1. Актуальность проектной деятельности.
Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Теперь нет централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы.
Одной из приоритетных задач современной школы сегодня является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной позиции.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.
Актуальной стала и задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу.
Одним из эффективных методов по реализации этих задач является проектное обучение.
2. Понятие “проектная деятельность”.
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Метод проектов,
- во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации.
- Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
- В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
- В-четвертых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.
3. Классификация проектов.
Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла.
По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:
- Исследовательские
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По количеству исполнителей – индивидуальными и коллективными (групповыми);
По продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
Метод проектов на уроках истории.
4. Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в восемнадцатом веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его играми, а это значит, что, стремясь облегчить ученику выражение и исследование собственного эмоционального мира, педагог должен обращаться к этому миру.
О первостепенном значении игры, для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и
средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность
детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды
познавательной деятельности.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру деятельности.
В частности, согласно одной из таких классификаций, игры разделяются:
- Интерактивные – (ребусы, кроссворды) – опосредованное действие на ученика;
- Интерактивные – (сюжетно– ролевые) – с непосредственным действием на ученика;
- Деловые;
- Игры – исследования.
Ретроспективные игры (Эти игры, условно, можно разделить на ролевые и не ролевые).
Термин “ролевая игра” весьма многозначен.
Например, в американской педагогике считается, что в ролевой игре ее участник имеет заранее заготовленные слова, имеется определенный сценарий, известен конечный результат игры.
Но при проведении ролевой игры ситуация может быть не только вымышленной, но и реальной (в зависимости от поставленных задач). В ходе ролевой игры участники должны занять определенную позицию, научиться отстаивать собственное мнение. Да и ожидаемые результаты могут быть совсем иными.
Таким образом, мне хотелось бы рассматривать ролевую игру как “процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности”.
Для пятиклассников история является новым учебным предметом, поэтому главная задача учителя – заинтересовать учащихся этой наукой, поддерживать стремление к ее изучению.
Эффективно решать эту задачу поможет погружение учащихся в мир игровых ситуаций. Это возможно на любом типе и этапе урока.
Например, один из уроков обобщения в 5 классах был проведен в форме воображаемой экскурсии в исторический музей.
Опрос по теме “В средневековом замке” (7 класс) тоже прошел в форме заочной экскурсии.
По месту проведения ролевые игры делятся на:
Настольные – наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.
Примером такой ролевой игры является урок повторительного обобщения по Древнему Рима. Он был проведен в форме игры “Поле чудес”.
Сектора-номера.
- Если бы мы с вами оказались сейчас в Древней Греции, как бы приветствовали нас гостеприимные греки?
- Каким был средний рост древнего грека?
“Черный ящик”.
- Оно явилось причиной ссоры трех богинь, войны двух городов и гибелью одного из них.
- Это животное очень ценили в Древней Греции. О нем писали в поэмах, его изображали на вазах. Молоко этого животного считалось отличным косметическим средством: сохраняло будто бы белизну лица и тела.
Кабинетные – игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Для этих игр необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры. Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.
Полигонные – наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.
Театрализация
– использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание “театр на уроке” часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю “элементы театрализации”.Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.
Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):
- Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок “Александрия Египетская”, экскурсовод – Александр Македонский.
- “Кто я?” Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок “Религия древних греков”. “Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?” (Прометей). Урок “Поэма Гомера “Илиада”. “Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку” (Ахиллес).
- Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).
- Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения возможно и с применением театральных атрибутов.
Уроки с использованием элементов театра очень актуальны при изучении истории Древней Греции, которая являлась родиной театра как такового.
5. Важнейшим компонентом ролевой игры является взаимодействие ролей. Этому дети учатся в процессе ролевых диалогов. Нежелательно предлагать в начале обучения главные роли детям, у которых недостаточно развита речь, а также тем учащимся, которые испытывают чувства стеснительности и замкнутости. Чтобы не отбить у таких учащихся желание участвовать в выполнении аналогичных заданий, необходимо создать ситуацию успеха, для чего рассказывать вместе с ними.
