Логопедическое занятие по теме "Различие и закрепление на письме букв "б-д""

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: учить различать буквы б – д на письме.

Задачи:

  • Развитие зрительно-пространственных представлений.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.
  • Закрепление дифференциации букв б – д на письме.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепление правописания звонких согласных «б» и «д» в слабой позиции.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, электронная презентация к занятию, карточки с буквами из наждачной бумаги, элементы букв, карточки с заданиями.

Презентация к уроку. Управление презентацией путем последовательных щелчков. На слайде 4 и 6 выбор ответа осуществляется путем наведения мыши и нажатия кнопки на характерный признак. На слайде 7 видео фрагмент артикуляции звука запускается путем наведения и щелчка мыши на рисунок, на слайде 8 навести мышь, и нажать на ручку дважды.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Ну, ребята, чур молчок!
Начинается урок!
На меня все посмотрели
и тихонечко все сели.

– Ребята сегодня на занятие к нам пришли школьники.

– Прочитайте их имена.

– Какие буквы пропущены? Слайд 2.

– Это ученики 2 класса. У ребят иногда возникают трудности в письме. Богдан и Люба путают буквы б и д.

Сообщение темы занятия. Запись числа в тетрадь.

II. Основная часть.

1. Сравнительный анализ звуков [б] и [д]

Отгадайте загадки. Слайд 3.

Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила в прок.

– Какой первый звук в слове белка?

– Назовите парный ему твёрдый звук.

– Дайте характеристику звуку [б’]. Выберите правильный ответ. Слайд 4. (На экране представлены характерные признаки звуков. Дети выбирают вариант ответа путем наведения и нажатия мыши на него.)

Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.

Слайд 5.

– Какой первый звук в слове дятел?

– Назовите парный ему твёрдый звук.

– Дайте характеристику звуку [д’]. Выберите правильный ответ. Слайд 6. (На экране представлены характерные признаки звуков. Дети выбирают вариант ответа путем наведения и нажатия мыши на него.)

Работа с зеркалами.

– Как произносим звуки [б] и [д]? (При образовании звука работают [б] губы. При образовании звука [д] язык упирается в десны.) Слайд 7.

2. Сравнительный анализ букв б-д.

– Какой буквой обозначают звук [б’]?, [д’]? Сравнение образов букв с картинками белки и дятла. Слайд 8. (Буква «б» вписывается в силуэт белки, хвост которой направлен вверх. Буква «д» вписывается в силуэт дятла, хвост которого направлен вниз – он упирается в ствол, когда дятел «лечит» деревья.)

Сравнение элементов букв. (Одинаковый элемент – овал, разные элементы – петелька вниз (как у дятла), крючок вверх (как у белки) с закруглением вправо). Выписывание букв б, д на поверхности стола пальцем.

3. Тренировочные упражнения

Ребята наши герои однажды оказались в лесу. Слайд 9. Давайте и мы с вами отправимся с ними.

 

1. «В гостях у бобра»

Повторим опорные места Слайд 10.

  Звук Буква
Б «Взрываются» губы Хвост вверх, как у белки
Д Язык упирается в десны Хвост вниз, как у дятла.

«Весёлый конструктор» – составить буквы «б» и «д» из элементов. Слайд 11.

  • Предложить детям карточки с буквами из наждачной бумаги и обвести каждую букву несколько раз.

2. Под дубом у кабана. Слайд 12, 13.

  • Выдели первый звук в слове, запиши соответствующую букву. Минутка чистописания. (Картинки на слайде появляются по щелчку)

3. В гостях у белки. (Слайд 14. Экран выключить, чтобы не отвлекать внимание)

  • Записать слоги, дописывая элементы букв по опорным точкам. Прочитать получившиеся слоги. (Учащиеся выполняют задание по карточкам.)

4. На пасеке у медвежонка. Слайд 15, 16.

– Прочитайте слова.

_очка.

– Сколько слов вы прочитали? Какие?

– Что обозначает слово бочка, (дочка). Какая первая буква в слове бочка (дочка)? Запишите слова парами.

На экране появляются слова-признаки.

– Прочитайте слова признаки: _еревянная, лю_имая, _ольшая, _о_рая, назовите пропущенные буквы. Определите, к какому слову они подходят, запишите словосочетания

Экран выключить

Физминутка.

Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! 
Бег на месте. Веселей! 
И быстрей, быстрей, быстрей! 
Делаем вперёд наклоны – 
Раз – два – три – четыре – пять. 
Мельницу руками крутим, 
Чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать –
Раз – два – три – четыре – пять. 
А потом прыжки на месте, 
Выше прыгаем все вместе. 
Руки к солнышку потянем. 
Руки в стороны растянем. 
А теперь пора учиться. 
Да прилежно, не лениться 


Бег на месте.

Наклоны вниз
Правая рука к левой ноге и наоборот


Приседания

Прыжки на месте.
Руки поднять вверх, встать на носочки

Руки в стороны

5. «На дереве у дятла». Слайд 17, 18.

  • Найдите на экране картинки, в названии которых нужно написать буквы «б» или «д», записать слова в два столбика.

(Дятел, дуб, жёлуди, берёза, бабочка, бобёр, кабан, белка, медвежонок, лодка, избушка, грибы)

Проверка!

Экран выключить.

Буква «б» обозначает звонкий согласный [б], буква «д» – [д]

– В какой позиции звонкие согласные звучат чётко?

(Звонкие согласные слышно четко в сильной позиции, когда после согласного есть гласный. Если же после согласного нет гласного, звук согласный находится в слабой позиции, а значит, при письме вызывает сомнение.)

Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй.

  • Игра: «Много – один». Вставить в слова пропущенные буквы «б» или «д», записать слова парами.
Много Один
грибы гриб
пру_ы пру_
ду_ы ду_
лебе_и лебе_ь
сле_ы сле_
обе_ы обе_
зу_ы зу_
6. «На лесной поляне». Слайд 19.
  • Вставить пропущенные буквы б или д. Списать текст, обвести букву «б» треугольником верхушкой вверх, букву «д» треугольником верхушкой вниз.

На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой

III. Итог занятия.

Слайд 20.

– Что нового вы узнали на занятии?

– Какие буквы учились писать?

– Какой образ поможет нам запомнить написание буквы б (д)?

– Что больше всего понравилось на уроке? Нарисуйте свое настроение на смайлике.

– Оценка работы учащихся.

Интернет-источники, используемые в презентации:

  • видео-фрагменты артикуляции звуков [б, д] с сайта: fonetica.philol.msu.ru/kons/n-5.htm
  • Фрагменты из презентации «Анимированный плакат. Письменные буквы русского алфавита» – nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/animirovannyi-plakat-pismennye-bukvy

Приложение.