Цель урока:
- Познакомить с понятием дроби, с записью и чтением обыкновенных дробей.
- Учить аккуратности в написании дробей.
Совершенствовать вычислительные навыки, вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом; научить записывать и читать обыкновенные дроби; разбить их на группы по характеру, совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивающие: Развивать познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний ,совершенствовать навыки работы с дробными числами;
- Воспитательные: Воспитание ответственности, самостоятельности, повышение интереса к математике,
к истории математики как науки.
к исследовательской работе(к новым возможностям или открытиям)
Предметные результаты.
Знать:
1. Понятия доли как части целого.
2. Форму записи обыкновенной дроби; распознавать, понимать и
объяснять правильные и неправильные дроби;
3. Смысл числителя и знаменателя.
Уметь:
1. Распознавать записи обыкновенных дробей среди других записей
чисел.
2. Указывать в дробных записях числитель и знаменатель.
Сравнивать дроби с 1.
3. Читать и записывать обыкновенные дроби.
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, коллективная, устная, письменная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические средства: рабочая тетрадь, карточки с заданиями для индивидуальной работы, приложение – презентация, историческая справка.
Структура и ход урока.
- Организационный момент (2мин).
- Актуализация знаний. Устная работа (2мин).
- Изучение нового материала (13мин).
- Историческая справка (Небольшая презентация) (3мин).
- Этап первичного закрепления знаний (10 мин).
- Практическая работа – по карточкам (5 мин).
- Этап проверки первичного усвоения знаний (5мин).
- Домашнее задание (2 мин).
- Итоги урока (3 мин).
Ход урока
1. Организационный момент . Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, получение сведений об отсутствующих.
2. Актуализаөия знаний учащихся
- Сколько сантиметров в метре? В половине метра? В четверти метра?
- Сколько килограммов в тонне? В половине тонны? – Сколько минут в трети часа?
- – В половине часа?
3. Изучение нового материала.
Сколько килограммов содержится в десятой доле центнера?
Мы должны центнер выразить в килограммах и разделить на десять равных частей.
1ц = 100кг, 100:10=10(кг) содержится в десятой доле центнера. Эти равные части называют долями.
Постановка цели.
Сегодня у нас новая тема “Доли. Обыкновенные дроби.” На уроке мы узнаем, что такое дробь, как записываются и читаются обыкновенные дроби, что такое числитель знаменатель, как найти половину, треть, четверть. Будем решать задачи на нахождение долей.
Мама купила арбуз и разрезала его на 6 равных частей : бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Так как арбуз разделили на 6 долей, то каждый получил «одну шестую долю арбуза», или, короче, «одну шестую арбуза». Пишут: арбуза. (Слайд 1)
Эти равные части называют долями.
В жизни приходится иметь дело не только с одной долей единицы, но и с несколькими равными ее долями. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб. Название долей зависит от того, на сколько равных частей разделена одна целая (единица) или предмет, принимаемый нами за единицу. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки и т.д.
Назовите еще несколько слов с этой приставкой.(Ответы учащихся)
Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая.
Если, например, круг разделить на две равные части, то получим вторые доли; если на три равные части, то третьи доли (рис. 2); если на четыре равные части, то четвертые доли (рис. 3) и т. д. Вторые, третьи, четвертые доли получили особые названия: половина, треть, четверть.
Определение. Одну долю или несколько равных долей единицы называют дробью или дробным числом.
4. Историческая справка (выступление учащихся 9 класса о появлении дробей) (Слайд 3–7).
Дроби появились очень давно, и точной даты не знает никто. С незапамятных времен охотникам при дележе добычи уже приходилось иметь дело с дробями. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин. Древние египтяне использовали лишь единичные дроби и т.д. , то есть дроби, числители которых равны единице. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому вычисления с дробными числами выполняли лишь специально обученные писцы.
Египтяне все дроби старались записать как суммы дробей вида . Например, вместо они писали . Иногда это было удобно. В папирусе Ахмеса есть задача:
"Разделить 7 хлебов между 8 людьми".
Если резать каждый хлеб на 8 частей , придется провести 49 разрезов. А по-египетски эта задача решалась так. Дробь записывали в виде долей . Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезали пополам, два хлеба – на четыре части, один хлеб – на восемь долей. Первым дробную черту стал применять арабский ученый ал – Хасан. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо Фибоначчи. Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось: "Попасть в дробь", что означает "Попасть в тупик , в трудное положение". Даже еще в XVIII в. овладение дробными числами, которые иногда называли "ломаными" числами, считалось очень трудным делом.
Дробные числа нужны тогда, когда надо обозначить результат дробления (разделения) какого – либо предмета на части. Например, если за единицу объема воды выбран какой – то сосуд, а наполнили водой лишь часть этого сосуда, то как обозначить объем этой части сосуда? Натуральным числом нельзя, так как объем всего сосуда принят за единицу, а натуральных чисел, меньше единицы и больше нуля нет. Следовательно, и здесь помогут числа, которые меньше 1, но больше нуля. Такими числами как раз и являются некоторые дробные числа.
Для записи любой доли используют горизонтальную черточку. Ее называют дробной чертой. В дроби число, стоящее над чертой , называют числителем дроби, а число, стоящее под чертой, называют знаменателем дроби. Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель дроби показывает, сколько таких частей взято. (Слайд 8)
Учитель При чтении дробей сначала называют числитель, потом знаменатель. (Слайд 9)
Посмотрите, на сколько равных частей разделен квадрат ? (Ответы учащихся.)
– Какие это части? (ответы учащихся) . Что показывает одна часть? (Ответы учащихся.)
Посмотрите как называются части. (Ответы учащихся.)
4. Этап первичного закрепления знаний. (Слайд 10)
– Давайте поупражняемся в подсчете числа равных долей, на которые разделено целое.
Какая доля (часть) каждой фигуры закрашена? Итак, на слайде изображены фигуры, разделенные на доли. Задание – определить, какая часть фигуры заштрихована, и записать ответ дробью.
Работа с учебником . Устно № 524, № 525, Работа в тетради № 527 №526.
5 . Практическая работа с материализованными объектами.
(Каждый ученик получает свою карточку, которая отличается от карточек других ребят. Это побуждает ученика действовать самостоятельно, а не просто наблюдать манипуляции учителя с моделями, к которым чаще всего сводится « наглядность»при изучении дробей.)
6. Этап проверки первичного усвоения знаний. (Слайд 11–12)
- Приложение 2.
- Массу животных выразите в тоннах:
а) лошадь 500 кг =
т; - Приложение 3.
б) овца – 55кг,
в) корова – 450 кг;
г) заяц – 6 кг
7. Домашнее задание. (Слайд 13)
1. Подготовить доклады, презентации на тему «Как в глубокой древности изображали дроби.» по желанию.
2. Для всех – § 1, страница 106, № 529, № 534, № 542.
8. Итоги урока. Выставление оценок.
9. Рефлексия: вставьте пропущенные слова (Слайд 14)
Что на уроке было интересным? Что нового узнали?
Литература.
- Учебник математика 5 класс Истомина Н.Б. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2008.
- Учебник для учащихся 5 класса В.К. Совайленко, О.В. Лебедева, Издательства « Феникс» Ростов– на –Дону 1995.
- Энциклопедия для детей Москва Авангард том 11 2004 год.