Класс: 7.
Методическая информация
Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый урок.
Цель урока: сформировать представление о климатических поясах Земли и факторах их образования.
Задачи урока:
– Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
– Познакомить учащихся с понятием “климатический пояс” и картой климатических
поясов мира.
– Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их
формирования.
– Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
– Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических
поясов, систематизирующей таблицей.
– Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.
Оборудование: Ноутбук с проектором; презентация, выполненная учителем к уроку; атласы и учебники 7 класс.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят ученики в ходе урока:
Актуализируют:
Знания:
– о распределении на Земле температуры, атмосферного давления, осадков;
– о причинах образования системы постоянных ветров на Земле;
– о воздушных массах.
Умение:
– сравнивать свойства воздушных масс Земли.
Навыки:
– работы с тематической картой;
– работы с систематизирующей таблицей.
Приобретут:
Знания:
– о климатических поясах и особенностях их географии;
– о климатообразующих факторах и механизме их действия.
Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– объяснять причины формирования климата посредством нахождения
климатообразующих факторов.
– определять климатический пояс по климатограмме.
Закрепят:
Знания:
– о климатических поясах и их особенностях;
– о влиянии климатообразующих факторов на климат на примере юга Африки.
Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– описывать климат по климатической карте;
– объяснять причины формирования климата в данном месте Земли.
Навыки:
– работы с климатической картой, картой климатических поясов;
– поисковой деятельности.
Ход и содержание урока
1. Организационный этап урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Ответ учеников.)
– Сегодня мы продолжим изучение особенностей климата на Земле.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Слайд 1 – название темы урока “Климатические пояса Земли” (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Целеполагание.
Учитель:
– Что мы сегодня вспомним, узнаем, чему научимся на уроке?
Слайд 2 – формулирование цели и задач урока.
3. Проверка домашнего задания.
3.1 Ребята! Давайте вспомним пройденный материал на прошлом уроке. Изобразите схему распределения температуры, осадков и давления на Земле. (Работа в парах) Слайд 3.
Самопроверка и выставление оценок. Слайд 4.
3.2 Самостоятельная работа.
На климатической карте мира в атласе найдите районы с самым большим количеством осадков.
Выделите районы мира с самым малым количеством осадков.
Почему осадки на Земле распределяются неравномерно? Слайд 5.
Самопроверка. Слайд 6.
4. Изучение нового материала.
Учитель (мотивация учащихся на изучение новой темы):
– Везде ли на Земле элементы климата существенно отличаются?
– На Земле выделяются районы с примерно одинаковым климатом. Они получили
название “климатические пояса”. Сегодня мы познакомимся с климатическими поясами
Земли. Слайд 7.
Слайд 8 – “Понятие “климатический пояс” и области мира.
Учитель (фронтальная беседа по изображению слайда):
– Мы знаем, что в атмосфере формируются разные по свойствам воздушные массы.
Назовите их.
– Какой климат определяет экваториальный воздух?
– Какой климат формируется под действием тропического воздуха?
– Каковы особенности климата в умеренных широтах?
– Как влияют на климат арктические воздушные массы?
– Таким образом, на Земле под действием воздушных масс формируются обширные
районы с однородным климатом, так называемые климатические пояса (вывести на
слайд определение понятия “климатические пояса”). Климатические пояса мира
выделены на специальной тематической карте климатических поясов (демонстрирует
настенную карту). Назовите климатические пояса мира по карте атласа (учащиеся по
карте климатических поясов мира в атласе перечисляют их названия). Сколько
климатических поясов выделяют на Земле? (13) Почему количество названий поясов
не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды
относительно экватора.)
Учитель:
– Как можно разделить климатические пояса на две группы?
– Выделяют основные и переходные климатические пояса. Название основного пояса
соответствует широте формирования. У переходных поясов в названии присутствует
приставка “суб”. Чем они отличаются?
На формирование климата любой территории Земли выделяют причины, называемые климатообразующими факторами. Слайд 9.
– Сравните количество осадков на западе и в центре Евразии?
– Почему на западе Евразии больше осадков, чем в центре материка? (На западе
Евразии постоянно дуют ветры с океана, центр Евразии удален от океана.)
– Почему сухо на Аравийском полуострове? (Ветры дуют из центра материка.)
– Что мешает проникновению осадков в центр Евразии на юге материка? (Горы
Гималаи.)
Слайд 10 – “Таблица “Климатические пояса”” (раздаточный материал).
Учитель:
– В данной таблице мы опишем на уроке особенности тропического и субтропического климатических пояса и найдем их разницу.
По карте учебника на с.35 определите среднюю годовую температуру пояса.
– По климатической карте мира в атласе определите количество осадков.
– Каковы воздушные массы, атмосферное давление на тропике? (Поисковая работа по
группам.)
Учитель:
– Каковы воздушные массы, температура воздуха, количество осадков в тропическом и субтропическом климатических поясах?
Слайд 11.
Слайд 12 – “Как работать с климатограммой?”.
Слайд 13, 14 – “Какому климатическому поясу относятся климатограммы?” (поисковая работа по группам).
5. Закрепление изученного материала.
Слайд 15,16 (Создание проблемной ситуации.)
““Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Лондоне. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Латинской Америки с целью изучения культуры народов. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на данной территории вы не сможете, так как ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома”. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: “Какие вещи взять с собой”? Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: – определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город; – найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится город, изучить погодные условия 4 –х времен года города; – из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям города и сложить в “чемоданчик”.
6. Рефлексия (самоанализ знаний, действий на уроке).
Слайд 17.
7. Домашнее задание.
Задание на выбор
- Нанести на контурную карту климатические пояса Земли.
- Охарактеризовать климатический поя, в котором вы живете.
Творческое задание.
Составить кроссворд по теме “Климаты Земли”.