Интеграция образовательных областей: “познание”, “коммуникация”, “музыка”, “социализация”, “художественное творчество”.
Программное содержание:
– Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, бережно относиться
к миру растений и к окружающему миру в целом, развивать чувство эмпатии к
объектам природы.
– Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: белоствольная, ельник,
сосновый бор, живица, береста, кузовки, дубрава, помочь детям понять смысл и
значение природных примет.
– Развивать слуховую и кинестетическую память, выразительность речи, формировать
интерес к растительному миру.
– Изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, вызывать у них желание
вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.
– Развивать способность детей эмоционально воспринимать музыкальные
произведения.
– Развивать познавательные психические процессы, умение связно излагать свои
мысли.
– Закрепить экологические знания о лесе, его обитателях.
– Развивать воображение, память, пространственную ориентировку на месте,
точность рисовальных движений, формировать настойчивость, усидчивость.
Оборудование и материалы.
– Письмо (от сказочного персонажа лесовичка);
– Макеты: березы, ели, дубы, сосны, пеньки, корзина;
– Листья: березы, дуба;
– Шишки: ели, сосны, желуди;
– CD проигрыватель;
– Аудиокассета с записью русской народной песни “Во поле березка стояла”, “Шум
леса, пение птиц”;
– “Напоминающие знаки” о правилах поведения в лесу;
– Иллюстрации животных, птиц, растений, леса;
– Альбомные листы, акварельные и гуашевые краски, кисти;
Предварительная работа:
– Беседа с детьми о многообразии растительного мира нашего края;
– Рассматривание иллюстраций (животных, птиц, растений);
– Просмотр видеофильмов (о растениях и животных нашего края);
– Чтение произведений, стихов о животных и растениях (Т. Нуждина, Н. Елкина, А.
Фет, Н. Сладков, Б. Заходер, Ф. Троицкий, Г. Скребицкий, В. Бланки).
Ход занятия
(Педагог читает стихотворение.)
– Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет лесных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.
Орешник знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
Хочу все знать!
– Догадайтесь, о чем идет речь:
– Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Машеньку – орешком,
Толю – костяникой,
Петю – сыроежкой,
Костеньку – малинкой.
– Кого же назвали богатырем?
(Лес.)
(Звучит запись шума леса, пения, птиц.)
– Ребята, как вы думаете, где мы оказались?
(В лесу. Слышим шум леса и пение птиц.)
– Ребята я приглашаю вас в путешествие по лесу, но прежде чем отправиться,
нужно найти тропинку из листьев дуба.
(Находят тропинку из листьев дуба.)
– По тропинке мы пойдем, какое дерево найдем?
(Дуб.)
– Правильно дуб. Что вы можете рассказать о дубе?
(Дуб – могучее, крепкое, сильное дерево. У него сильные корни, которые уходят
глубоко в землю и толстый ствол. Дуб одно из самых долговечных деревьев, растет
дуб 400-500 лет, а плоды дает через 30 лет.)
– Ребята а как называется лес, где растет много дубов?
(Дубрава.)
– Посмотрите, а что лежит под дубом?
(Листья и желуди.)
– Возьмите желуди в руки и расскажите, какие они?
(Продолговатые, овальные, коричневые, гладкие, твердые, с круглой резной
шляпкой.)
– Посмотрите как много желудей, давайте выложим из них узор.
(Выкладывают узор.)
– А сейчас ребята давайте поиграем в игру “Что чем будет?”
(Желудь – Дерево
Дерево – Мебель, паркет, бочки, лодки
Кора – Целебные настои.)
Упражнение по методике “Расскажи стихи руками”.
Станем мы деревьями Сильными, Большими. Ноги – это корни, Их расставим шире, Чтоб держали дерево, Падать не давали, Из глубин далеких Воду доставали. Тело наше – ствол могучий Он чуть-чуть качается. Наши руки – это ветви Крону вместе образуют В кроне им совсем не страшно, Когда ветры сильно дуют. Пальцы – веточками будут, Листья закрывают их. |
Дети ставят ноги на ширину плеч, руки на поясе. Раздвигают ноги шире. Сжатый кулак ставят над другим сжатым кулаком. Наклоняются, складывают ладони чашечкой и разгибаются. Раскрытыми ладошками проводят сверху вниз. Покачиваются из стороны в сторону . Раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя. Смыкают пальцы над головой. Качают головой. Качают поднятыми руками. Шевелят пальцами обеих рук. Прикрывают одну ладонь другой. |
– Молодцы вы мне много рассказали о дубе. Посмотрите, а вот еще другая
тропинка, на ней листья и пеньки. Как вы думаете, к какому дереву приведет нас
эта тропинка?
(Листья и пеньки от березы и приведет она нас к березе.)
– Вы знаете, я слышала, что о березке говорят так: “Березка, людей кормит,
поит, лечит и красотой радует”. Интересно чем березка нас кормит?
(Кормит березка нас грибами, которые под ней растут.
