Вокально-хоровая работа в школе

Разделы: Музыка


Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное  условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль.

Сегодня почти в каждой школе педагог музыки имеет возможность организовать и вести внеклассные занятия. Подобная форма работы позволяет учителю музыки более полно и подробно познакомить детей с высоким музыкальным искусством. Хоровое пение – один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу. В процессе обучения пению у них развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, иногда даже голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству.

Среди различных форм музыкального воздействия на человека, особенно на детей наиболее эффективно хоровое пение. Оно является наиболее массовым видом музыкального образования и в конечном итоге воспитания культуры человека. А сейчас эта проблема, как мы знаем, весьма актуальна.

В хоровом пении в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Поэтому оно является и наиболее доступным. А как массовое и доступное, хоровое пение становится очень действенным видом воспитания детей.    Хоровая деятельность имеет дело с коллективными, а потому более сильными чувствами. Поэтому эмоциональность восприятия музыки здесь проявляется более всего. К. Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой есть вообще не только нечто оживляющее  и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».

В хоровом пении происходит ценнейший процесс взаимодействия всех элементов музыкального воспитания, видов и форм музыкального образования (слушание – теоретическая подготовка – творчество), особенно интенсивно приобретаются навыки анализа и понимания средств выразительности из-за быстро развивающегося процесса исполнительства.

Алиев: Процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умений вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать. Пение в хоре является средством общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем оно воспитывает  у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.

Одной из особенностей хорового пения является возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать к творческой работе робких и неуверенных в себе детей.

Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания учащихся,  хормейстер ставит перед собой следующие дидактические задачи:

  • развивать у детей интерес и любовь к хоровому пению;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
  • формировать художественный вкус;
  • развивать певческий голос: формировать  красивое, естественное звучание, расширять  
  • диапазон;
  • прививать вокально-хоровые навыки, как основу  для  достижения выразительного, грамотного    
  • и художественного исполнения;
  • всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический,
  • ритмический, гармонический, динамический, тембровый.

Жданова: Велико значение хорового пения в развитии музыкальности детей. Мы знаем, что основным тормозом развития музыкальных способностей является слабость слуховых представлений, которая влечет за собой отставание в развитии всего комплекса. Но музыкально-слуховые представлений возникают и развиваются не сами собой, а лишь  в процессе такой деятельности, которая именно требует их наличия. Самая элементарная форма такой деятельности – пение. ( и еще подбор по слуху). Ведь пение  не может быть осуществлено без данной способности, поэтому оно лучше всего ее развивает.

Музыкальность развивается интенсивнее при пении без сопровождения и при пользовании в работе камертоном, особенно внутренний слух, память, гармонический слух.

Что такое «Музыкальность?»

Известный психолог  Б.М. Теплов дает понятие «музыкальная одаренность» и определяет его, как «качественно своеобразное сочетание способностей,  от  которого зависит возможность успешного занятия и музыкальной деятельность Выяснение состава этого «своеобразного сочетания»  поможет нахождению путей развития способностей, его составляющих:

I. Более общие способности, требующиеся многим видам человеческой деятельности (например, некоторые особенности внимания);

II. Более специальные, специфические способности,  требующиеся только для музыкальной деятельности ( например, музыкальный слух), ); которые в свою очередь делятся на:
1) общие музыкальные способности, требующиеся для любых видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения, сочинения (слух, ритм, память и др.). Этот комплекс способностей Б. М. Теплов назвал «музыкальностью»;
2) способности, требующиеся только для некоторых из них (например, исполнительская воля, т.е. умение подчинить аудиторию своей воле и др.)

III. Способности более общего характера:

– вдохновение – психическое состояние, выраженное в эмоциональной захваченности определенным содержанием в концепции всех сил (в творческом процессе) на этом содержании;
– внимание –  умение отвлекаться  от наличных в данный момент помех, умение постоянно возвращаться к творческому процессу после перерыва;
воля – «творческая воля» т.е. воля, направленная на творческий процесс, дисциплинированная, организованная;
общая культура –  интеллектуальное и эмоциональное (духовное) содержание  личности. Для понимания музыкальной речи недостаточно иметь только специальные знания.

«Музыка есть средство общения между людьми.  Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим «языком», но и иметь, что сказать. Мало этого, даже и для того, чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности, нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки (достаточный жизненный и культурный опыт). Хороший музыкант, кем бы он ни был – композитором, исполнителем или просто понимающим
«слушателем», – должен быть человеком большого ума и большого чувства».
Все эти виды общих способностей, с одной стороны, необходимы (в разной степени) для музыкальной деятельности, с другой, сама музыкальная деятельность помогает их развитию. В этом один из аспектов значения музыки для  «внемузыкальной» деятельности.

