Тип урока: повторение изученного.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Задачи урока:
- повторить пройденный материал;
- обобщить имеющиеся теоретические сведения;
- проверить уровень знаний учащихся.
Цели урока:
Образовательные:
- формирование навыка решения уравнения с одним неизвестным сведением его к линейному или квадратному уравнению с помощью свойств равносильности;
- отработать умения решения неравенств второй степени.
Развивающие:
- развитие логического мышления, элементов алгоритмической культуры;
- развитие математической речи;
- развитие внимания, памяти, кругозора;
- формирование навыков само и взаимопроверки.
Воспитательные:
- формирование патриотических качеств;
- формирование коммуникабельности;
- выработка объективной оценки своих достижений;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- формирование ответственности.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:смыслообразование, самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное.
Основные понятия: биквадратные уравнения, дробные рациональные уравнения, неравенства второй степени, метод интервалов при решении неравенств.
Межпредметные связи: математика и краеведение.
Оборудование:
- Медиа-пректор,
- Интерактивная доска,
- Презентация к уроку,
- Раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся ФОУД |
Время, мин. |
I. Мотивационно-ориентировочный | Организационный момент Учитель приветствует учащихся, создает рабочую обстановку. |
Записывают дату урока, эмоционально настраиваются на работу на уроке. | 1 |
Сообщение темы, целей урока. |
Сегодня мы проведем интегрированный урок по теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной» (Приложение 1) и разгадав кроссворд (Приложение 2) вы узнаете, о чем еще мы будем говорить на уроке. Итак, наша тема: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной и село Тербуны» Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? Мы отправляемся в путь по районному центру! Берем с собой свои знания и хорошее настроение! |
Фронтальная работа. Разгадывают кроссворд (один ученик у доски, остальные ему помогают). Ответ: Тербуны Предполагаемый ответ: Закрепить навыки решения уравнений и неравенств с одной переменной, получить новые сведения о нашем районном центре – селе Тербуны. |
2 |
II. Организационно-исполнительский Проблемные вопросы |
Живут и крепнут Тербуны, Как дружная семья. Прекрасней нет тебя нигде, Тербунская земля! В. Савин учитель МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Село Тербуны основано в 1987 году и получило название по большому селу, расположенному в 20 верстах к востоку - ныне село Вторые Тербуны. Основателями возникшего поселения стали купеческие семьи из Ельца и Ливен. Поселок быстро рос. В 1928 году он стал центром административного района. По переписи 1926 года в Тербунах насчитывалось 145 дворов и 613 жителей. В 1997 году население села превышало 7,4 тыс. человек. Сегодня на территории Тербунского района проживает 22793 человека. Какую культуру возделывали первые поселенцы этих мест вы узнаете, выполнив самостоятельную работу (Приложение 3) |
Первый ученик, верно выполнивший все задания, записывает на доске буквы алфавита, соответствующие полученным ответам. Ответ: Лён. |
5 |
Станция «Кольцевая» После отмены крепостного права в хозяйственной политике российского государства, вступившего на путь капиталистического развития произошли важные изменения в хозяйственной политике. Изменения в экономической жизни касались, прежде всего, внутреннего рынка. Он был узок и примитивен. Имеющийся водный и гужевой транспорт не могли быстро и в нужном объеме обеспечить каменным углем, рудой, металлом, древесиной и другими материальными ресурсами промышленные производства, а товарным хлебом — бесхлебные губернии. Нужен был более совершенный вид транспорта. А что было предпринято, вы узнаете после выполнения следующего задания: Соотнеси уравнение и способ его решения (Приложение 4) Да, стали активно прокладываться железные дороги. Осенью 1897 года закончилось строительство железнодорожной линии Елец-Касторное. |
Индивидуальная работа. У каждого на столе лист с заданием. Ответ: «Дороги» |
4 | |
Станция «Железнодорожная» Используя найденный ответ уравнения и данные таблицы (Приложение 5), узнайте, до какого города Липецкой области мы можем добраться на поезде примерно за 2 часа. |
Индивидуальная работа. Решают уравнение самостоятельно и выбирают из таблицы буквы, соответствующие корням уравнения Ответ: Елец. |
3 | |
