Тип урока: Урок–путешествие “ В лес за наукой”.
Цели: познакомить с приемами вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20; развивать умения решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки самостоятельного выполнения учебных заданий, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебник “Математика 2 класс”, авторы Моро, Бантова; картины с изображением леса, полянки с цветами; рисунки зайчика, белочки; таблица в виде рюкзака с примерами; индивидуальные карточки с примерами; набор геометрических фигур; карточки с примерами для устного счета,
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает
Зимой согревает. (Лес.)
Учитель: Кто хочет погулять по лесу?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес, но путешествие это будет необычным. В ходе нашего путешествия мы с вами познакомимся с приемами вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20; будем решать примеры и задачи на закрепление пройденного материала.
3. Устный счет.
Учитель: А чему мы учимся на уроке математики?
Девиз нашего урока зашифрован здесь.
Девиз мы можем расшифровать,
Если верно будем считать.
12 | 20 | 7 | 60 | 19 | 7 | 95 | 8 | 10 | 72 | 60 | 19 | 7 | 70 | 19 | 15 | 60 | 19 | 7 | ||
Ключ к шифровке.
А – 50 + 10
Д – 8 + 4
Ч – 11 –3
Е – 20 – 1
Р – 69 + 1
М – 17 – 10
И – 12 – 2
С – 90 + 5
Ш – 10 + 5
Т – 70 + 2
У – 25 – 5
Учитель: Молодцы, с заданием справились. Итак, мы отправляемся в математический лес.
Учитель: Посмотрите перед нами три дорожки. Давайте, вспомним как называются такие линии.
Дети. Ломаная, прямая, кривая.
Учитель: Как вы думаете, по какой нам нужно пойти, чтобы наш путь был самый короткий.
Дети. По прямой.
4. Самостоятельная работа.
Учитель: А что мы возьмем с собой в дорогу?
Дети: Рюкзак.
Учитель: Правильно, рюкзак. А чтобы собрать ваши рюкзаки в дорогу, надо быстро самостоятельно решить примеры, записанные на обороте рюкзаков. (Работа по карточкам.)
20 – 10
7 + 5
14 – 6
30 + 10
8 + 5
10 + 6
12 – 3
19 – 9
Учитель: А теперь проверьте, правильно ли вы решили примеры. На доске у меня большой рюкзак с правильно решенными примерами. Проверьте, правильно ли вы решили. (Самопроверка.)
5. Устное решение задачи.
Учитель: А теперь, дети, мы узнаем, не слишком ли тяжелый наш рюкзак, ведь таким детям, как вы, можно поднимать, не более 5 кг. А поможет нам в этом задача, которую нам надо решить.
Масса мальчика – 20 кг
Масса рюкзака – ? На 15 кг меньше.
Учитель: Итак, мы узнали, что рюкзак наш не тяжелый. А значит, теперь мы можем отправляться в путешествие.
6. Работа над новым материалом.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, посмотрите как красиво в лесу. Но кто это плачет под кусточком. Да это зайчик. Он просит нас, чтобы мы помогли решить ему примеры 36 – 2, 36 – 20.
Выход из проблемной ситуации.
Учитель: Есть ли у вас предположения, как решить эти примеры?
– Посовещайтесь друг с другом, попробуйте вывести алгоритм сложения.
– Поделитесь своими мыслями.
Рассуждения: Возьмем 3 пучка палочек, так как 36– это 3 пучка по 10 и 6
– Как будем вычитать 2 ? (Из 6 палочек уберем 2.)
– Как это будет звучать на языке математических терминов? (Из 6 единиц вычтем 2
единицы.)
– Что у вас получилось? (34.)
– Выполним эту операцию на числах:
36 – 2 = 30 + 6 – 2 = 30 + 4 = 34
– 36 это…(30 и 6)
– Как будем вычитать 2? (Из 6.)
– Сколько получили? (4.)
– Какой можно сделать вывод? (Единицы вычитают из единиц.)
– А теперь решим такой пример 36-20.
– Что обозначает число 20? (2 десятка)
– А на палочках? (2 пучка)
– Как будем действовать? (Из 3 пучков вычтем 2 пучка.)
– Сколько останется? (1 пучок или 10.)
– Что сделать с палочками россыпью? (Прибавить к оставшемуся пучку. 10+6=16.)
– Как это будет звучать на языке терминов? Из чего вычитают десятки? (Десятки
вычитают из десятков.)
– Выполним эту операцию на числах.
36 – 20 = 30 – 20 + 6 = 16
– 36 – это…(30 и 6)
– Как будем вычитать? (Из 30 вычтем 20.)–Что с единицами? (Их снова прибавим.)
– Сколько получилось? (16.)
– Какой делаем вывод по этой записи? (Десятки вычитаем из десятков, а единицы
потом прибавляем.)
– Прочитайте параграф и рассмотрите рисунки на с. 49 учебника. Что вы можете
сказать о правиле в учебнике и о собственных выводах. (Они совпадают.)
– Зайчик хочет вас похвалить за ваш труд и подарить вам музыкально танцевальную
минутку.
7. Физкультминутка
Заинька, выходи,
Серенький, выходи,
Вот так, эдак выходи!–2 раза
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот, эдак топни ножкой!–2 раза
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши! – 2 раза
8. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику.
Учитель: На пути нас ждет Белочка, которая собирает грибы. А какие вы знаете грибы? Как нужно собирать грибы? У белочки есть корзиночка, а в ней задание для нас.
№1, с.49 – коллективная работа с проговариванием и записью у доски.
№4, с.49 – самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Учитель: Белочке понравилось, как вы умеете решать примеры.
Составление задачи по краткой записи.
Учитель: Наконец-то пришли мы с вами на “ Математическую полянку”. Как здесь красиво! Сколько ромашек и колокольчиков вокруг. Составьте задачу о цветах по краткой записи. (Работа по рядам.)
1-й ряд. Ромашек – 48 ц. Колокольчиков – ? на 20 меньше.
2-й ряд. Ромашек – 48 ц. Колокольчиков – ? На 20 больше.
Учитель: Запишите решение задачи в тетрадь. Почему задачи разные? Чем похожи задачи? Чем они отличаются? Что значит на 20 меньше? Что значит на 20 больше?
Дети: Первая задача на вычитание, а вторая на сложение.
Учитель: Ну что ж, ребята, с задачей мы справились, и можно идти дальше.
9. Повторение геометрических фигур.
Учитель: Ребята! Посмотрите, какой большой завал! Чтобы выйти из леса, нам надо его разобрать. А чтобы разобрать завал, надо назвать геометрические фигуры.
Учитель: Ну что ж, завал разобран, и мы благополучно выбрались из леса. Вы у меня молодцы!
10. Подведение итогов урока.
Учитель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо считали, решали примеры и задачи, и я решила вас наградить эмблемами. Но это не совсем простые эмблемы, они с вашим домашним заданием.
– Вспомните тему урока?
– Что нового, интересного узнали на уроке?
– Что осталось непонятным