Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


1. Актуальность проектной деятельности.

Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Теперь нет централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы.

Одной из приоритетных задач современной школы сегодня является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной позиции.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Актуальной стала и задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу.

Одним из эффективных методов по реализации этих задач является проектное обучение.

2. Понятие “проектная деятельность”.

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Метод проектов,

  • во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации.
  • Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
  • В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
  • В-четвертых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.

3. Классификация проектов.

Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла.

По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

  • Исследовательские (предполагает аргументацию актуальности темы для исследований);
  • Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д.);
  • Ролевые, игровые (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая)4
  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении)4
  • Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников);
  • Телекоммуникационный проект (проводится на основе компьютерной телекоммуникации);
  • Социальный проект (этот проект объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными (групповыми);

По продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

Метод проектов на уроках истории.

4. Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в восемнадцатом веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его играми, а это значит, что, стремясь облегчить ученику выражение и исследование собственного эмоционального мира, педагог должен обращаться к этому миру.

О первостепенном значении игры, для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру деятельности.

В частности, согласно одной из таких классификаций, игры разделяются:

  • Интерактивные – (ребусы, кроссворды) – опосредованное действие на ученика;
  • Интерактивные – (сюжетно– ролевые) – с непосредственным действием на ученика;
  • Деловые;
  • Игры – исследования.

Ретроспективные игры (Эти игры, условно, можно разделить на ролевые и не ролевые).

Термин “ролевая игра” весьма многозначен.

Например, в американской педагогике считается, что в ролевой игре ее участник имеет заранее заготовленные слова, имеется определенный сценарий, известен конечный результат игры.

Но при проведении ролевой игры ситуация может быть не только вымышленной, но и реальной (в зависимости от поставленных задач). В ходе ролевой игры участники должны занять определенную позицию, научиться отстаивать собственное мнение. Да и ожидаемые результаты могут быть совсем иными.

Таким образом, мне хотелось бы рассматривать ролевую игру как “процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности”.

Для пятиклассников история является новым учебным предметом, поэтому главная задача учителя – заинтересовать учащихся этой наукой, поддерживать стремление к ее изучению.

Эффективно решать эту задачу поможет погружение учащихся в мир игровых ситуаций. Это возможно на любом типе и этапе урока.

Например, один из уроков обобщения в 5 классах был проведен в форме воображаемой экскурсии в исторический музей.

Опрос по теме “В средневековом замке” (7 класс) тоже прошел в форме заочной экскурсии.

По месту проведения ролевые игры делятся на:

Настольные – наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

Примером такой ролевой игры является урок повторительного обобщения по Древнему Рима. Он был проведен в форме игры “Поле чудес”.

Сектора-номера.

  1. Если бы мы с вами оказались сейчас в Древней Греции, как бы приветствовали нас гостеприимные греки?
  2. Каким был средний рост древнего грека?

“Черный ящик”.

  1. Оно явилось причиной ссоры трех богинь, войны двух городов и гибелью одного из них.
  2. Это животное очень ценили в Древней Греции. О нем писали в поэмах, его изображали на вазах. Молоко этого животного считалось отличным косметическим средством: сохраняло будто бы белизну лица и тела.

Кабинетные – игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Для этих игр необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры. Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.

Полигонные – наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание “театр на уроке” часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю “элементы театрализации”.

Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):

  1. Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок “Александрия Египетская”, экскурсовод – Александр Македонский.
  2. “Кто я?” Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок “Религия древних греков”. “Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?” (Прометей). Урок “Поэма Гомера “Илиада”. “Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку” (Ахиллес).
  3. Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).
  4. Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения возможно и с применением театральных атрибутов.

Уроки с использованием элементов театра очень актуальны при изучении истории Древней Греции, которая являлась родиной театра как такового.

5. Важнейшим компонентом ролевой игры является взаимодействие ролей. Этому дети учатся в процессе ролевых диалогов. Нежелательно предлагать в начале обучения главные роли детям, у которых недостаточно развита речь, а также тем учащимся, которые испытывают чувства стеснительности и замкнутости. Чтобы не отбить у таких учащихся желание участвовать в выполнении аналогичных заданий, необходимо создать ситуацию успеха, для чего рассказывать вместе с ними.