Станция «Промышленная» В 1928 году в Тербунах вступили в строй элеватор и машинно-тракторная станция. С февраля 1943 года, после освобождения района, начались восстановительные работы, развертывалось строительство. Всего в послевоенные годы и до середины семидесятых годов в селе работало около 40 объектов промышленного, культурного и социального назначения, было построено свыше 60-ти многоквартирных домов. Чтобы узнать как называлась наша область раньше и когда она получила название «Липецкая область», составим алгоритм решения дробного рационального уравнения, решим его, выберем вариант правильного ответа и узнаем в каком году она была переименована. (Приложение 6) |
Индивидуальная работа. Интерактивная доска. Один учащийся составляет алгоритм и решает уравнение, остальные работают самостоятельно в тетрадях, затем проверяют ответы. Ответ: Курская до 1954 года. |
4 | |
Станция «Лечебная» В 1912 году в Тербунах уже действовала частная аптека, были построены небольшие помещения для больницы. В годы Великой Отечественной войны на территории района в декабре 1941 года в зданиях больницы располагался военный госпиталь. Все койки были переполнены, не хватало медикаментов. Я предлагаю вам узнать какое народное средство применяли в то время для лечения гангрены, органов желудочно-кишечного тракта и простудных заболеваний. Задание:Составить уравнение для решения задачи (Приложение 7) |
Индивидуальная работа. Работают самостоятельно в тетради по карточкам. Правильный ответ: керосин. |
3 | |
Станция «Новая промышленная» Наиболее бурное развитие промышленное производство в районе получило с пуском в 2003 году ЗАО «Очаково» и созданием в 2006 году особой экономической зоны регионального уровня промышленно-производственного типа «Тербуны». В настоящее время действует ООО «Тербунский гончар», на котором создано 120 рабочих мест, в июне 2011 года пущена в строй первая очередь ЗАО «Рафарма» на 62 рабочих места. Чтобы «идти в ногу» с ростом производства в школах района применяют новые образовательные технологии. Выполним электронное задание «Решение неравенств методом интервалов» (Приложение 8) (А09_019_k02) |
Индивидуальная работа. Один ученик выполняет задание на интерактивной доске, остальные в тетрадях, затем проверяют ответы. |
6 | |
Станция КСК «Олимпийский» В 2008 году завершено строительство культурно-спортивного комплекса «Олимпийский», где разместились плавательный бассейн на 8 дорожек, спортивный зал, кинотеатр, библиотека и интернет-кафе. Расслабимся не отходя от математики: Физминутка (Приложение 9) |
Закрыв глаза слушают высказывания | 1 | |
Станция «Образование» Школа при станции Тербуны открылась в 1925 году. В двух классах этой школы насчитывалось около 30 детей. Учебный процесс в школе был прерван в 1941г. в связи с началом войны. Занятия в школе возобновились лишь после освобождения района от немецко-фашистской оккупации в 1943 г. Тербунская школа была активным пропагандистом в распространении Липецкого опыта. В 1962-63 учебном году школу с целью обобщения передового педагогического опыта посетили делегации учителей Новосибирской, Орловской, Ивановской и др. областей. С 1 августа 2011 года наша школа является филиалом МБОУ СОШ с. Тербуны. Администрация школы подготовила для вас задание: Зачет-наизнанку (Приложение 10) |
Групповая работа. Учащиеся разделены на 2 группы (по рядам). Учащиеся каждой группы объясняют выбранному учителю-неспециалисту как правильно ответить на вопросы билета. Учитель отвечает по билету у доски. Учащиеся слушают ответ, вносят поправки и оценивают. |
12 | |
III. Рефлексивно-оценочный | Станция «Конечная» Что узнали нового на уроке? Ответы на вопросы учащихся, которые возникли в ходе «путешествия». Оценить учащихся, хорошо работавших на уроке. Вручение «подарков». Буклет «История села Тербуны» (Приложение 11) Домашнее задание: повторить П.12-15 №297 (в); 320 (а);337 (а,б). |
Обосновывают свои ответы | 2 |
Рефлексия Притча (Приложение 12) – Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. – Кто возил камни? (Поднимите жёлтые жетоны) – Кто добросовестно работал? (Поднимите синие жетоны) – Кто строил храм? (Поднимите красные жетоны) |
Анализируют работу на уроке | 1 | |
А закончим урок, стихотворением выпускника школы Юрьева М. «Любимый край» Красивые страны – на свете их много, Они нас манят увлеченно и долго. В какую бы даль не звала нас дорога, Мы помним свой дом и родной уголок! Пусть пальмы шуршат и зовут к океану, Пусть айсберги стонут и крошатся в море, Но нет мне желанней, красивей, роднее – Мой край, где живу, где дом моих снов. Безбрежные дали влекут нас и манят, Открыты дороги для нас на все дали, Но отчий мой край и сторонка родная Все ж сердцу милее и нет ей замены. Спасибо за урок! |
Слушают | 1 |
Ресурсы:
- Учебник Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
- terbuny.net
- www.openlesson.ru
- fcior.edu.ru