Открытый урок математики "Решение уравнений". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели: ввести понятие корня уравнения; познакомить учащихся со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений; отработать умение решать уравнения; развивать правильную математическую речь.

Ход урока

1. Организационный момент и анализ контрольной работы.

Познакомить учащихся с результатами контрольной работы, разобрать задания, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

2. Устный счет. (Презентация)

1. Раскройте скобки: (Слайды 2, 3)

  • а) -3 + (a +b + c + d)
  • б) -7 + (-a – b – c – d)
  • в) 10 +(a +b – c + d)
  • г) (5a – 2b + 4c – 3d)(-3)
  • д) -12(-3a + 2b –c + 2d)
  • е) (-4a – 5b + 3c – 2d)(-4)

2. Вычислить: (Слайд 4)

а) -30 + 24;
б) -22 + 44 ;
в) -32 – 65 ;
г) 15 – 34

3. Решите уравнения: (Слайд 5)

а) 4х= – 16;
б) -5х= 3,5 ;
в) 2х = -7;
г) -5х= -3

4. Задача: (Слайд 6)

1) Который теперь час, если оставшаяся часть суток в 2 раза меньше предыдущей? (24 : 3 х 2=16 (часов) )

2) Квадраты двух последовательных натуральных чисел отличаются лишь перестановкой двух последних цифр. Найдите эти числа. (13 и 14. 132 = 169, 142 = 196)

3. Сообщение темы урока. (Слайд 7)

  • “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”. (Альберт Эйнштейн.)
  • Сегодня мы будем изучать уравнения, познакомимся с их свойствами и новым способом решения уравнений;.

4. Изучение нового материала.

Повторение. (Слайд 8): Что называется уравнением? Что значит решить уравнение?

Решить уравнение двумя способами (на доске и в тетрадях): (Слайд 9)

3 (х – 2) = 12

1-й способ: используем распределительное свойство умножения.

3х – 6 =12, 3х = 12 + 6, 3х = 18, х = 6.

2-й способ: находим неизвестный множитель, затем неизвестное уменьшаемое.

х – 2 = 12:3, х – 2 = 4, х = 4 + 2, х = 6.

Корень уравнения. (Слайд10)

  • Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство.
  • Правило (Слайд11): корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
  • Пример. (слайд12–13)

Решим уравнение:

1-й способ.

х + 3 = 15,
х = 15 – 3,
х = 12.

2-й способ.

х + 3 = 15,
х +3 – 3= 15 – 3,
х = 15 – 3,
х = 12.

  • Правило:

Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

Говори правильно (слайд14) Прочитайте текст в учебнике “Говори правильно” на стр. 88 и ответьте на вопрос : склоняется ли название букв в математике?

Нет. Например: х = 3, “икс” равен трем.

5. Закрепление изученного материала. (Слайд16)

  • № 1314 (на доске и в тетрадях).
  • № 1315(на доске и в тетрадях).
  • № 1316 абв.
  • Повторение: №1333 абв.
  • № 1336 (дополнительно).

6. Самостоятельная работа. (Слайд 16)

1-й вариант 2-й вариант
1) -7х = -21 1) -8х = -32
2) 32х = -16 2) 24х = -12
3) 2х + 7 = 0 3) 5х + 6 = 0
4) 5х + 4 = х – 12 4) 4х – 9 = х + 6
5)4х – (6 – х ) = 13 5) 5х – (4 – х )= 13

7. Подведение итогов урока.

– Какое равенство называют уравнением?
– Что значит решить уравнение?
– Что такое корень уравнения?
– Как проверить , верно ли решено уравнение?

8. Домашнее задание (Слайд17): №1341а 1342 абвг. Рассмотреть примеры 2 и 3 в учебнике стр.86–87. Выучить правила п.42

Литература:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И..Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. “Математика 6” М.: Мнемозина, 2006.
  2. Выговская В.В. “ Поурочные разработки по математике” Москва, ВАКО, 2011.