Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством для ее решения является проектная деятельность детей. Метод проектов – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самостоятельность и творчество. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в иную социальную среду.
Дидактические цели проектной деятельности в ДОУ - это общеучебные навыки, универсальные компетентности и проектные умения. К ним относятся:
1) социально-коммуникативные
- умение работать в группе, не ссориться, договариваться, уступать, делиться материалами, соблюдать очередность, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;
- умение вести диалог со взрослыми и детьми, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать участие в коллективных мероприятиях, рассказывать о проделанной работе.
2) информационно-аналитические (мыслительные)
- умение получать информацию, используя доступные источники; задавать вопросы на интересующую тему;
- умение оценивать необходимость полученной информации для своей деятельности;
- умение сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации.
3) организационно-исследовательские
- умение понимать и принимать задание взрослого, ставить перед собой цель, доводить начатое до конца, добиваться результатов;
- умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму, выбирать способы действий из ранее усвоенных, оценивать свою работу.
Методические задачи данного проекта:
- расширить знания детей о стране изучаемого языка, ее истории, географии, достопримечательностях и символах королевской власти;
- пополнить англоязычную лексику детей новыми словами и выражениями (Great Britain, London, Big Ben, Tower, Queen, the Guards. Queen Elizabeth lives in Great Britain. London is a big city.);
- повторить лексические темы «Family», «Colours».
Для работы был выбран игровой групповой месячный проект, который посвятили 60-летию правления английской королевы Елизаветы II.
В 5-6-летнем возрасте дети, конечно, не способны к самостоятельной проектной деятельности. Они могут лишь освоить некоторые закономерности этой работы под руководством взрослых. Учитель оказывает значительную организующую, обучающую, стимулирующую помощь. Он помогает детям определить актуальную и в то же время посильную цель; вместе с детьми намечает план деятельности по достижению намеченной цели, учит определять основные шаги работы, продумывать, к кому обратиться за советом и помощью, какие информационные источники привлекать; назначает ответственных, распределяя функции, организует выставки детских работ, помогает в изготовлении необходимых предметов; оказывает помощь во время презентации результатов проекта, поскольку основные затруднения отмечаются при обобщении и оформлении презентуемого материала. К работе активно привлекаются родители.
Как же был осуществлен выход на работу с проектом.
На одном из занятий по английскому языку в контексте изучаемого материала было упомянуто, что Великобритания, жители которой говорят по-английски, - это королевство. Это слово дети неоднократно слышали в сказках, поэтому реплика учителя вызвала недоумение: «Королевства бывают только в сказках, в реальной жизни их не существует». Из диалога с детьми выкристаллизовалась проблема: является ли Великобритания королевством. Дети наделили ее следующим личностным смыслом: неужели королевства существуют не только в сказках. Краткой формулировкой проблемы стала тема проекта «Великобритания – королевство ли это?». Проблема содержала неявно сформулированную цель: собрать доказательства того, что Великобритания является королевством. Предполагаемым результатом (проектным продуктом) должна была стать выставка собранных доказательств. «Сказочность» проблемы подстегнула естественную детскую любознательность и стремление самостоятельно познавать окружающий мир, что и стало мотивом проектной деятельности. В ходе работы была высказана мысль, что многие люди не знают, что Великобритания – это королевство, поэтому более эрудированные ребята должны просветить их, проведя виртуальную экскурсию «Знакомьтесь – королевство Великобритания», где в роли гидов будут выступать выпускники старшей группы, а достопримечательности предстанут в виде фотографий, макетов, рисунков, слайд-шоу и видеоролика. В итоге была уточнена цель проекта: собрать доказательства того, что Великобритания является королевством, и рассказать об этом тем, кто этого не знает. А воображаемая экскурсия позволит продемонстрировать это наиболее убедительно и ярко.
Чтобы помочь дошкольникам осознать и «присвоить» алгоритм выполнения работы, им были заданы следующие вопросы:
1. Что я хочу сделать? (Чему научиться, кому помочь?)
Узнать, действительно ли Великобритания – это королевство, и рассказать всем желающим о своем открытии.
2. Как будет называться наш проект?
Великобритания – королевство ли это?
3. Что будет его главным результатом?
Воображаемая (виртуальная) экскурсия «Знакомьтесь – королевство Великобритания» для всех желающих.
4. К кому мы будем обращаться за советом и помощью?
К маме, папе, бабушке, дедушке, старшим братьям и сестрам, воспитателям, учителю английского языка.
5. Какие шаги мы должны сделать, чтобы достичь цели?
