Интегрированный урок "алгебра + краеведение" по теме "Решение уравнений и неравенств с одной переменной"

Разделы: Математика


Тип урока: повторение изученного.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Задачи урока:

  • повторить пройденный материал;
  • обобщить имеющиеся теоретические сведения;
  • проверить уровень знаний учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

  • формирование навыка решения уравнения с одним неизвестным сведением его к линейному или квадратному уравнению с помощью свойств равносильности;
  • отработать умения решения неравенств второй степени.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, элементов алгоритмической культуры;
  • развитие математической речи;
  • развитие внимания, памяти, кругозора;
  • формирование навыков само и взаимопроверки.

Воспитательные:

  • формирование патриотических качеств;
  • формирование коммуникабельности;
  • выработка объективной оценки своих достижений;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • формирование ответственности.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:смыслообразование, самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное.

Основные понятия: биквадратные уравнения, дробные рациональные уравнения, неравенства второй степени, метод интервалов при решении неравенств.

Межпредметные связи: математика и краеведение.

Оборудование:

  • Медиа-пректор,
  • Интерактивная доска,
  • Презентация к уроку,
  • Раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
ФОУД
Время, мин.
I. Мотивационно-ориентировочный Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, создает рабочую обстановку.
 Записывают дату урока, эмоционально настраиваются на работу на уроке. 1
Сообщение темы, целей урока.
 Сегодня мы проведем интегрированный урок по теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной» (Приложение 1) и разгадав кроссворд (Приложение 2) вы узнаете, о чем еще мы будем говорить на уроке.
Итак, наша тема: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной и село Тербуны»
Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?

Мы отправляемся в путь по районному центру! Берем с собой свои знания и хорошее настроение!
Фронтальная работа.
Разгадывают кроссворд (один ученик у доски, остальные ему помогают).
Ответ: Тербуны

Предполагаемый ответ:
Закрепить навыки решения уравнений и неравенств с одной переменной, получить новые сведения о нашем районном центре – селе Тербуны.
2
II. Организационно-исполнительский


Проблемные вопросы
Живут и крепнут Тербуны,
Как дружная семья.
Прекрасней нет тебя нигде,
Тербунская земля!
В. Савин учитель МБОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов с. Тербуны

Село Тербуны основано в 1987 году и получило название по большому селу, расположенному в 20 верстах к востоку - ныне село Вторые Тербуны. Основателями возникшего поселения стали купеческие семьи из Ельца и Ливен.
Поселок быстро рос. В 1928 году он стал центром административного района. По переписи 1926 года в Тербунах насчитывалось 145 дворов и 613 жителей. В 1997 году население села превышало 7,4 тыс. человек. Сегодня на территории Тербунского района проживает 22793 человека.
Какую культуру возделывали первые поселенцы этих мест вы узнаете, выполнив самостоятельную работу (Приложение 3)









Первый ученик, верно выполнивший все задания, записывает на доске буквы алфавита, соответствующие полученным ответам.
Ответ: Лён.
5
  Станция «Кольцевая»
После отмены крепостного права в хозяйственной политике российского государства, вступившего на путь капиталистического развития произошли важные изменения в хозяйственной политике. Изменения в экономической жизни касались, прежде всего, внутреннего рынка. Он был узок и примитивен. Имеющийся водный и гужевой транспорт не могли быстро и в нужном объеме обеспечить каменным углем, рудой, металлом, древесиной и другими материальными ресурсами промышленные производства, а товарным хлебом — бесхлебные губернии. Нужен был более совершенный вид транспорта. А что было предпринято, вы узнаете после выполнения следующего задания: Соотнеси уравнение и способ его решения (Приложение 4)
Да, стали активно прокладываться железные дороги. Осенью 1897 года закончилось строительство железнодорожной линии Елец-Касторное.
Индивидуальная работа.
У каждого на столе лист с заданием.
Ответ: «Дороги»
4
  Станция «Железнодорожная»
Используя найденный ответ уравнения и данные таблицы (Приложение 5), узнайте, до какого города Липецкой области мы можем добраться на поезде примерно за 2 часа.
Индивидуальная работа.
Решают уравнение самостоятельно и выбирают из таблицы буквы, соответствующие корням уравнения
Ответ: Елец.
3
  Станция «Промышленная»

