Цели:
а) Закрепить полученные теоретические знания по русскому материалу;
Формировать орфографические умения и навыки через игру;
Пробуждать у учащихся интерес к родному русскому языку, развить желание в
овладении грамотным письмом;
б) Воспитывать эстетические чувства через красоту и богатство родной
речи, бережное отношение к слову;
Формировать чувства товарищества, ответственности, воспитывать старательность и
учебную активность у учащихся;
в) Развивать познавательные способности младших школьников: активную
мыслительную и речевую деятельность, умение нестандартно и оригинально мыслить;
способствовать развитию и обогащению словарного запаса учащихся, их
коммуникативных способностей;
Развивать внимание, память.
Оборудование: буквы для составления слов, 9 картинок с изображением предметов, 3 таблицы (“колодцы” со словами + 2 ведра с гласными буквами на правописание словосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу), таблицы с вопросами: кто? Что? Какой? Что делает? 9 карточек со словами, оформление доски. Музыка. Жетоны.
Подготовка к уроку:
1. Класс делится на 3 команды. Для каждой выбираются названия, разучиваются
девизы для представления команд, изготовляются эмблемы.
2. Выбор жюри.
3. Выбор двух помощников учителя (из родителей).
4. Награды.
Ход урока
1. Организационный момент. Определение темы и учебных задач на уроке.
– Здравствуйте, ребята, садитесь.
Послушайте стихотворение и скажите, о чем будем говорить на уроке?
Учитель:
“Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова”.
Будем говорить о нашей речи, о нашем родном языке, о его красоте и величии).
– Из чего состоит речь?
(Из предложений.)
– А предложения?
(Из слов, именно слову посвящен наш урок.)
– Сегодня у нас необычный урок русского языка и пройдет он в форме игры “КВН”.
– Что означает КВН? Знаете эту игру?
– Любите?
– Мы целую четверть изучали русский язык.
(Повторить и закрепить полученные знания и умения по русскому языку.)
– Зачем знать русский язык?
(Чтобы быть грамотным. Стыдно не знать свой родной язык!)
– Ребята, а кого мы называем грамотным учеником?
(Того, кто умеет правильно говорить на родном языке и писать.)
Теперь мы определили учебную задачу нашей игры, цели.
Можем начинать игру.
Итак, отправляемся в удивительную страну Словарию.
2. Представления команд.
(Команды по очереди называют себя и говорят девиз. На груди эмблемы. Капитаны впереди!)
– Прошу команды встать для приветствия. Представления жюри.
– Поприветствуем членов жюри (аплодисменты).
1-ая команда “Грамотеи”.
Девиз: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”.
2-ая команада “Правиловеды”.
Девиз:
“Чтобы грамотным стать,
Надо много правил знать
И уметь их применять!”.
3-я команда: “Языковеды”
Девиз: “Язык языку ответ дает, а голова смекает”.
Слово жюри. За представление команд – высшая оценка 2 жетона.
2-й Конкурс-разминка. “Прочитай слово” (2 жетона + 1 жетон за дополнительный вопрос).
1-ая команда: ВУЗИК (ЗВУКИ)
2-ая команда КБЫУВ (БУКВЫ)
3-я команда ЛВАСО (СЛОВА)
-Дополнительный вопрос: “Как эти 3 слова связаны между собой”. Из букв и звуков получаются слова.
Итог: Слово жюри. (Оценивают знания, ответы учащихся).
4-й конкурс “Алфавит”.
– Отгадайте загадку:
1) На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей.
– Что это? (Алфавит)
2) Давайте споем песенку про алфавит.
АБВГД,
ЕЕЖЗИ,
ЙКЛМН,
ОПРСТ,
УФХЦЧ,
ШЩЪ (ТВЕРДЫЙ) Ы,
Ь (мягкий) ЭЮЯ.
1. Исполнение песенки под музыку: 2б + 1б за дополнительный вопрос
2. Расположи названия предметов в алфавитном порядке (9 картинок, по 3 каждой команде)
Итог: Где в жизни используется алфавит?
5-й конкурс “Буква заблудилась”. (1 жетон.)
– В стихотворениях есть слова, где вместо одной согласной встала другая. Помогите исправить!
1-й команде:
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
2-й команде:
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
3-й команде:
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Итог:
– Почему произошла такая путаница?
– Каждая буква в слове должна стоять на своем месте.
6-й конкурс “Правильно пиши”. (Задание оценивается 3 баллами.)
Перед вами волшебные колодцы. Возле них стоят два ведра с буквами. Колодец откроется и угостит водичкой, если ведро с буквой будет взято правильно. Рассердится и не даст воды, если не правильно.
1-й команде.
ЖИ-ШИ
– А как вы узнали, какое ведро взять?
(Знаем правило-песенку)
Знают даже малыши,
Что жи-щи пиши ты с “и”!
2-й команде.
ЧА-ЩА
– А вы? (Песенка.)
“Не забывайте никогда,
Что -ча и -ща пишите с “а”!
3-й команде.
ЧУ-ЩУ
Что вам помогло правильно выполнить задание?
(Правило-песенка.)
“Будем помнить: -чу и -щу
Всегда мы пишем через “у””
Итог. Слово жюри.
– Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужны слова?
Учитель: Слово понадобилось человеку для того, чтобы назвать все, что есть в мире и даже самого себя.
Их очень много, и они выполняют разную роль в нашей речи. Поэтому их разделили на группы-части речи. Эти части речи вам знакомы.
Следующий конкурс “Собери свои карточки”.
7-й Конкурс “Собери свои карточки”. (3 жетона 1 жетон за ответ на дополнительный вопрос.)
На доске листочки с разными словами, по 3 карточки с разными частями речи. (На передней стороне доски.)
1-я команда собирает слова, отвечающие на вопросы: кто? Что?
2-я команда собирает слова, отвечающие на вопросы: какой? Какая?
3-я команда – слова, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?
Дополнительный вопрос:
1-й команде “Как называются эти слова?” (Существительные.)
– Почему такое название?
2-й команде: “Какие слова вы собирали?”
– Почему так назвали? (Прилагательные.) Откуда произошло это название?
3-й команде: А вы? (Глаголы.)
– Что они обозначают?
– Как назвать из одним ловом? (Части речи.)
8-й конкурс. “Отгадай пословицу”. Конкурс капитанов. (1 жетон.)
Выше задание отгадать пословицу по двум словам.
1-й команде: Отмерь, отрежь. (Семь раз отмерь, один отрежь.)
– Как понимаете?
2-й команде: Труд, лень. (Труд кормит, а лень портит.)
3-й команде: Языком, делом. (Не спиши языком, торопись делом.)
– Как понимаете?
9. Подведение итогов.
– Команды, встаньте!
Учитель: На этом конкурсы закончены. Подведем итоги. Слово жюри…
Команда……набрала……жетонов
Команда……набрала……жетонов
Команда……набрала……жетонов
Они – знатоки русского языка!
Поздравления! Награждения!
Учитель: Спасибо, вам ребята, за то, что были активны, внимательны, находчивы. Вы показали хорошие знания по русскому языку.
– Возникло ли у вас желание еще лучше знать свой родной язык?
– Давайте почитаем стихотворение. (Наизусть читают команды.)
1-я команда:
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
2-я команда:
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь.
3-я команда:
Люблю тебя, грамматика
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
(Ольга Высотская).