Урок развития критического мышления "Металлы — простые вещества"

Разделы: Химия


“Единственный путь, ведущий
к знанию, – это деятельность”
(Б. Шоу.)

Цель технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задача учителя – найти современные формы, методы и приемы обучения и воспитания молодежи на уроках, активизировать познавательные способности, развивать творческий потенциал каждого обучающегося.

Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.

Первый этап – вызов. С этого этапа начинается урок. Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность и побудить к активной работе обучающихся.

Второй этап – осмысление. Школьники получают новую информацию, осмысливают ее, соотносят с уже имеющимися знаниями.

Третий этап – рефлексия. Это целостное обобщение полученной информации, формирование собственного отношения к изучаемому материалу, приемов работы, которые ориентированы на создание условий для развития каждого обучающегося.

Цель занятия: уяснить физические свойства и применение металлов, развитие критического мышления (умений вычленять главное в информационном сообщении, аргументировать собственные высказывания).

Задачи:

  1. Образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере металлов.
  2. Развивающие: описывать физические свойства и объяснять их. Доказывать преимущества применения металлов и их сплавов в различных областях.
  3. Воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: способности к самооценке результатов деятельности, сообразительности, работоспособности, коммуникативной компетенции.

Оборудование: лист учета знаний, дидактические карточки, таблица “Химическая связь”, рисунки планет элементов, изделия из алюминия: фольга, ложка, проволока, пластина, часть рамы; металлический натрий, вода, коллекция “Металлы”, медная катушка, серебряная монета, консервная банка, припой, оловянные солдатики, градусник, ребус, черный ящик: металлический натрий, медная проволока, алюминиевый провод, серебряное кольцо, оловянный солдатик; корзина.

Структура занятия:

I стадия: вызов.

Дидактические задачи: актуализация знаний, которые необходимо обобщить, формирование мотивации к работе в школе и дома.

Познание начинается с удивления.

Может ли гореть вода? (Демонстрация опыта.) 2Na + 2 H2 O2 Na OH + H2 ↑

Какова причина этого явления?

Ответ находится в этом черном ящике.

Прием “Черный ящик”. Нужно разгадать загадку, если ответ верный, то достать из ящика предмет.

1. Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет.

Если затрудняетесь ответить, от поможет отгадать загадку ребус:

2. Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это, и знают: имя мое … (Cu)

3. Главное ребята, вес удельный мой,
Потому в дюралях я главный составной,
Назван я “крылатым”, так как самолеты
Надежно, легко отправляю в полеты. (Al.)

4. Оно обеззараживает воду, убивает вредные микроорганизмы,
используется для изготовления зеркал (Ag.)

5. Какое вещество “болеет чумой”? (Олово.)

Поможет ответить на вопрос – ребус:

Что такое “оловянная чума”? Это мы узнаем при изучении нового материала.

Что объединяет все эти предметы? (Это металлы.)

Прием “Корзина понятий, предметов”. Сложите в корзину металлы, составьте рассказ, свяжите эти предметы из металлов в единое целое, используйте знания физики, жизненный опыт.

Тема урока “Простые вещества – металлы”.

Прием “А знаете ли вы, что …”

Цезий – один из активных металлов, плавится в руке, а Hg – плавится при температуре – 390. Самым пластичным из драгоценных металлов является – золото. 1гр можно вытянуть в проволоку длинной 2 км или изготовить очень тонкий лист в 200 раз тоньше человеческого волоса. В земной коре его приблизительно 100 – 150 млрд.т, в1 м3 морской воды содержится 5,5 мг золота (500 млн.т – в мировом океане).

В 1872 году был найден в Австралии самый большой самородок золота весом 260 кг.

Алюминиевая посуда в XIX веке считалось признаком большого достатка.

В 1854 году 1 кг Al стоил 1200 руб., в 270 раз дороже серебра, ценился дороже золота.

Царская семья получила в подарок набор столовых алюминиевых приборов, которыми пользовались довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались “дешевыми” приборами из серебра и золота.

Менделееву была вручена в награду алюминиевая чаша.

II стадия: осмысления.

Дидактическая задача: организация работы по освоению материала, формирование коммуникативной компетенции.

Какую мы цель поставим? Что должны знать и уметь?

Знать положение элементов металлов в Периодической системе и особенности строения их атомов, уметь объяснять общие физические свойства металлов строением металлической кристаллической решетки.