В 1928 году в Тербунах вступили в строй элеватор и машинно-тракторная станция. С февраля 1943 года, после освобождения района, начались восстановительные работы, развертывалось строительство. Всего в послевоенные годы и до середины семидесятых годов в селе работало около 40 объектов промышленного, культурного и социального назначения, было построено свыше 60-ти многоквартирных домов. Чтобы узнать как называлась наша область раньше и когда она получила название «Липецкая область», составим алгоритм решения дробного рационального уравнения, решим его, выберем вариант правильного ответа и узнаем в каком году она была переименована. (Приложение 6)
Индивидуальная работа.
Интерактивная доска. Один учащийся составляет алгоритм и решает уравнение, остальные работают самостоятельно в тетрадях, затем проверяют ответы.
Ответ: Курская до 1954 года.
4
  Станция «Лечебная»

В 1912 году в Тербунах уже действовала частная аптека, были построены небольшие помещения для больницы. В годы Великой Отечественной войны на территории района в декабре 1941 года в зданиях больницы располагался военный госпиталь. Все койки были переполнены, не хватало медикаментов. Я предлагаю вам узнать какое народное средство применяли в то время для лечения гангрены, органов желудочно-кишечного тракта и простудных заболеваний.
Задание:Составить уравнение для решения задачи (Приложение 7)
Индивидуальная работа.
Работают самостоятельно в тетради по карточкам.
Правильный ответ: керосин.
3
  Станция «Новая промышленная»

Наиболее бурное развитие промышленное производство в районе получило с пуском в 2003 году ЗАО «Очаково» и созданием в 2006 году особой экономической зоны регионального уровня промышленно-производственного типа «Тербуны». В настоящее время действует ООО «Тербунский гончар», на котором создано 120 рабочих мест, в июне 2011 года пущена в строй первая очередь ЗАО «Рафарма» на 62 рабочих места.
Чтобы «идти в ногу» с ростом производства в школах района применяют новые образовательные технологии.
Выполним электронное задание «Решение неравенств методом интервалов»
(Приложение 8) (А09_019_k02)
Индивидуальная работа.
Один ученик выполняет задание на интерактивной доске, остальные в тетрадях, затем проверяют ответы.
6
  Станция КСК «Олимпийский»

В 2008 году завершено строительство культурно-спортивного комплекса «Олимпийский», где разместились плавательный бассейн на 8 дорожек, спортивный зал, кинотеатр, библиотека и интернет-кафе.
Расслабимся не отходя от математики:
Физминутка (Приложение 9)
Закрыв глаза слушают высказывания 1
  Станция «Образование»

Школа при станции Тербуны открылась в 1925 году. В двух классах этой школы насчитывалось около 30 детей.
Учебный процесс в школе был прерван в 1941г. в связи с началом войны. Занятия в школе возобновились лишь после освобождения района от немецко-фашистской оккупации в 1943 г.
Тербунская школа была активным пропагандистом в распространении Липецкого опыта. В 1962-63 учебном году школу с целью обобщения передового педагогического опыта посетили делегации учителей Новосибирской, Орловской, Ивановской и др. областей.
С 1 августа 2011 года наша школа является филиалом МБОУ СОШ с. Тербуны. Администрация школы подготовила для вас задание:
Зачет-наизнанку (Приложение 10)
Групповая работа.

Учащиеся разделены на 2 группы (по рядам). Учащиеся каждой группы объясняют выбранному учителю-неспециалисту как правильно ответить на вопросы билета. Учитель отвечает по билету у доски. Учащиеся слушают ответ, вносят поправки и оценивают.


12
III. Рефлексивно-оценочный Станция «Конечная»

Что узнали нового на уроке?
Ответы на вопросы учащихся, которые возникли в ходе «путешествия».
Оценить учащихся, хорошо работавших на уроке.
Вручение «подарков». Буклет «История села Тербуны» (Приложение 11)
Домашнее задание: повторить П.12-15 №297 (в); 320 (а);337 (а,б).
 Обосновывают свои ответы 2
  Рефлексия
Притча (Приложение 12)
– Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
– Кто возил камни? (Поднимите жёлтые жетоны)
– Кто добросовестно работал? (Поднимите синие жетоны)
– Кто строил храм? (Поднимите красные жетоны)
Анализируют работу на уроке 1
  А закончим урок, стихотворением выпускника школы Юрьева М. «Любимый край»
Красивые страны – на свете их много,
Они нас манят увлеченно и долго.
В какую бы даль не звала нас дорога,
Мы помним свой дом и родной уголок!
Пусть пальмы шуршат и зовут к океану,
Пусть айсберги стонут и крошатся в море,
Но нет мне желанней, красивей, роднее –
Мой край, где живу, где дом моих снов.
Безбрежные дали влекут нас и манят,
Открыты дороги для нас на все дали,
Но отчий мой край и сторонка родная
Все ж сердцу милее и нет ей замены.

Спасибо за урок!
Слушают 1

Ресурсы:

  1. Учебник Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
  2. terbuny.net
  3. www.openlesson.ru
  4. fcior.edu.ru

Приложения.