Цели урока:
- Изучить прием письменного умножения на однозначное число.
- Отрабатывать изученные приемы устных и письменных вычислений, решать задачи на повторение и на новый прием.
- Развивать творческое воображение и логическое мышление, воспитывать интерес к литературному чтению, чувство патриотизма, интереса к Российской истории.
Ход урока
I. Вводная беседа.
Сегодня мы продолжаем работу по учебнику Петерсон Л.Г. 3 класс 2 часть и знакомство с историческими документами. О чем пойдет речь на уроке, решим примеры и соберем слово. Вы показывайте ответы на листе, записав их фломастером.
400:100*3 | 20*20*4 | 800:100*5 | 3600:90:10 |
700:100*10 | 50*50:100 | 40*40*10 | |
380:10*100 | 3270:10*100 | 200:100*10 |
– Какое правило умножения и деления вспомнили? (Деление и умножение круглых чисел)
– Соберите ответы в порядке убывания (32700 и до 4)
– Какое слово получилось? (Полководцы)
– Кто такие полководцы? (Это военные вожди, военные начальники, ведут полки за собой. Полк – 1200 человек. Вожди – предводители, глава племени – индейские вожди.))
– А каких русских полководцев вы знаете? (А. Невский, А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, Петр I)
– Найдите самое маленькое число? (4)
_Что о нем можно сказать? (однозначное, четное)
– В каком возрасте посадили на коня Невского? (4)
– А в каком веке это было, узнаем, решив пример на порядок действия.
63:(3*3)+(8*7-2):6-3=13
Это было в 13 веке. Да еще 13 – это день рождения Невского. (13 мая 1220 года)
– Запишите это число1220.
– Назовите предшествующее и последующее (1219 1220 1221)
– что можно сказать про число1220? (1 тысяча 2 сотни 2 десятка 0 единиц; 1 ед. 2 класса, 2 с. 2 д. 0 ед. 1 класса)
– Запиши в виде суммы разрядных слагаемых 1220=1000+200+20
– Назовите победу, которую одержали русские солдаты по руководством А. Невского (Битва на Чудском Озере)
– Сколько ливонцев погибло и было взято в плен? (500 и 50) историческую справку дает ученик.
– Во сколько раз больше погибло воинов, чем взято рыцарей в плен? (500:50=10 раз)
– На сколько больше? (500-50=450)
– Какие слова были сказаны А. Невским после победы? «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет»
– Теперь найдите самое маленькое двузначное число? (12)
– Что о нем можно сказать? (двузначное, четное)
– Это число связано и с великим полководцем 18 века А. Суворовым.
– Что знаете о нем? (рассказы детей 1 минута) Да, Суворов был непобедим. Имел много наград. Самая первая награда был орден Андрея Первозванного, который учредил Петр I для царских фамилий и мы чтим этот обычай. При рождении мальчиков – синяя лента на одеяле, а девочек – розовая лента.
– Какие слова говорил солдатам Суворов на учениях? («Тяжело в ученье – Легко в бою»)
II. Новая тема.
1) 24*9, 76*9, 240*9, 760*9
– Найдите закономерность?
2) 576*9? Мы умножали двузначные числа, а теперь трехзначные.
Чему мы будем учиться сегодня? Сформулируйте тему урока. (Умножать столбиком многозначные числа на однозначное).
III. Работа по учебнику с.1 №1.
– Какая это фигура? (прямоугольник)
– Что можно сказать о прямоугольнике? (одна сторона разбита на части а, б, с, а другая д)
– Как узнать площадь прямоугольника? (а*д+б*д+с*д=(а+б+с)*д – умножение суммы на число распространяется и на сумму трех слагаемых)
– Теперь решим наш пример с.1№2 (число576 разбиваем на разрядные слагаемые и решаем по правилу (576=500+70+6)*9=500*9+70*9+6*9=4500+630+54=5184
Такая запись удобная или нет? Удобнее записать в столбик.
Посмотрим на №2(б) с.1
Сначала считали число единиц, десятков, сотен. Сравниваем: удобнее запись 3 столбика.
– Догадались, как запись получилась из предыдущей? (умножали единицы. А десятки запоминали записывая над десятками и т.д. Открытие детьми)
– А сейчас решим примеры (для удобства второй множитель пишем под единицами с.1№3)
IV. Закрепление и применение знаний.
а) Задача на доске.
«В одном Суворовском полку1525 человек. Сколько человек в 3 полках штурмовавших крепость Измаил?»
б) с. 1 №3(б)
– Найди лишний пример 824*8 т.к. в произведении нет цифры 8, а в других 8 стоит в разряде ед. (1 пример). сот. (3 пример), тыс. (4 пример) каждому из трех примеров подберем соответствующие буквы получили слово « мир»
Мы хотим жить в мире, чтоб войны остались только в истории на страницах книг.
С. 2 №11
– Составьте все множества, равные множеству в слове «мир» {м,и,р} {р,и,м} {м,р,и} {и,р,м} {р,м.и} {и,м,р}
– Найдите слово, что оно означает? Рим – столица Италии.
V. Домашнее задание.
«Екатерина II императрица, отправила Суворова на Сестрорецкий оружейный завод. В 1 день Суворов проехал верхом на лошади18200 м, во 2 день на 4570 метров меньше, а в 3 день на 1635 метров больше, чем в 1 день. Сколько метров он проехал в 3 день?»
с. 2 №4,5 в тетради, №6,8 в книге.
VI. Итог урока.
Чему учились? Что узнали нового из истории Отечества?
Литература:
- Учебник Л.Г. Петерсон 3 класс.
- Детская энциклопедия «Что? Как? Почему?» «Полководцы. Битвы и сражения» – Москва: «Росмэн», 2000.