Тип урока: обобщение изученного материала.
Цель урока: обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе; сформулировать правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.
Задачи урока:
- формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
- расширять кругозор детей о природе;
- развивать умение работать с различными источниками информации, умение делать выводы, способности к саморазвитию, самовыражению, ответственности, умение работать группами;
- способствовать экологически грамотному – безопасному для природы и собственного здоровья поведению;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность, любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
На перемене каждому ученику прикрепляется к одежде разноцветный кружок. Звенит звонок. Ребята входят в класс и рассаживаются за столы в соответствии с цветом своего кружка.
Цветы (Презентация. Слайд 1)
Если Я
Сорву цветок,
Если Ты
Сорвешь цветок...
Если Все:
И Я, и Ты –
Если Мы
Сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья,
И кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и Ты –
Если Мы
Сорвем цветы...
- Почему урок мы начали с этого стихотворения? (Мы на уроках говорили, что надо беречь природу)
- А вы задумывались над тем, что же произойдет, если все цветы будут сорваны? (Ответы детей)
II. Повторение пройденного материала
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О Красной книге)
- Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, в которой содержится сведения о редких и исчезающих растениях и животных) (Слайд 2)
- Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)
- Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)
- Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редких и исчезающих)
- Для чего в этой книге разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находятся животные и растения: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)
- По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)
- В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)
- А теперь давайте вспомним животных и растений красной книги. (Слайды 3-16)
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает. (Ландыш)
Это прозвище недаром у красивого цветка:
Капля сочного нектара и душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет … (медуница)
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (стрекоза)
- А узнаете ли вы следующего представителя Красной книги? (Адмирал)
Кто с цветка к цветку летит
Так лениво и жужжит -
Бархатист, крылат, пузат
И костюмчик полосат? (Шмель)
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это… (божья коровка)
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…(скворец)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки не одной. (Еж)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравьи)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Название ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (синица).
Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)
III. Сообщение темы и задач урока
- На какие группы мы можем разделить этих представителей Красной книги? (Растения, насекомые, звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся) (Слайд 17, 18)
- К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-либо отделе по охране природы. Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети делятся на 5 групп: отдел по охране растений, отдел по охране зверей, отдел по охране птиц, отдел по охране земноводных и пресмыкающихся)
- Прочитайте табличку на своем столе.
- Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды. (Слайд 19)
- Я предлагаю вам самостоятельно составить “Законы о природопользовании”. К концу урока каждому нужно определиться в своём отношении к природе и взаимодействии с ней.
IV. Изучение материала
- Откройте учебник на странице 92. Посмотрите на схему и подумайте, почему многие растения и животные встречаются все реже. (Люди уничтожают леса, охотятся на животных, загрязняют водоемы, вылавливают рыбу, срывают цветы. От этого происходят экологические катастрофы.) (Слайд 20)
–
Правильно, сейчас вы мне все это рассказали, используя знаки схемы.Физкультминутка.
Кузнечики,
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Выполнять упражнения по стихотворению.)(Слайд 21)
– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах.
- Обсудите в группах, что мы можем сделать, чтобы помочь природе, стать ей другом?
- Подумайте вместе и составьте законы для защиты подопечных своего отдела и нарисуйте к своим экологическим правилам экологические знаки. (Слайд 22)
- Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками!
(Учащиеся работают в группе.) (Слайд 23)
–А теперь я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
(Учащиеся должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди участников отдела. Выступают ребята со своими сообщениями. Представляют результаты работы групп. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий)
– Хорошо потрудились ребята. Молодцы! (Слайд 24)
V. Продолжение изучения материала.
- Прочитайте рассказ Ю. Аракчеева “Сидел в траве кузнечик”. (Слайд 25)
- Кто из мальчиков больше понравился вам?
- Почему у кузнечика были печальные глаза?
- Как вы думаете, какие мысли были у кузнечика, когда он оказался в безопасности?
- Только ли нужно беречь и охранять животных, которые входят в Красную книгу? (Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.)
VI.
Итог урока.- Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели?
- Что вы узнали?
- Что сумели?
- Чему научились?
- Какое главное дело мы сделали?
Урок заканчивается чтением стихотворения: (Слайд 26, 27)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги
Ты береги нас, береги
Смотрю на глобус - шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”
Домашнее задание с элементами творчества.
Составить свою Красную книгу.
Использованная литература.
- Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 2 класс: К УМК А.А. Плешакова.– М., 2012.
- Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М., 2007. – (Библиотека учителя начальной школы)
- Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов на Дону, 2008.
- Плешаков, А.А Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. - М., 2011.
- Плешаков, А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М., 2011.
- Плешаков, А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2011.
- Плешаков, А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2012.