Работа с Периодической системой. Ребята изучают положение элементов металлов, отмечают, что находятся в 1–3 группах, поэтому на внешнем энергетическом уровне находится от 1 до 3 электронов, отмечают закономерности изменения их свойств в Периодической системе.

Прием “Взаимоопрос”. Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Из истории металлов. Уже с глубокой древности человеку были известны 7 металлов: золото, серебро, олово, железо, ртуть, свинец, медь.

Эти элементы можно назвать доисторическими, так как они применялись человеком еще до изобретения письменности. Астрологи того времени утверждали, что каждой планете на небе соответствует свой металл на Земле, например, красноватому Марсу – гремящее в боях железо. Каждая планета издревле обозначалась особым знаком. Этими же знаками обозначали и “родственные” этим планетам металлы.

Семь металлов создал свет по числу семи планет.

Формирование внимания. Посмотрите на рисунок 41, запомните обозначение химических элементов алхимиками. Через 2 минуты воспроизведите изученное, проверьте себя по рисунку.

Работа с опорным конспектом. Изучить физические свойства металлов, вспомнив известные понятия (строение атома, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка).

Агрегатное состояние: твердые, жидкость (Hg )

t плавления: t ниже 1000 о С – легкоплавкие (галлий, цезий); t выше 1000 о С – тугоплавкие (вольфрам).

Твердость: мягкие – щелочные металлы, свинец; твердые – хром, титан, молибден.

Плотность металлов: Д (лития) = 0,53 г / см 3 – легкий, если меньше 5 г/ см 3

Д (осмия) = 22,6 г / см 3 – тяжелый, если больше 5 г / см 3

Электро- и теплопроводность:

Хорошие проводники: Ag , Cu , Au , Al , Fe, благодаря наличию свободных электронов.

Худшие проводники: Hg, Pb, W

Ковкость, пластичность, прочность : Au , Ag , Cu , Sn , Fe , Al

Металлический блеск и высокая отражательная способность: Au , Hg , Ag , Cu

Цвет: серый цвет и непрозрачность.

Прием “Совместный поиск”. Работа в группе. Лабораторный опыт “Изучение физических свойств металлов” (инструктаж по технике безопасности).

Работа в паре по актуализации знаний о металлической связи и кристаллической решетки.

Ответьте на вопросы: (изложите свою точку зрения соседу по парте).

1) Какие особенности металлической кристаллической решетки объясняют физические свойства металлов?

2) Что такое атом-ион, относительно свободные электроны?

Изложите свою точку зрения соседу по парте. Обсудите с ним правильность ваших ответов.

Прием “Пометки на полях”. Индивидуальная работа. Уяснить нахождение металлов в природе. Для этого изучить опорный конспект и таблицу “Роль металлов в организме человека”.Этот методический прием известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях:

√ – информация, которая уже известна ученику;

+ – новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;

? – сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.

Запомни: это интересно и полезно знать. Все металлы чрезвычайно важны, проблемы со здоровьем возникают как при недостатке, так и при избытке. Ионы Na регулируют содержание воды, передачу нервных импульсов. Их недостаток приводит к головной боли , слабости и слабой памяти, избыток – к повышению давления, сердечным заболеваниям. Специалисты по питанию рекомендуют употребление не более 5 г. поваренной соли в сутки.

Рассказ учителя. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называют аллотропией. Превращение металлического олова в порошкообразное получило образное название “оловянная чума”.

Прием “Составление кластера”. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по применению металлов.

Кластер – это графическая организация материала по применению алюминия, используя оборудование к уроку.

Прием “Озвучь картину, фотографию”. Озвучьте применение металлов в имеющемся оборудовании: градусник, электрическая лампочка, медная катушка, консервная банка.

Озвучьте фотографию. Бронза служила не только войне, но и искусству, увековечила память исторических деятелей. “Медный всадник” – памятник Петру I, А.С. Пушкин писал:

“Кумир с простертою рукой
Сидел на бронзовом коне”.

Первичное закрепление.

Дидактическая задача: организация обсуждения результатов работы, формирование осознания перспектив развития полученных знаний, проверка полученных знаний.

1. Привести примеры нестандартных способов применения алюминия.

2. Найдите соответствие между свойствами и названием металла.

