Урок по теме "Милосердие и сострадание" (по курсу ОРКСЭ модуль ОПК)

Разделы: Начальная школа


Оборудование: цветные карточки, толковые словари С.И.Ожегова, учебник, рабочая тетрадь, листы с индивидуальными заданиями, презентация.

Ход урока

Этапы урока Содержание Примечание
Организационный момент – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный)
О чём мы беседовали на прошлом уроке?
(О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай)
 
Работа с понятийным аппаратом – Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства.
«Блажени милостивии, яко тии помиловании будут»
Как вы думаете, о ком здесь говорится?
– Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание.
Технология «Ассоциативный ряд»
Объяснение темы, цели, постановка учебно-познавательных задач урока – Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Милосердие и сострадание»
Задачи: развить этические чувства, милосердие;
овладеть навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями, осознанно строить речевые высказывания, слушать собеседника, вести диалог;
развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
 
Работа с понятийным аппаратом Что включают в себя понятия «милосердие, сострадание, милость, милостыня»?
Задание: найти и прочитать толкование данных слов в толковом словаре С.И. Ожегова. Что объединяет эти понятия?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милость – доброе человеколюбивое отношение. Благодеяния, дар. Благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего.
Милостыня – то, что подаётся нищему, подаяние.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Работа в группах
Организация и управление процессом усвоения школьниками учебного материала Задание до чтения текста:
– Начертить таблицу из трех столбиков: знаю, узнал, хочу узнать.
– Запишите ваши ответы в первый столбик таблицы «знаю».
– Подумайте и скажите, что вы хотите еще узнать о милосердии, сострадании, милости, милостыни?
– Запишите ваши ответы в третий столбик таблицы «хочу узнать».
– По ходу чтения текста вам необходимо заполнить второй столбик таблицы «узнал».
– Какая информация для вас была новой.
– При обсуждении результатов использовать технологию «Общаться по правилам».
Прослушайте два стихотворения и скажите к какому понятию вы отнесли бы их.

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М.Ю. Лермонтов
Технология «ЗХУ»
Содержательная деятельность 1 группа.
Задание во время чтения текста:
– Найти в тексте ответы на вопросы:
– Какой вопрос был задан Христу?
– Как ответил Христос?
– Кто шёл по дороге, куда и откуда?
– Что с ним произошло?
– Кто шёл по той же дороге?
– Что сделал каждый из них?
– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
– При чтении используйте систему маркировки текста.
(текст дан в учебнике А.В. Кураева «Основы православной культуры» на с.4 2-43)
2 группа.
– Как Христос учил относиться к врагам?
– Священник изменил мнение о заключённых?
– Почему?
– Может ли человек научиться быть милосердным?
– Что для этого нужно?
(текст дан на 44 с.)
3 группа.
Закончи предложение.
Одно из дел милосердия – …
Милостыня – это встреча …
В конце XVI в. в Муроме жила …
Она помогала всей округе тем …
Ульяна стала просить себе …
На самом деле святая тайком …
Хлеб святая стала печь из …
(текст дан на 44–45 с.)
Работа в группах
(все задания на карточках,
группы работают по 7 минут, сменяя друг друга по кругу)





Технология «Инсерт»
Итог урока – Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня.
– Какие мысли и чувства вы испытали во время урока?
– Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание, милость, милостыня.
– Составить синквейн по теме урока:
милосердие
бескорыстный, добрый
помогает, спасает, утешает,
где тяжело, будь там
ответственность
В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю.
У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы.
Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку – ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно.
Глядя на эту картину, один из стоявших молодых монахов не удержался и сказал:
– О, как болит за них моё сердце!
Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и произнёс:
– Если болит твоё сердце за них, то они спасены.
Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани.
Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен.
Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец.

– Покажите карточку, оценив самостоятельно свою работу на уроке,
– своё настроение.

– На следующем уроке мы с вами разберём золотое правило этикета.
Технология «Ресурсный круг»





Технология «Синквейна»
Домашнее задание (дифференцированное, по выбору 1 или 2 задание) 1. Нарисовать рисунки на тему: «Милосердие и сострадание».
2. Ответить на вопросы учебника с.45.