Так, при проверке домашнего задания шестиклассники вспоминают материал о мифах о начале Троянской войны. Учитель приглашает 6 человек, которые получают роли рапсода (сказителя), 4-х олимпийских богов и роль троянского царевича Париса.
Миф о суде Париса.
Действующие лица:
Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис, Рапсод.Рапсод: Однажды на горе Олимп боги устроили пир…
Гера.
Смотрите, яблоко!Афина.
Чье оно?Афродита.
Здесь написано: “Прекраснейшей”.Гера.
Оно должно принадлежать мне, ведь я – самая старшая из богинь, я – богиня домашнего тепла и очага, я – красивая и величавая женщина. Я жена Зевса – главного из их богов.Афина.
Нет, мне. Я – богиня мудрости, дарую воинам победу, я – смелая, решительная и красивая.Афродита.
Я – самая прекрасная, потому что я – Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.Гера.
Что же нам делать?Афина.
Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.Афродита.
О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. Кому оно должно принадлежать?Зевс.
Гера – моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис, красивейший из смертных, живущих на земле.Рапсод: Богини предстают перед Парисом.
Гера.
Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.Афина.
Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.Афродита.
Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.Парис.
Я отдаю яблоко Афродите.Афродита.
Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.Задача учителя – способствовать:
- приобретению учащимися опыта ведения диалога и дискуссии,
- приобщению их к творческой деятельности,
- развитию у учащихся коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций.
Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и уровнем коммуникабельности существует прямая связь.
Тест психолога В.Ряховского, содержащий возможность определить уровень коммуникабельности старшеклассника, был проведен в 11–12-х классах школы-интерната № 30.
Тестируемые отвечали на вопросы, используя три варианта ответов: “да”, “иногда”, “нет”.
Результаты теста приведены в диаграмме.
Проведенный тест показал, что число слабослышащих школьников, легко вступающих в контакт, как со слышащими, так и с лицами, имеющими снижение слуха составляет 26%, Испытывают незначительные затруднения в контакте 34%. Однако у 40 % слабослышащих контакт с людьми значительно нарушен.
Поэтому интеграция детей с нарушением слуха в общество является одной из главных задач коррекционной школы II вида. Решение этой задачи предполагает выработку у учащихся высокого уровня речевых умений, связанных с говорением, аудированием как видами речевой деятельности и средствами общения.
Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций.
Ролевая игра по экономике “Мир бизнеса” способствовала развитию у учащихся 12-х классов такого качества как креативность, приобретению ими в процессе игры творческих и коммуникативных навыков и умений, а также умений и навыков, связанных с осуществлением всех видов речевой деятельности. Немаловажное значение имел и факт расширения у слабослышащего своего социального опыта.
6. Формы проведения ролевой игры:
- презентация,
- интервью,
- заочное путешествие,
- пресс-конференция.
- круглый стол,
- телемост,
- экскурсия,
- сказка,
- репортаж и т.д.
Определенные ролевые игры требуют достаточно длительной по времени подготовки.
7. Методически правильно организованная игра просит много времени для подготовки, наибольшей активности учеников в деятельности не лишь на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ролях:
- инструктора, который сводит свою роль к минимуму – объяснению правил игры и последствий игровых действий;
- судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;
- тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;
- председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ее ход, держит в собственных руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с настоящей обстановкой.
8. Учащиеся тоже могут выступать в различных ролях:
- Актеры (принимают роль в сценах, проговаривают тексты ролей);
- Зрители (изучают дополнительную литературу, выполняют задания, принимают роль в обсуждении);
- Специалисты (анализируют игру, каждого участника, сравнивают моделируемую ситуацию с настоящей);
- Эксперты (анализируют процесс игры, ее результативность, выставляют оценки участникам).
9. Метод проектов во внеклассной работе по истории.
Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:
- развитие исследовательской деятельности учащихся;
- закрепление и развитие знаний об исторической науке;
- развитие исторического мышления;
- выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
- распространение опыта творческой деятельности учащихся;
- приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
Достоинством ролевых игр является то, что они предполагают индивидуальную, парную и групповую работу.
Литература:
- Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, № 1., с.116–119.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, № 9, с.177–180.
- Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, № 24, с.1–3.
- Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с.151–157.
- Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, № 6, с.36–44.