Музыкальность –  следует различать две стороны ее:

– «эмоциональная» сторона, т.е. способность эмоциональной отзывчивости на музыку в силу того, что музыкальное переживание это –   эмоциональное переживание ее содержания. Эта  способность – основа музыкальности;
– «слуховая» сторона – способность воспринять музыкальный язык (прежде чем эмоционально пережить содержание музыки, нужно воспринять «язык», которым это содержание передано).

Необходимо отметить теснейшую связь этих двух сторон музыкальности, невозможность их существования друг без друга, хотя иногда одна может преобладать над другой.

Б.М. Теплов определяет три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство («чувствовать  эмоциональную выразительность звуковысотного движения» – «эмоциональный компонент»), это – непосредственное восприятие;
2. Способность к слуховому представлению («слуховой компонент»), это – удержание в памяти слуховых представлений и способность пользоваться ими произвольно ( внутренний слух, основа памяти). Комплекс этих двух способностей лежит в основе гармонического слуха.
3. Музыкально-ритмическое чувство (способность к восприятию и воспроизведению временного хода музыкального движения, которая наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку).

Б.М. Теплов доказывает, что умение петь зависит от степени развития способности к слуховому «представлению», но не меньшее значение для определения музыкальности имеют и две другие способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

Эти положения имеют существенное значение потому, что ими опровергается неправильная точка зрения, согласно которой дети не умеющие петь, считались «не музыкальными». Б.М. Теплов доказывает, что основные музыкальные способности могут проявляться с различной силой, но все они поддаются развитию, совершенствованию. Музыкальные способности развиваются особенно успешно в результате планомерного педагогического воздействия на детей, если при этом учитываются индивидуальные особенности их музыкальности.

Успех педагогической работы зависит от знания индивидуальных особенностей музыкальности детей.

Педагог ускоряет музыкальное развитие ребенка, обращая особое внимание на развитие той способности, которая проявляется слабее, чем другие.

Ладовое чувство определяется Б.М. Тепловым как «эмоциональный или перцептивный компонент музыкального слуха». Одно из его проявлений у детей и у взрослых – любовь и интерес к слушанию музыки. Ладовое чувство так же проявляется в узнавании мелодии, в чувствительности к точности музыкальной интонации.

Есть исследования, в которых доказывается, что ладовое чувство – основа осмысленного, правильного восприятия музыки.

Люди различно владеют умением воспроизводить музыку. Среди профессионалов и среди любителей музыки, не имеющих профессиональной подготовки, есть люди, которые в состоянии быстро запомнить и точно передать услышанную мелодию, спеть её, подобрать на инструменте. Другие же охотно слушают музыку, любят ее, играют по нотам и наизусть, но воспроизвести услышанную музыку «по слуху» не могут.

Это различие зависит от степени развития музыкальных способностей. Музыка – искусство временное, мелодия звучит во времени, так же она и запоминается. Воспроизводится мелодия в той же последовательности, в какой она запоминалась. Но в то же время в памяти поющего удерживается вся мелодия как целое, объединенное определенным содержанием.

Это – первая специфическая сторона представления мелодии, которое существует в памяти как целое, но воспроизводится последовательно, во времени.

Вторая сторона, особенно связанная с чистым интонированием – полное совпадение, точность представления мелодии ( соотношение высоты звуков и ритма) по сравнению с воспроизведением ее.

Наиболее точно воспроизводят мелодию по представлению люди, обладающие абсолютным слухом, так как в их памяти удерживается точная высота и длительность каждого звука слышанной когда-то мелодии.

Когда поющий или играющий правильно воспроизводит мелодию в другой тональности, он сохраняет точность ее интонационных оборотов и ритмического рисунка.

В развитии музыкальных представлений имеет значение и музыкально – ритмическое чувство.
Музыка – искусство, протекающее во времени. Восприятие и воспроизведение временных соотношений музыкальных звуков основано на чувстве ритма.

Очевидно, и в процессе развития музыкальных способностей  восприятие музыки должно сохранять определенную целостность. Двигательная реакции на музыку опять-таки касается не только ее ритмической стороны, так как она вызывается эмоциональным подъемом, сопровождающим восприятие содержания музыки. Это легко проследить, наблюдая за ребенком, слушающим веселую плясовую.  Он притоптывает, хлопает в ладоши или подпрыгивает  «в такт» музыкального движения и в это время улыбается, выражая радость во внешней реакции на музыку.