1 электропроводный
2 тугоплавкий
3 тяжелый
4 пластичный
5 жидкий
6 мягкий
1 вольфрам
2 ртуть
3 золото
4 литий
5 серебро
6 осмий.

Самопроверка по коду: 1 – 5, 2 – 1, 3 – 6, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 4.

3. Установите правильную последовательность.

1. Смена веков в человеческой истории:

1 – бронзовый,
2 – каменный, 
3 – железный,
4 – медный.

2. Увеличение электропроводности:

1 – медь,
2 – алюминий,
3 – серебро,
4 – золото.

3. Увеличение пластичности:

1 – серебро,
2 – медь,
3 – золото,
4 – железо.

Взаимопроверка по коду: 1) 2, 4, 1, 3. 2) 2, 4, 1, 3. 3) 3, 1. 2,4.

4. Переставить буквы так, чтобы получились название планеты и металла.

Р С А М

 

О Л Е Е Ж З

Установите соответствие:

1 ртуть
2 железо
3 серебро
 

 

а) Солнце
б) Венера
в) Меркурий
г) Луна
д) Юпитер
е) Марс

Самопроверка по коду:

М А Р С

 

Ж Е Л Е З О

1 – в, 2 – е, 3 – г.

5. Ответьте на проблемный вопрос начала урока: Что такое “оловянная чума”?

6. Конкурс эрудитов. (Учащиеся отвечают по желанию.)

1. Какой металл и почему стал причиной гибели одной из арктических экспедиций?

2. Почему медь называют “музыкальным” металлом?

3. Чем объясняются пластичность, электропроводность и блеск металлов?

4. Какое воздействие металлов на живые организмы?

7. “Загадочная пауза”.

1. Самый распространенный в земной коре металл? (Алюминий.)

2. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах? (Железо.)

3. В название какого металла входит название игры? (Золото.)

4. Какой металл А.Е. Ферсман назвал “металлом консервной банки”? (Олово.)

5. Элемент – гигант. (Титан.)

6. Какой металл входит в состав крови? (Железо.)

7. Какой металл плавится от теплоты человеческой руки? (Галлий.)

8. Самый активный металл. (Франций.)

9. Какой металл “состоит из водорослей”? (Платина.)

10. Какой металл назван в честь России? (Рутений.)

8. Диктант. Верные и неверные утверждения (+ или -)

1. Натрий встречается в природе в свободном виде.

2. Алюминий – легкий металл.

3. Железо входит в состав гемоглобина.

4. Ионы натрия и калия не входят в состав организма человека.

5. Атомы металлов отдают электроны, превращаются в положительные ионы.

Самопроверка по коду: 1 –, 2 +, 3 +, 4 –, 5 +.

9. Тест. Выпишите номер правильного ответа

Вариант I.

1. Простое вещество – металл у элемента: 1) Ar ; 2) As; 3) C; 4)Ag.

2. Нехарактерное свойство для металлов:

1) пластичность,
2) ковкость,
3) хрупкость.
4) блеск.

3. При комнатной температуре жидкий металл: 1) Zn; 2)AI; 3)Ag; 4)Hg

4. Наиболее пластичный металл:

1) Fe; 2)Au; 3)Cu; 4) Cr

5. В каком ряду элементов свойства металлов усиливаются?

1) Al, Mg, Na; 2)Sr, Ca, Mg; 3)K, Mn, Rb; 4) Cs, Ba, Al.

Вариант II.

1. Простое вещество – металл у элемента:

1) Hg; 2)He; 3) S; 4)Ne

2. Нехарактерное свойство для металлов:

1) электропроводность.
2) тягучесть,
3) теплопроводность,
4) прозрачность.

3. Наиболее тугоплавкий металл:

1) Au; 2) Al; 3)W; 4) Fe

4. Наиболее электропроводный металл:

1) Ag; 2) Al; 3) Fe; 4) Zn

5. Электронная формула 1s22s22p63s1:

1)Fe; 2)Na; 3)Cu; 4) Cr

Самопроверка по коду: I вариант: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 2, 5 – 1. II вариант: 1 – 1, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 1, 5 – 2.

III стадия: рефлексия.

10. Написать синквейн со словом “Алюминий”.

11. Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов и поставьте отметку в зачетный лист.

12. Игра светофор. Поднимите бумажную полоску: – Красная – мне работалось легко, интересно; желтая -при работе затруднялся, зеленая – было не интересно.

Приложение. Презентация.