Цель: Формирование способностей к интеллектуальной деятельности.
Задачи: повторение по теме “Натуральные числа”.
Оборудование: карточки с цифрами, бланк для фиксации баллов, карточки с названием команд (Желтые, Синие, Зеленые), жетоны за правильные ответы, раздаточные карточки с заданиями.
Время проведения: 40 минут.
Ведущий 1: Ребята! Сегодня мы с вами проведем викторину “Математика и информатика”. Вначале поговорим о натуральных числах. Натуральные числа. Еще до того, как человек научился считать, он начинает понимать, что значит “поровну”, “больше” и “меньше”. Если на каждую руку надето по варежке, то варежек и рук поровну.
Ведущий 2: Точно так же есть общее между пальцами твоей руки, пальцами твоей ноги, лепестками цветка яблони, щупальцами морской звезды. Это общее человек постепенно начинает выражать словами: две руки и 2 варежки, пять пальцев, пять лепестков, пять щупальцев.
Ведущий 1: Ребята, назовите натуральные числа?
Ведущий 2: Какое самое маленькое натуральное число? (1)
Ведущий 1: А самого большого натурального числа нет. Ведь какое бы число предметов мы ни назвали, к ним можно добавить еще один предмет – и число предметов увеличится.
Ведущий 2: Натуральные числа и число ноль можно изобразить точками прямой:
Ведущий 1: Как записываются числа? (Цифрами.)
Ведущий 2: Сколько у нас цифр? (Десять.)
Ведущий 1: Эти цифры мы называем арабскими, хотя придумали их в Индии около 1500 лет тому назад, а лет через 500 после этого арабы познакомили с этими цифрами европейцев.
Ведущий 2: Мы используем и римские цифры, придуманные этрусками около 2500 лет назад. Интересно, что среди римских цифр нет цифры нуль.
Ведущий 1: Ребята! Мы с вами вспомнили, что такое натуральные числа. Поговорили разных видах записи чисел. А теперь переходим к вопросам викторины.
Ведущий 2: Первый конкурс – Магические квадраты. Это квадрат, разделенный на маленькие квадратики-клетки, в которых вписаны числа, причем суммы чисел во всех столбца, во всех строках и в двух диагоналях магического квадрата равны между собой.
Ведущий 1: Предлагаем командам заполнить этот “Магический квадрат”.
Ведущий 2: Второй конкурс – Назови двузначное число, В котором один десяток и три единицы, один десяток и семь единиц, два десятка и семь единиц, три десятка и одна единица, четыре десятка и девять единиц, пять десятков и четыре единицы, восемь десятков и шесть единиц.
Ведущий 1: Логическая разминка. Решите задачи:
Группа спортсменов бежит по дорожке. Один спортсмен бежит через четвертым с начала и четвертым с конца. Сколько спортсменов бежит по дорожке? (7.)
В первом поддоне не хватает 3 яиц, а во втором так же – 2 яиц. В каком поддоне больше яиц? (Во втором.)
Зайчонок пересек поляну за 5 прыжков, а лягушонок эту же поляну пересек за 4 прыжка. У кого из них прыжок длиннее? (У лягушонка.)
Ведущий 2: Четвертый конкурс – Сколько в данной фигуре треугольников? (12.)
Ведущий 1: Задача в стихах:
- Есть помощница у мамы.
Посмотрите, дети, сами:
Перемыла пять тарелок,
Восемь ложек, чашек пять.
Перемытую посуду
Помогите посчитать. (18.) - Дед Игнат сказал соседу:
– Мне уж сотня лет к обеду.
– Ты прибавил 30 лет, –
Возразил ему сосед.
Прошу, ребята, сосчитать,
Сколько лет прожил Игнат. (70.) - В тихой речке под мостом
Жил усатый старый сом.
У него жена сомиха
И четырнадцать сомят.
Вы их вместе сосчитайте –
Будет сом, конечно, рад. (16.)
Ведущий 2: Шестой конкурс – объясните, чем отличается:
- Торт от пирожного;
- Молоко от лимонада;
- Ручка от карандаша.
Ведущий 1: Седьмой конкурс – объясните, чем похожи:
- Туфли, тапочки, босоножки;
- Пальто, шуба, куртка;
- Лошадь, кошка, собака.
Ведущий 2: Следующий конкурс – Подчеркните существенные признаки для каждого предмета:
- Кукла – игрушка, красивая, новая, большая;
- Кошка – серая, рыжая, ловит мышей, домашнее животное;
- Павлин – птица, имеет большой красивый хвост, большая птица.
Ведущий 1: И последний конкурс – на листе бумаги в клеточку под диктовку выполнить следующие шаги: 1 к. вниз, 5 к. вправо, 5 к. вверх, 4 к. влево, 1 к. вверх, 4 к. вправо, 1 к. вверх, 5 к. влево, 3 к. вниз, 4 к. вправо, 3 к. вниз, 4 к. влево. Какая цифра получилась?
Ведущий 1 и 2: Как мы будем учиться? На 5!