Без наличия чувства  сопереживания нельзя говорить серьезно о восприятии музыки, музыкальности, музыкальной деятельности и музыкальном воспитании. Музыка как язык чувств всегда должна учить нас доброму, учить сопереживать человеку и всему живому. Это ее важнейшее назначение.

Решающий поворот в музыкальном развитии детей наступает тогда, когда мы начинаем понимать, какую огромную роль в эффективности любой деятельности ребенка играют мышечные ощущения, организация движений учащихся.

Полезны, конечно, и такие обычно применяемые на уроках пения виды движений под музыку, как маршировка, хороводы и другие  упражнения гимнастического и танцевального характера. Но совершенно особое значение в системе двигательной деятельности детей в связи с музыкой приобрела у нас на уроке организация движений рук, с особым вниманием к движениям кистей рук

Движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат». Отсюда ясно, какую важность приобретает координация вокальных движений с кистями рук. С другой стороны, всякое движение содержит в себе зрительный образ, свой рисунок, а поэтому может восприниматься зрительно. Особенно, когда этот рисунок представлен в изображении, в виде наглядной схемы.

Зрительный образ движения способствует не только углублению переживания данного движения, а и осознанию последнего.   

Всякое движение, которое контролируется зрением, и при этом сопровождается речевым движением, речевой командой, становится более произвольным, управляемым, а вместе с тем наиболее целесообразным и эстетичным движением. Шаляпин говорил, что жест – это не движение руки, а движение души. Это и должно иметь место на уроке, когда мы связываем учебную двигательную деятельность ребенка с музыкой.

В недрах хоровой деятельности заложена возможность сочетания, тесного взаимодействия таких сильнейших средств воспитания как музыка и коллектив. Поэтому хоровое исполнительство не только развивает музыкальные способности детей, их художественный вкус, но и содействует развитию определенных черт характера. При правильно  организованной работе хорового коллектива, создаются условия для выработки и проявлении у них определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха  каждого ученика хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.

Необходимо отметить и положительное влияние пения на здоровье детей (осанка, дыхание и т.д.). Известный венгерский композитор-педагог Золтан Кодай писал: «Песня освобождает, ободряет, излечивает заторможенность, робость. Концентрирует, улучшает физические и духовные наклонности; располагает к труду, приучает к внимательности, к дисциплине. Двигает всего человека, а не только часть его». «Ни один другой предмет не может служить физическому и духовному благополучию ребенка так, как пение».  

Хоровое пение, преследующее благодарные цели воспитания и развития подрастающего поколения, требует высокого художественного  уровня исполнения, которое в свою очередь определяется тонким переживанием, осмыслением художественных образов, а также  умелым использованием средств музыкально-вокальной выразительности. В связи с этим приобретает значение формирование технических умений хористов. Таким образом, хоровая репетиция – это не просто «спевка», на которой дети запоминают некоторое число песен, а обучающая дисциплина, способствующая обучению, развитию и воспитанию хористов.

Выразительное  художественное исполнение требует прочного владения вокально-техническими навыками, которые являются базой хоровой культуры. Следовательно, правильное воспитание певческого голоса учащихся на основе всестороннего развития музыкального слуха – первоочередная задача руководителя хорового коллектива.

В первую очередь необходимо воспитывать у учащихся бережное отношение к своему голосу, подчеркивая в беседах важность владения вокально-хоровыми навыками. Главной является работа с музыкальным произведением, так как только на основе стремления к осмысленному выразительному исполнению можно воспитывать певческие навыки. Нужно стремиться пробуждать в детях эмоциональное творческое отношение к пению, учить их переживать в своем исполнении чувства и мысли, заложенные в произведении. Именно при этом условии хоровое пение станет по-настоящему воспитательным процессом.

Что петь?

Все методы вокально-хорового развития детей принесут воспитательную пользу лишь в том случае, если будет решена проблема репертуара. У детей необходимо формировать потребность в общении с высокохудожественными произведениями.

Список литературы

  1. Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»
  2. Т.А. Жданова «Организация учебного процесса в детском хоре»
  3. Ю.Б. Алиев «Дидактика и методика школьного музыкального образования»
  4. Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей»
  5. Д. Е. Огороднов  «Музыкально-певческое воспитание»