Все перечисленные детьми этапы работы были оформлены в виде цепочки разноцветных следов на стене от «старта» до «финиша»:
- выбрать тему проекта, обсудить его цели и задачи, назначить ответственных;
- вспомнить сказки, где упоминаются королевства, перечитать их вместе с родителями, выявить признаки королевств (наличие короля/королевы, принцев/принцесс; королевских корон, драгоценностей, сокровищ, одеяний; дворцов, замков, карет, королевской стражи и т.д.);
- ознакомиться с информацией о Великобритании (вместе с родителями посмотреть фильмы и мультфильмы, почитать книги, посмотреть иллюстрации и информацию в интернете);
- выявить «королевские» признаки в информации о Великобритании, обобщить материал, отразив главное в иллюстрациях, фотографиях, поделках (рисунки, аппликации, моделирование) совместно с родителями и в досуговое время во второй половине дня в детском саду <Рисунки 1-2>;
- опросить детей и взрослых в детском саду, задавая вопрос: «Великобритания – это королевство или республика?» (обход я/сада «исследовательской» группой совместно с учителем и подсчет результатов опроса);
- подготовить объявление, приглашающее на виртуальную экскурсию «Знакомьтесь – королевство Великобритания» (коллективная работа на занятиях по изодеятельности);
- выбрать среди участников проекта «гидов», помочь им составить рассказ о королевстве Великобритания для предстоящей «экскурсии» (просмотр и обсуждение собранного материала, расположение его в нужной последовательности, совместное составление рассказа о Великобритании с опорой на наглядность, репетиция презентации);
- оформить зал, разместив все собранные материалы в нужном порядке, провести экскурсию (за работу отвечают «оформительская» группа и «гиды»);
- провести беседу с участниками проекта и взрослыми после проведенного мероприятия (рефлексия).
Центральное место в презентации проекта (виртуальной экскурсии) было отведено изготовленному совместно с родителями слайд-шоу <см. Приложение 1>. Большинство слайдов в нем «немые» - содержат только иллюстрации, поскольку дети старшей группы еще не имеют устойчивого навыка чтения. В то же время это стимулирует устные высказывания детей, требует умения грамотно строить предложения описательного характера, осуществлять логические переходы от одной законченной мысли к другой. Слайд-шоу включает отчет о результатах опроса, проведенного ребятами в детском саду, карту и флаг королевства, а также последовательно расположенные доказательства наличия королевской власти в Великобритании: королевы Елизаветы II, королевской короны, драгоценностей и наград, королевского платья, мантии, скипетра и державы, королевского замка-сокровищницы и музея Тауэра, королевских дворцов в разных частях страны, праздничной и «будничной» карет, королевской охраны (йоменов, гвардейцев и кавалерии), королевских обязанностей в Парламенте, принцев и принцесс в королевской семье, королевских наследников (принцев Чарльза и Уильяма).
Для подведения итогов и рефлексии детям были заданы следующие вопросы:
- Выполнили ли мы, что задумали? (Да)
- Что было сделано хорошо? (Поделки, объявление, рисунки, всё.)
- Что было сделано плохо? (Ничего, мы же старались.)
- Что было выполнить легко? (Изготовить объявление, потому что делали вместе.)
- Что оказалось трудным? (Быть «гидом», составить рассказ о Великобритании.)
- Кто мог бы сказать нам спасибо за этот проект? (Дети других групп, взрослые.)
- Как взрослые оценили нашу работу? (Сказали: «Молодцы! Отлично!»)
Взрослым (экспертам) были предложены следующие критерии для оценки детского проекта.
Предметный критерий | Дескрипторы | |
2 балла | 1 балл | |
Осознанное восприятие Великобритании как монархии | Дети осознанно воспринимают политический строй Великобритании как монархический, уверенно перечисляют символы королевской власти | Характеристика политического строя Великобритании носит механический характер, дети затрудняются назвать признаки «королевского» правления |
Междисциплинарный критерий | Дескрипторы | |
2 балла | 1 балл | |
1. Выполнение поделок | Заметно участие детей в изготовлении поделок. Они рассказывают о технологии изготовления и необходимых материалах | Поделки не выполнены, либо их изготовили родители без участия детей |
2. Информационно-познавательная активность | Дети стремятся к активному участию во всех видах деятельности; осмысливая получаемую информацию, высказывают своё мнение, отвечают на заданные вопросы | Дети пытаются уклониться от участия в работе, путаются в полученных сведениях, затрудняются определить свое отношение к ним |
Проект был высоко оценен, всеми экспертами были выставлены максимальные баллы. Авторы наиболее содержательных и интересных индивидуальных работ были награждены призами <Рисунки 3-4>.
Но среди главных результатов проектной работы нужно отметить следующее. Работая над коллективным проектом, дети приобрели различные знания, которые не просто расширили их кругозор, но и способствовали установлению новых отношений с людьми. У детей началось формирование навыков исследовательской деятельности, интенсифицировались познавательная активность и самостоятельность, повысилась коммуникативность, ярче проявились творческие способности, появилось чувство ответственности за порученное дело, умение самостоятельно добывать информацию и обучать других. Планирование деятельности, её этапов, выбор необходимых источников информации и материалов, обеспечили развитие воображения детей, их умения видеть образ возможного результата работы.
Дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи и мелкой моторики (лепкой, аппликацией, рисованием), учились грамотно строить рассказы описательного характера. Они испытывали разнообразные чувства: радовались от удачно выполненной работы, огорчались, если что-то не получалось.
Общность чувств и единый эмоциональный настрой, возникающие в процессе работы, обеспечили контакт педагога с каждым из детей, более тесное и содержательное общение между детьми, родителями и другими взрослыми.