Цели урока:
обучаюшие:
- формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать;
- развитие умения сравнивать, сопоставлять;
- формирование навыка интеграции различных видов искусства;
коррекционная:
- создание условий для оптимизации творческих способностей обучающихся;
- развитие импровизации в доступных для детей формах;
- создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят;
воспитательная:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
- воспитание грамотного слушателя.
Тип урока: Изучение нового материала
Методы:
- словесно-индуктивный (беседа, диалог);
- наглядно-дедуктивный (сравнение);
- частично-поисковый (импровизация);
- моделирование;
- графическое иллюстрирование.
Оборудование урока:
- портреты композиторов;
- аудиозаписи для музыкального ряда;
- презентация POWERPOINT;
- фортепиано, ноты, музыкальный центр;
- иллюстрации по теме, рисунки обучающихся.
I. Организационный момент.
Е. Тиличеева “Музыкальный урок”.
II. Объявление темы и задач урока. (Слайд №1)
Ход урока
У: Ребята, сегодня мы с вами обратимся к истории нашей страны, а именно к героическим и боевым страницам истории России. Но вначале попробуйте ответить на вопрос: “А всегда ли Россия была таким большим государством как сейчас?”
Д: Нет. Вначале России как таковой не было, были лишь отдельные русские княжества.
У: Совершенно верно. Это были не просто отдельные княжества, а княжества, которые враждовали и порой воевали между собой. В VI веке никто и подумать не мог, что на Восточно-Европейской равнине вырастет могучее государство, в котором мы с вами живем. Много крови пролито русским народом, прежде чем поднялись красивые русские города. Давайте совершим виртуальную экскурсию по старинным русским городам.
(Демонстрация слайдов:
№2 – г. Москва;
№3 – г. Великий Новгород;
№4 – г. Владимир;
№5 – князь Владимир, который причислен к лику святых и чье имя носит старинный русский город;
№6 – г. Суздаль;
№7 – г. Ростов Великий;
№8 – г. Смоленск.
У: Ребята, кто из вас обратил внимание на то, как строились города?
Д: За каменными стенами, делали ограждения в виде рвов и водоемов.
У: Верно. Все города, которые мы видели на слайдах, были окружены каменными стенами, рвами и водоемами. О героических подвигах русских городов, о доблестных подвигах русских богатырей и князей рассказывали нам сказители и писатели, художники рисовали их портреты, композиторы восхваляли подвиги в своих произведениях. Один из них – Александр Порфирьевич Бородин. Откройте свои тетради, запишите тему урока и имя композитора, а также название произведения, к которому мы сегодня обратимся – симфония №2 “Богатырская”. (Слайд №9)
У: Ребята, давайте вспомним, что обозначает термин “симфония”? (На экране проецируется правильный ответ).
А что такое оркестр? И кто такой дирижер, для чего он нужен?
(Дети отвечают на вопросы. Слайд №10).
У: Как вы думаете, кому из русских богатырей посвящалась симфония?
Д: Возможно, Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алеше поповичу.
(Слайд №11)
У: Верно. А теперь давайте прослушаем фрагмент из симфонии.
(Слушание в аудиозаписи фрагмента симфонии №2 “Богатырской”).
У: Какими мы увидели богатырей? Как рисовала их музыка? (Анализирование музыки).
Д: Музыка была очень сильной, боевой и мужественной.
Д: А мне она показалась гордой, победной. Значит, и богатыри были сильными, мужественными, воевали за свою родину, не боялись пролить кровь или погибнуть за нее.
У: Совершенно верно. Композитору удалось музыкальными средствами очень ярко и содержательно рассказать о силе и мощи русских богатырей. Тему русских богатырей и воинов у Александра Порфирьевича продолжает опера “Князь Игорь”.
Давайте снова обратимся к нашей памяти и вспомним, что такое опера?
Д: (Слайд №12) Опера – это музыкально-театральный спектакль, в котором все действующие лица поют.
У: Верно. Написана опера на сюжет древнерусского произведения “Слово о полку Игореве”. (Слайд №13).
У: Кто же он такой, князь Игорь? И почему именно ему посвящено и древнерусское произведение и опера Бородина? (Слайд №14).
Д: Наверно, он совершил подвиг, и поэтому именно ему посвящены эти произведения.
У: Кто такой князь Игорь, князь Новгород-Северский, и какой он подвиг совершил – вот об этом мы с вами сейчас и поговорим. О чем же опера?
(Краткий пересказ содержания оперы сопровождают слайды №15 – 17).
У: Итак, князь Игорь оказался в плену у хана Кончака. Как вы думаете, как относился хан к своему пленнику? (Моделирование). (Слайды №18).
(Дети высказывают свои предположения и объясняют свое мнение).
У: А давайте снова обратимся к музыкальному языку композитора и, я думаю, мы сможем ответить на поставленный вопрос. Но вначале скажите: что такое ария?
Д: Ария – это песня солиста в опере. (Слайд №19).
У: Совершенно верно! Ну а теперь прозвучит ария Князя Игоря.
(Слушание Арии князя Игоря).
У: Каким мы увидели князя: сломленным, подавленным или же, наоборот, готовым к борьбе и сражению?
Д: Князь Игорь не подавлен, он готов сражаться, готов к борьбе. Потому что музыка арии была очень гордой, уверенной, энергичной.
У: Всегда ли музыка была в таком характере?
Д: Нет. Когда он обращался к Ярославне, музыка становилась более протяжной, ласковой и нежной. Видимо, он очень любил свою жену.
У: Ребята, как вы думаете, как будут дальше развиваться события в опере?
(Дети высказывают свои предположения и объясняют свое мнение).
У: Конечно, князь Игорь совершит побег и поможет ему в этом охранник Оврул, который когда-то в детстве был угнан в плен. (Слайд №20).
У: Как вы думаете, как встретил князя Игоря русский народ, ведь люди знали, что все русское войско убито?
Д: Народ встретил его с радостью, так как верит в то, что князь обязательно отомстит за погибших. (Слайд №21).
У: Конечно, князь бежал только для того, чтобы отомстить хану Кончаку за разоренные русские селения и города, за убитых и плененных русских людей. Но сможет ли князь один выйти против многотысячного войска хана?
Нет! Князь Игорь созывает княжеское вече, на котором русские князья преклоняют перед ним свои мечи, что означало, что они готовы поддержать князя Игоря и вывести свои войска против хана, для того, чтобы освободить все русские земли. (Слайд №22).
У: И великий бой состоялся! На нем, конечно же, победило русское войско во главе с князем Игорем. И за эту победу, и за то, что князь Игорь сумел объединить русские княжества, князь Игорь также причислен к лику русских святых. (Слайд №23).
У: Наш урок подходит к концу, и было бы уместно закончить его на высокой ноте. Как вы думаете, что мы можем сейчас, на уроке, сделать для того, чтобы также как русские богатыри, русские композиторы, художники и сказители прославить нашу Родину?
Д: Я думаю, что мы можем спеть “Песню о России” или же исполнить песню “Славны были наши деды”.
У: Так давайте же исполним эти великолепные песни.
(Исполнение песен. Проецируются слайды №24 - 30).