Урок-игра по русскому языку "Страна Словария"

Разделы: Начальная школа


Цели:

а) Закрепить полученные теоретические знания по русскому материалу;
Формировать орфографические умения и навыки через игру;
Пробуждать у учащихся интерес к родному русскому языку, развить желание в овладении грамотным письмом;

б) Воспитывать эстетические чувства через красоту и богатство родной речи, бережное отношение к слову;
Формировать чувства товарищества, ответственности, воспитывать старательность и учебную активность у учащихся;

в) Развивать познавательные способности младших школьников: активную мыслительную и речевую деятельность, умение нестандартно и оригинально мыслить; способствовать развитию и обогащению словарного запаса учащихся, их коммуникативных способностей;
Развивать внимание, память.

Оборудование: буквы для составления слов, 9 картинок с изображением предметов, 3 таблицы (“колодцы” со словами + 2 ведра с гласными буквами на правописание словосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу), таблицы с вопросами: кто? Что? Какой? Что делает? 9 карточек со словами, оформление доски. Музыка. Жетоны.

Подготовка к уроку:

1. Класс делится на 3 команды. Для каждой выбираются названия, разучиваются девизы для представления команд, изготовляются эмблемы.
2. Выбор жюри.
3. Выбор двух помощников учителя (из родителей).
4. Награды.

Ход урока

1. Организационный момент. Определение темы и учебных задач на уроке.

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

Послушайте стихотворение и скажите, о чем будем говорить на уроке?

Учитель:

“Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова”.

Будем говорить о нашей речи, о нашем родном языке, о его красоте и величии).

– Из чего состоит речь?

(Из предложений.)

– А предложения?

(Из слов, именно слову посвящен наш урок.)

– Сегодня у нас необычный урок русского языка и пройдет он в форме игры “КВН”.

– Что означает КВН? Знаете эту игру?

– Любите?

– Мы целую четверть изучали русский язык.

(Повторить и закрепить полученные знания и умения по русскому языку.)

– Зачем знать русский язык?

(Чтобы быть грамотным. Стыдно не знать свой родной язык!)

– Ребята, а кого мы называем грамотным учеником?

(Того, кто умеет правильно говорить на родном языке и писать.)

Теперь мы определили учебную задачу нашей игры, цели.

Можем начинать игру.

Итак, отправляемся в удивительную страну Словарию.

2. Представления команд.

(Команды по очереди называют себя и говорят девиз. На груди эмблемы. Капитаны впереди!)

– Прошу команды встать для приветствия. Представления жюри.

– Поприветствуем членов жюри (аплодисменты).

1-ая команда “Грамотеи”.

Девиз: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”.

2-ая команада “Правиловеды”.

Девиз:

“Чтобы грамотным стать,
Надо много правил знать
И уметь их применять!”.

3-я команда: “Языковеды”

Девиз: “Язык языку ответ дает, а голова смекает”.

Слово жюри. За представление команд – высшая оценка 2 жетона.

2-й Конкурс-разминка. “Прочитай слово” (2 жетона + 1 жетон за дополнительный вопрос).

1-ая команда: ВУЗИК (ЗВУКИ)

2-ая команда КБЫУВ (БУКВЫ)

3-я команда ЛВАСО (СЛОВА)

-Дополнительный вопрос: “Как эти 3 слова связаны между собой”. Из букв и звуков получаются слова.

Итог: Слово жюри. (Оценивают знания, ответы учащихся).

4-й конкурс “Алфавит”.

– Отгадайте загадку:

1) На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей.

– Что это? (Алфавит)

2) Давайте споем песенку про алфавит.

АБВГД,
ЕЕЖЗИ,
ЙКЛМН,
ОПРСТ,
УФХЦЧ,
ШЩЪ (ТВЕРДЫЙ) Ы,
Ь (мягкий) ЭЮЯ.

1. Исполнение песенки под музыку: 2б + 1б за дополнительный вопрос

2. Расположи названия предметов в алфавитном порядке (9 картинок, по 3 каждой команде)

Итог: Где в жизни используется алфавит?

5-й конкурс “Буква заблудилась”. (1 жетон.)

– В стихотворениях есть слова, где вместо одной согласной встала другая. Помогите исправить!

1-й команде:

Говорят один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!

2-й команде:

На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.

3-й команде:

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

Итог:

– Почему произошла такая путаница?
– Каждая буква в слове должна стоять на своем месте.

6-й конкурс “Правильно пиши”. (Задание оценивается 3 баллами.)

Перед вами волшебные колодцы. Возле них стоят два ведра с буквами. Колодец откроется и угостит водичкой, если ведро с буквой будет взято правильно. Рассердится и не даст воды, если не правильно.

1-й команде.

ЖИ-ШИ

– А как вы узнали, какое ведро взять?

(Знаем правило-песенку)

Знают даже малыши,
Что жи-щи пиши ты с “и”!

2-й команде.

ЧА-ЩА

А вы? (Песенка.)

“Не забывайте никогда,
Что -ча и -ща пишите с “а”!

3-й команде.

ЧУ-ЩУ

Что вам помогло правильно выполнить задание?

(Правило-песенка.)

“Будем помнить: -чу и -щу
Всегда мы пишем через “у””

Итог. Слово жюри.

– Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужны слова?

Учитель: Слово понадобилось человеку для того, чтобы назвать все, что есть в мире и даже самого себя.

Их очень много, и они выполняют разную роль в нашей речи. Поэтому их разделили на группы-части речи. Эти части речи вам знакомы.

Следующий конкурс “Собери свои карточки”.

7-й Конкурс “Собери свои карточки”. (3 жетона 1 жетон за ответ на дополнительный вопрос.)

На доске листочки с разными словами, по 3 карточки с разными частями речи. (На передней стороне доски.)

1-я команда собирает слова, отвечающие на вопросы: кто? Что?

2-я команда собирает слова, отвечающие на вопросы: какой? Какая?

3-я команда – слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?

Дополнительный вопрос:

1-й команде “Как называются эти слова?” (Существительные.)

– Почему такое название?

2-й команде: “Какие слова вы собирали?”

– Почему так назвали? (Прилагательные.) Откуда произошло это название?

3-й команде: А вы? (Глаголы.)

– Что они обозначают?

– Как назвать из одним ловом? (Части речи.)

8-й конкурс. “Отгадай пословицу”. Конкурс капитанов. (1 жетон.)

Выше задание отгадать пословицу по двум словам.

1-й команде: Отмерь, отрежь. (Семь раз отмерь, один отрежь.)

– Как понимаете?

2-й команде: Труд, лень. (Труд кормит, а лень портит.)

3-й команде: Языком, делом. (Не спиши языком, торопись делом.)

– Как понимаете?

9. Подведение итогов.

– Команды, встаньте!

Учитель: На этом конкурсы закончены. Подведем итоги. Слово жюри…

Команда……набрала……жетонов

Команда……набрала……жетонов

Команда……набрала……жетонов

Они – знатоки русского языка!

Поздравления! Награждения!

Учитель: Спасибо, вам ребята, за то, что были активны, внимательны, находчивы. Вы показали хорошие знания по русскому языку.

– Возникло ли у вас желание еще лучше знать свой родной язык?
– Давайте почитаем стихотворение. (Наизусть читают команды.)

1-я команда:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

2-я команда:

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь.

3-я команда:

Люблю тебя, грамматика
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

(Ольга Высотская).