуэт дятла, хвост которого направлен вниз – он упирается в ствол, когда дятел «лечит» деревья.)
Сравнение элементов букв. (Одинаковый элемент – овал, разные элементы – петелька вниз (как у дятла), крючок вверх (как у белки) с закруглением вправо). Выписывание букв б, д на поверхности стола пальцем.
3. Тренировочные упражнения
– Ребята наши герои однажды оказались в лесу. Слайд 9. Давайте и мы с вами отправимся с ними.
1. «В гостях у бобра»
Повторим опорные места Слайд 10.
Звук | Буква | |
Б | «Взрываются» губы | Хвост вверх, как у белки |
Д | Язык упирается в десны | Хвост вниз, как у дятла. |
«Весёлый конструктор» – составить буквы «б» и «д» из элементов. Слайд 11.
- Предложить детям карточки с буквами из наждачной бумаги и обвести каждую букву несколько раз.
2. Под дубом у кабана. Слайд 12, 13.
- Выдели первый звук в слове, запиши соответствующую букву. Минутка чистописания. (Картинки на слайде появляются по щелчку)
3. В гостях у белки. (Слайд 14. Экран выключить, чтобы не отвлекать внимание)
- Записать слоги, дописывая элементы букв по опорным точкам. Прочитать получившиеся слоги. (Учащиеся выполняют задание по карточкам.)
4. На пасеке у медвежонка. Слайд 15, 16.
– Прочитайте слова.
_очка.
– Сколько слов вы прочитали? Какие?
– Что обозначает слово бочка, (дочка). Какая первая буква в слове бочка (дочка)? Запишите слова парами.
На экране появляются слова-признаки.
– Прочитайте слова признаки: _еревянная, лю_имая, _ольшая, _о_рая, назовите пропущенные буквы. Определите, к какому слову они подходят, запишите словосочетания
Экран выключить
Физминутка.
Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать – Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться |
Бег на месте. Наклоны вниз Правая рука к левой ноге и наоборот Приседания Прыжки на месте. Руки поднять вверх, встать на носочки Руки в стороны |
5. «На дереве у дятла». Слайд 17, 18.
- Найдите на экране картинки, в названии которых нужно написать буквы «б» или «д», записать слова в два столбика.
(Дятел, дуб, жёлуди, берёза, бабочка, бобёр, кабан, белка, медвежонок, лодка, избушка, грибы)
Проверка!
Экран выключить.
Буква «б» обозначает звонкий согласный [б], буква «д» – [д]
– В какой позиции звонкие согласные звучат чётко?
(Звонкие согласные слышно четко в сильной позиции, когда после согласного есть гласный. Если же после согласного нет гласного, звук согласный находится в слабой позиции, а значит, при письме вызывает сомнение.)
Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй.
- Игра: «Много – один». Вставить в слова пропущенные буквы «б» или «д», записать слова парами.
Много | Один |
грибы | гриб |
пру_ы | пру_ |
ду_ы | ду_ |
лебе_и | лебе_ь |
сле_ы | сле_ |
обе_ы | обе_ |
зу_ы | зу_ |
- Вставить пропущенные буквы б или д. Списать текст, обвести букву «б» треугольником верхушкой вверх, букву «д» треугольником верхушкой вниз.
На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой
III. Итог занятия.
Слайд 20.
– Что нового вы узнали на занятии?
– Какие буквы учились писать?
– Какой образ поможет нам запомнить написание буквы б (д)?
– Что больше всего понравилось на уроке? Нарисуйте свое настроение на смайлике.
– Оценка работы учащихся.
Интернет-источники, используемые в презентации:
- видео-фрагменты артикуляции звуков [б, д] с сайта: fonetica.philol.msu.ru/kons/n-5.htm
- Фрагменты из презентации «Анимированный плакат. Письменные буквы русского алфавита» – nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/animirovannyi-plakat-pismennye-bukvy