Система заданий повышенной сложности как условие развития учащихся с высокими способностями

Разделы: Математика


Развитие современной школы характеризуется ее ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей обучающегося.

Проблема дифференциации обучения вновь становится актуальной в связи с переходом школ на новый образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.

Традиционная система обучения ориентирована в основном на среднего ученика, при этом профилизация старшей школы дает возможность углубленного обучения учащимся, имеющим повышенный интерес к конкретным учебным предметам. Но в основной школе остается актуальной проблема эффективного обучения школьников с высокими учебными возможностями, для которых необходима продуманная система заданий повышенной сложности.

Использование на уроках заданий повышенного уровня сложности должно стать необходимым компонентом обучения школьников математике, направленным на усиление воспитывающих и развивающих функций обучения.

В связи с этим следует включать в учебный процесс задания, тесно связанные со школьным курсом алгебры и вместе с тем расширяющие и пополняющие знания учеников.

Так, при изучении в 8 классе прямой и обратной теорем Виета для квадратного уравнения полезно рассмотреть аналогичные теоремы для кубического уравнения. На уроках обучающимся можно предложить следующую серию упражнений:

  1. Доказать, что если  - корни уравнения , то
  2. Доказать, что если таковы, что  то  - корни уравнения .
  3. Найти сумму и произведение корней уравнения .
  4. Составить уравнение третьей степени, если известно, что сумма корней равна 2, по парное произведение корней равно – 5 , а произведение равно – 6 .
  5. Не решая уравнения (уравнение имеет действительные корни). Вычислить: .
  6. Решить систему уравнений: .
  7. Решить систему уравнений: .
  8. Решить систему уравнений: .

Во внеурочной деятельности эта система упражнений может быть дополнена олимпиадными заданиями. Например, следующими.

  1. Решить систему уравнений:
  2. Решить систему уравнений:
  3. Найти все значения а, при которых корни х1, х2, х3 многочлена

 удовлетворяют равенству

 .

Предложенные задания:

- способствуют развитию у обучающихся способности к обнаружению новых связей в знаниях, к переносу знаний в новые условия, к овладению разнообразными приемами умственной деятельности;

- создают благоприятные условия для повышения прочности и глубины знаний;

- обеспечивают более сознательное овладение основным содержанием курса математики.

Разработанные таким образом системы упражнений повышенной сложности по каждой теме курса алгебры позволяют вести способного мотивированного школьника к достижению новых успехов.