О здоровом образе жизни говорят много и охотно, но с каждым годом здоровых детей становится меньше. Понятие “здоровье” очень обширно и сложно. Здоровье ребенка определяется многочисленными внутренними и внешними факторами, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием ребенка. Современные условия жизни ставят перед системой образования не только задачи обучения и воспитания, но и задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, помогает сформировать представления об элементарных правилах здороьесбережения, предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни. Все это становится базой для проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии. Специфической проблемой коррекционной школы является наличие сложных психофизических дефектов, присущих обучающимся с отклонениями в умственном развитии:
– соматические и эндокринные заболевания;
– неврологические заболевания, в том числе Детский церебральный паралич,
гемипарезы, эпилепсии;
– психические заболевания (F70,F71,F20);
– нарушения анализаторов и их функций – зрение, слух, речедвигательный
анализатор;
– психопатии разной степени выраженности.
Трудности, которые испытывают дети коррекционной школы, могут быть обусловлены как недостаточностью внимания, самоконтроля, низким уровнем учебной регуляции и общей познавательной пассивностью. Слабостью регуляторных компонентов учебно-познавательной деятельности. Недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, нарушениями моторики в виде недостаточной координации, двигательной расторможенности, низкой работоспособности, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью компонентов в учебно-познавательной деятельности. У многих детей нарушения мелкой моторики (движения пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в дальнейшем на формировании разных видов деятельности. Коррекционно-образовательный и воспитательный процесс, в школе ориентирован не на дефект, а на потенциальные возможности обучающихся, на создание условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка.
Дети с речевыми недостатками, имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость внимания и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы. Скованные и не координированные движения при выполнении артикуляционных упражнений, недостаточная координация пальцев рук, поэтому учителю-логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Рациональная организация логопедического занятия – важная составная часть здоровьесберегающей работы в школе. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения коррекционного занятия и зависит функциональное состояние ребенка в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность, предупреждать преждевременное наступление утомления. Для обучающихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения на логопедических занятиях используются оздоровительные приемы параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, физкультминутками и динамическими паузами. Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение. Целесообразно варьировать формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением). В своей практике на логопедических занятиях с младшими школьниками использую физкультурные минутки в форме – когнитивные, двигательно-речевые. Дети с огромным удовольствием запоминают слова и движения. По мере отработки материала, ребенок сам выступает в роли ведущего.
Танцевально-ритмические физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Для их проведения можно использовать аудиозаписи с заранее записанным произведением и ритмическим стихотворением. Данная форма проведения физкультминуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях обучающихся.
Мы отлично потрудились.
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь, все ребята! (Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка! (Легкие прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши (Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали (Топаем ногами.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнения рассчитано для определенной группы мышц (легкий бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.).
Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса обучающихся к данному предмету.
Сколько раз.
(Дети выполняют движения за учителем– логопедом по содержанию текста.)
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова на рубим .
Присядем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков.
Мы словно деревья.
(Дети выполняют движения вслед за логопедом.)
Мы словно деревья в чаще лесной
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно
Закружит, закружит их ветер осенний.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.
Кто стучит за окном?
Кто стучит за окном?
Дождь идет по траве. (Постучать пальцами по парте.)
Кто шуршит за окном?
Ветер в мокрой траве. (Махи руками вправо-влево.)
Кто журчит за окном?
Ручейки, ручейки. (Перебирать пальцами по парте.)
Кто кричит за окном?
Стаи птиц у реки. (Руки согнуты в стороны, махи кистями.)
Кто молчит за окном? (Поднять плечи и опустить.)
Так никто не молчит: (Постучать пальцами по парте.)
Там и дождик стучит, (Руки согнуты в стороны.)
Там и птица кричит. (Махи кистями рук.)
Только я и молчу, (Руки поднять вверх.)
Всех послушать хочу. (Руки опустить в низ)
Веселый народ.
Тра– та та, тра -та, та, (Руки на пояс, топаем ногами.)
Отворились ворота.
А из этих из ворот
Вышел маленький народ. (Приседаем, руки вниз.)
Один дядя вот такой, (Пальцы-“очки” у глаз.)
Другой дядя вот такой, (Руки держат газету.)
А четвертый вот такой. (Сжимаем руки – “держим штангу”)
Одна тетя вот такая. (Причесываем волосы.)
А другая, вот такая. (Встали на носочки, как балерина.)
Третья тетя вот такая, (Смотримся в зеркало.)
А четвертая такая! (Прыгаем через скакалку.)
Один дедушка такой, (Худой и стройный.)
Другой дедушка – такой, (С палочкой.)
Третий дедушка – такой, (Со сгорбленной спиной.)
А четвертый – вот такой! (Прыгаем на одной ножке.)
Одна бабушка такая, (“Завязываем платочек”.)
А другая, вот такая. (Вяжем на спицах.)
Третья бабушка такая, (Со сгорбленной спиной.)
А четвертая – такая! (Высокая стройная.)
Дом.
(Дети выполняют за учителем – логопедом движения и слова.)
На горе мы видим дом (Кисти рук сложить виде “крыши”.)
Много зелени кругом (“Волны”– движения руками .)
Вот деревья, (Руки вверх.)
Вот кусты, (Руки опускаем ниже, согнутые в локтях.)
Вот душистые цветы. (Пальцы рук в виде цветка.)
Окружает все забором (Руки на локоть, пальцы вытянуты вверх.)
За забором чистый двор. (Ладони вниз как бы “подметают”.)
Мы ворота открываем, (Раскрытые ладони.)
К дому быстро подбегаем. (Бегут пальчики как “человечки”.)
В дверь стучимся -тук, тук, тук, (Кулачком стучим.)
Кто-то там идет на стук (Прислушиваемся ухом.)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли. (Руки вперед, ладонями вверх.)
Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата “базальными компонентами речи”. Исследования ученых свидетельствует, что “чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь” (В.М. Бехтерев, Г.А. Волкова, М.М. Кольцова), чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Создание на логопедических занятиях благоприятных условий для оптимального физического и психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Список литературы.
- Воробьева,Т.А.Крупенчук,О.И. Мяч и речь[Текст]: пособие для логопедов.
- / Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук. – СПб.: Просвещение, 2003. – 224с.
- Ковалько,В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе [Текст] /В.И.Ковалько//Начальная школа. М.:Просвещение, 2004. – № 12. – С.14 –15.
- Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта. [Текст]:практическая психология/А.Л.Сиротюк. – М.:Сфера, 2001. – с.3.
- Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь[Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.В.Цвынтарный. –Ярославль:Академия развития, 1997. – 129с.