Так, при проверке домашнего задания шестиклассники вспоминают материал о мифах о начале Троянской войны. Учитель приглашает 6 человек, которые получают роли рапсода (сказителя), 4-х олимпийских богов и роль троянского царевича Париса.

Миф о суде Париса.

Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис, Рапсод.

Рапсод: Однажды на горе Олимп боги устроили пир…

Гера. Смотрите, яблоко!

Афина. Чье оно?

Афродита. Здесь написано: “Прекраснейшей”.

Гера. Оно должно принадлежать мне, ведь я – самая старшая из богинь, я – богиня домашнего тепла и очага, я – красивая и величавая женщина. Я жена Зевса – главного из их богов.

Афина. Нет, мне. Я – богиня мудрости, дарую воинам победу, я – смелая, решительная и красивая.

Афродита. Я – самая прекрасная, потому что я – Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.

Гера. Что же нам делать?

Афина. Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.

Афродита. О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. Кому оно должно принадлежать?

Зевс. Гера – моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис, красивейший из смертных, живущих на земле.

Рапсод: Богини предстают перед Парисом.

Гера. Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.

Афина. Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита. Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.

Парис. Я отдаю яблоко Афродите.

Афродита. Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.

Задача учителя – способствовать:

  1. приобретению учащимися опыта ведения диалога и дискуссии,
  2. приобщению их к творческой деятельности,
  3. развитию у учащихся коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций.

Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и уровнем коммуникабельности существует прямая связь.

Тест психолога В.Ряховского, содержащий возможность определить уровень коммуникабельности старшеклассника, был проведен в 11–12-х классах школы-интерната № 30.

Тестируемые отвечали на вопросы, используя три варианта ответов: “да”, “иногда”, “нет”.

Результаты теста приведены в диаграмме.

Проведенный тест показал, что число слабослышащих школьников, легко вступающих в контакт, как со слышащими, так и с лицами, имеющими снижение слуха составляет 26%, Испытывают незначительные затруднения в контакте 34%. Однако у 40 % слабослышащих контакт с людьми значительно нарушен.

Поэтому интеграция детей с нарушением слуха в общество является одной из главных задач коррекционной школы II вида. Решение этой задачи предполагает выработку у учащихся высокого уровня речевых умений, связанных с говорением, аудированием как видами речевой деятельности и средствами общения.

Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций.

Ролевая игра по экономике “Мир бизнеса” способствовала развитию у учащихся 12-х классов такого качества как креативность, приобретению ими в процессе игры творческих и коммуникативных навыков и умений, а также умений и навыков, связанных с осуществлением всех видов речевой деятельности. Немаловажное значение имел и факт расширения у слабослышащего своего социального опыта.

6. Формы проведения ролевой игры:

  • презентация,
  • интервью,
  • заочное путешествие,
  • пресс-конференция.
  • круглый стол,
  • телемост,
  • экскурсия,
  • сказка,
  • репортаж и т.д.

Определенные ролевые игры требуют достаточно длительной по времени подготовки.

7. Методически правильно организованная игра просит много времени для подготовки, наибольшей активности учеников в деятельности не лишь на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ролях:

  • инструктора, который сводит свою роль к минимуму – объяснению правил игры и последствий игровых действий;
  • судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;
  • тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;
  • председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ее ход, держит в собственных руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с настоящей обстановкой.

8. Учащиеся тоже могут выступать в различных ролях:

  • Актеры (принимают роль в сценах, проговаривают тексты ролей);
  • Зрители (изучают дополнительную литературу, выполняют задания, принимают роль в обсуждении);
  • Специалисты (анализируют игру, каждого участника, сравнивают моделируемую ситуацию с настоящей);
  • Эксперты (анализируют процесс игры, ее результативность, выставляют оценки участникам).

9. Метод проектов во внеклассной работе по истории.

Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • закрепление и развитие знаний об исторической науке;
  • развитие исторического мышления;
  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;
  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Достоинством ролевых игр является то, что они предполагают индивидуальную, парную и групповую работу.

Литература:

  1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, № 1., с.116–119.
  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, № 9, с.177–180.
  3. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, № 24, с.1–3.
  4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с.151–157.
  5. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183.
  6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, № 6, с.36–44.