Оборудование: цветные карточки, толковые словари С.И.Ожегова, учебник, рабочая тетрадь, листы с индивидуальными заданиями, презентация.
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Примечание |
Организационный момент | – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный) О чём мы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай) |
|
Работа с понятийным аппаратом | – Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства. «Блажени милостивии, яко тии помиловании будут» Как вы думаете, о ком здесь говорится? – Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание. |
Технология «Ассоциативный ряд» |
Объяснение темы, цели, постановка учебно-познавательных задач урока | – Тема урока: «Милосердие и сострадание» Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Милосердие и сострадание» Задачи: развить этические чувства, милосердие; овладеть навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями, осознанно строить речевые высказывания, слушать собеседника, вести диалог; развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества. |
|
Работа с понятийным аппаратом | Что включают в себя понятия «милосердие, сострадание, милость, милостыня»? Задание: найти и прочитать толкование данных слов в толковом словаре С.И. Ожегова. Что объединяет эти понятия? Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милость – доброе человеколюбивое отношение. Благодеяния, дар. Благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего. Милостыня – то, что подаётся нищему, подаяние. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. |
Работа в группах |
Организация и управление процессом усвоения школьниками учебного материала | Задание до чтения текста: – Начертить таблицу из трех столбиков: знаю, узнал, хочу узнать. – Запишите ваши ответы в первый столбик таблицы «знаю». – Подумайте и скажите, что вы хотите еще узнать о милосердии, сострадании, милости, милостыни? – Запишите ваши ответы в третий столбик таблицы «хочу узнать». – По ходу чтения текста вам необходимо заполнить второй столбик таблицы «узнал». – Какая информация для вас была новой. – При обсуждении результатов использовать технологию «Общаться по правилам». Прослушайте два стихотворения и скажите к какому понятию вы отнесли бы их. НИЩИЙ Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М.Ю. Лермонтов |
Технология «ЗХУ» |
Содержательная деятельность | 1 группа. Задание во время чтения текста: – Найти в тексте ответы на вопросы: – Какой вопрос был задан Христу? – Как ответил Христос? – Кто шёл по дороге, куда и откуда? – Что с ним произошло? – Кто шёл по той же дороге? – Что сделал каждый из них? – Кто оказался ближним пострадавшему человеку? – При чтении используйте систему маркировки текста. (текст дан в учебнике А.В. Кураева «Основы православной культуры» на с.4 2-43) 2 группа. – Как Христос учил относиться к врагам? – Священник изменил мнение о заключённых? – Почему? – Может ли человек научиться быть милосердным? – Что для этого нужно? (текст дан на 44 с.) 3 группа. Закончи предложение. Одно из дел милосердия – … Милостыня – это встреча … В конце XVI в. в Муроме жила … Она помогала всей округе тем … Ульяна стала просить себе … На самом деле святая тайком … Хлеб святая стала печь из … (текст дан на 44–45 с.) |
Работа в группах (все задания на карточках, группы работают по 7 минут, сменяя друг друга по кругу) Технология «Инсерт» |
Итог урока | – Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня. – Какие мысли и чувства вы испытали во время урока? – Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание, милость, милостыня. – Составить синквейн по теме урока: милосердие бескорыстный, добрый помогает, спасает, утешает, где тяжело, будь там ответственность В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю. У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы. Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку – ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно. Глядя на эту картину, один из стоявших молодых монахов не удержался и сказал: – О, как болит за них моё сердце! Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и произнёс: – Если болит твоё сердце за них, то они спасены. Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани. Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен. Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец. – Покажите карточку, оценив самостоятельно свою работу на уроке, – своё настроение. – На следующем уроке мы с вами разберём золотое правило этикета. |
Технология «Ресурсный круг» Технология «Синквейна» |
Домашнее задание (дифференцированное, по выбору 1 или 2 задание) | 1. Нарисовать рисунки на тему: «Милосердие и сострадание». 2. Ответить на вопросы учебника с.45. |