Грибы так и называются – подберезовики.)
– Молодцы. Как вы думаете, чем березка нас поит?
(Поит нас березка весной сладким и целебным березовым соком. Звери и птицы с
удовольствием пьют березовый сок.)
– Правильно. А как березка может нас лечить?
(Из березовых почек и бересты готовят лекарства от многих болезней.)
– А еще говорят, что березка радует нас красотой – это как?
(Издавна березка считается символом нашей Родины. Березка – любимое дерево
русского народа, о ней сложено много стихов и песен, около березы в старину
водили хороводы.
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.)
– Молодцы ребята. А почему говорят, что на березке вместо одной коры две?
(На стволе у березки кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные
полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них
дышать.)
– Березка – щедрое и доброе дерево. Как березка еще помогает людям?
(Раньше изготовляли из бересты короба, кузовки, лодки, обувь, а когда еще не
было бумаги, писали на бересте. Из березы делают красивую мебель и посуду.)
– Давайте послушаем русскую народную песню о нашей красавице березке “Во поле
березка стояла”.
(Слушают русскую народную песню.)
– Понравилась вам песня о нашей красавице?
(Очень понравилась.
– Ребята, лес – это семья различных растений. Какие растения кроме деревьев
растут в лесу?
(Кустарники, травы, грибы, мхи, ягоды.)
– Если приглядеться к зеленой стене леса, можно заметить, что деревья в ней
растут этажами. А что растет под деревьями?
(Растут кустарники: малина, шиповник, жимолость, травянистые растения, мхи,
грибы, ягоды.)
– Могут ли деревья жить без других обитателей леса?
(Нет. Не могут. Много животных, птиц, насекомых.)
– Отгадайте загадки о лесных животных и узнаете, какие животные живут в лесу.
На овчарку он похож.
Что не зуб то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса
Этот зверь лесной?
(Лиса.)То орех, то шишку
В дом несет детишкам
Летом – рыжий огонек,
Зимой – серенький дымок.
(Белка.)Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
(Заяц.)Все говорят,
Что я похож на папу,
Такой черно-бурый,
Такой косматый…
Но только и папа
Похож на меня.
Такой же охотник до меду как я.
(Медвежонок.)
– Молодцы, все загадки отгадали. Разнообразен животный мир нашего леса. Здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых и птиц. Одни животные на зиму впадают в спячку. (Ежи, медведи, барсуки.) Другие делают запасы (бурундуки, белки).
– Я приглашаю отправиться дальше в путешествие по тропинке. Тропинка здесь
необычная – на ней шишки. Как вы думаете, от каких деревьев?
(Это шишки сосны и ели.)
– По тропинке мы пойдем
Разных шишек наберем.
Игра “Кто быстрее соберет шишки” (2 команды).
– Молодцы, как хорошо справились с заданием, ни одной шишки не оставили.
– Ребята, какое это дерево?
(Сосна.)
– Что вы знаете о ней?
(Сосна – стройное, красивое дерево, его можно сравнить со стрелой уходящей в
верх. Внизу на стволе кора грубая, а на верху тонкая, золотистая. Воздух в
сосновых лесах особенно лечебный, в нем много кислорода. Лес, в котором растет
много сосен называется – сосновый бор. Сосны любят солнечный свет. У сосны
длинные хвоинки и растут парами.)
– А что такое живица?
(Живица – это смола сосны, так ее называют в народе. Она
заживляет древесные раны.)
– Что делают из сосны?
(Строительные материалы, мебель, дрова.)
– Молодцы. А это что за дерево?
(Елочка.)
– Как называется лес, в котором растут одни ели?
(Ельник.)
– Что вы знаете о елке?
(Ель – высокое дерево, которое растет медленно, но живет долго 500–600 лет. Ель
растет на влажной земле, любит тень. Ель называют поющим деревом, потому что из
нее делают музыкальные инструменты.)
– Сравнение деревьев сосны и ели.
(Смолистые стволы,
Листья иголки,
Плоды шишки,
Строительный материал.)
– Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? По чьей вине возникают экологические проблемы? Ребята, а умеете ли вы вести себя в лесу?
Игра “Напоминающие знаки” (о правилах поведения в природе).
(Раздаются карточки со знаками, напоминающими, правила поведения в природе и предлагается детям сказать, что означает каждый знак.)
– Молодцы, вы меня порадовали своими ответами. Вы знаете правила поведения в природе.
Ребята смотрите, на пне стоит корзина, а в ней лежит письмо для вас, сейчас я
его прочитаю.
(Педагог зачитывает письмо от лесовичка, который наблюдал за детьми во время
прогулки по лесу. Передает спасибо детям. Из их рассказов о лесе он узнал много
нового.
Лесовичек просит “Дорисовать за художника деревья”.
(Детям раздаются листы с изображением дерева, они должны догадаться, что это за дерево, дорисовать его симметрично, украсить листьями.)