Урок-викторина "Математика и информатика"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование способностей к интеллектуальной деятельности.

Задачи: повторение по теме “Натуральные числа”.

Оборудование: карточки с цифрами, бланк для фиксации баллов, карточки с названием команд (Желтые, Синие, Зеленые), жетоны за правильные ответы, раздаточные карточки с заданиями.

Время проведения: 40 минут.

Ведущий 1: Ребята! Сегодня мы с вами проведем викторину “Математика и информатика”. Вначале поговорим о натуральных числах. Натуральные числа. Еще до того, как человек научился считать, он начинает понимать, что значит “поровну”, “больше” и “меньше”. Если на каждую руку надето по варежке, то варежек и рук поровну.

Ведущий 2: Точно так же есть общее между пальцами твоей руки, пальцами твоей ноги, лепестками цветка яблони, щупальцами морской звезды. Это общее человек постепенно начинает выражать словами: две руки и 2 варежки, пять пальцев, пять лепестков, пять щупальцев.

Ведущий 1: Ребята, назовите натуральные числа?

Ведущий 2: Какое самое маленькое натуральное число? (1)

Ведущий 1: А самого большого натурального числа нет. Ведь какое бы число предметов мы ни назвали, к ним можно добавить еще один предмет – и число предметов увеличится.

Ведущий 2: Натуральные числа и число ноль можно изобразить точками прямой:

Ведущий 1: Как записываются числа? (Цифрами.)

Ведущий 2: Сколько у нас цифр? (Десять.)

Ведущий 1: Эти цифры мы называем арабскими, хотя придумали их в Индии около 1500 лет тому назад, а лет через 500 после этого арабы познакомили с этими цифрами европейцев.

Ведущий 2: Мы используем и римские цифры, придуманные этрусками около 2500 лет назад. Интересно, что среди римских цифр нет цифры нуль.

Ведущий 1: Ребята! Мы с вами вспомнили, что такое натуральные числа. Поговорили разных видах записи чисел. А теперь переходим к вопросам викторины.

Ведущий 2: Первый конкурс – Магические квадраты. Это квадрат, разделенный на маленькие квадратики-клетки, в которых вписаны числа, причем суммы чисел во всех столбца, во всех строках и в двух диагоналях магического квадрата равны между собой.

Ведущий 1: Предлагаем командам заполнить этот “Магический квадрат”.

Ведущий 2: Второй конкурс – Назови двузначное число, В котором один десяток и три единицы, один десяток и семь единиц, два десятка и семь единиц, три десятка и одна единица, четыре десятка и девять единиц, пять десятков и четыре единицы, восемь десятков и шесть единиц.

Ведущий 1: Логическая разминка. Решите задачи:

Группа спортсменов бежит по дорожке. Один спортсмен бежит через четвертым с начала и четвертым с конца. Сколько спортсменов бежит по дорожке? (7.)

В первом поддоне не хватает 3 яиц, а во втором так же – 2 яиц. В каком поддоне больше яиц? (Во втором.)

Зайчонок пересек поляну за 5 прыжков, а лягушонок эту же поляну пересек за 4 прыжка. У кого из них прыжок длиннее? (У лягушонка.)

Ведущий 2: Четвертый конкурс – Сколько в данной фигуре треугольников? (12.)

Ведущий 1: Задача в стихах:

  1. Есть помощница у мамы.
    Посмотрите, дети, сами:
    Перемыла пять тарелок,
    Восемь ложек, чашек пять.
    Перемытую посуду
    Помогите посчитать. (18.)
  2. Дед Игнат сказал соседу:
    – Мне уж сотня лет к обеду.
    – Ты прибавил 30 лет, –
    Возразил ему сосед.
    Прошу, ребята, сосчитать,
    Сколько лет прожил Игнат. (70.)
  3. В тихой речке под мостом
    Жил усатый старый сом.
    У него жена сомиха
    И четырнадцать сомят.
    Вы их вместе сосчитайте –
    Будет сом, конечно, рад. (16.)

Ведущий 2: Шестой конкурс – объясните, чем отличается:

  1. Торт от пирожного;
  2. Молоко от лимонада;
  3. Ручка от карандаша.

Ведущий 1: Седьмой конкурс – объясните, чем похожи:

  1. Туфли, тапочки, босоножки;
  2. Пальто, шуба, куртка;
  3. Лошадь, кошка, собака.

Ведущий 2: Следующий конкурс – Подчеркните существенные признаки для каждого предмета:

  1. Кукла – игрушка, красивая, новая, большая;
  2. Кошка – серая, рыжая, ловит мышей, домашнее животное;
  3. Павлин – птица, имеет большой красивый хвост, большая птица.

Ведущий 1: И последний конкурс – на листе бумаги в клеточку под диктовку выполнить следующие шаги: 1 к. вниз, 5 к. вправо, 5 к. вверх, 4 к. влево, 1 к. вверх, 4 к. вправо, 1 к. вверх, 5 к. влево, 3 к. вниз, 4 к. вправо, 3 к. вниз, 4 к. влево. Какая цифра получилась?

Ведущий 1 и 2: Как мы будем учиться? На 5!