Цели: познакомить с термином антоним; формировать умение употреблять антонимы в речи; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
– Ты готов начать урок?
– Все ль на месте? Все ль в порядке?
– Книжки, ручки и тетрадки?
– Все ли правильно стоят?
– Все ль внимательно глядят?
2. Актуализация знаний
– Сядет тот, кто узнает слово по его лексическому значению:
- Первый месяц года – (январь)
- Последний месяц года – (декабрь)
- Третий месяц зимы – (февраль)
- Второй месяц зимы – (апрель)
- Последний месяц лета – (август)
– А сейчас вспомните, как называются слова близкие по значению? (Синонимы). Прочитайте задание (Соедините синонимы.) Выполните задание в парах:
Градусник идти
Обманывать смеяться
Шагать термометр
Хохотать врать
– Проверим полученный вариант.
– Кто согласен, поднимает красный карандаш, кто
нет – синий.
3. Объяснение нового материала
На доске слова:
Белый – черный
Большой – маленький
Горький – сладкий
Новый – старый
– Это слова синонимы? (Нет)
– А какие это слова? (Противоположные)
– Противоположные слова называются… (Можно
спросить у детей, а можно назвать самому –
антонимы)
– Кто догадался, какова тема урока? (Антонимы)
– Открываем тетрадь, записываем число, классная
работа. Посмотрите на слова последней пары.
Выделите в словах общие звуки (Ы Й)
– А какой буквой обозначаются эти звуки.
Прописываем в тетради строчку букв.
– Послушайте стихотворения и из них выбираем
слова антонимы. Что такое антонимы? Записываем
пары.
Я – антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одето,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я – … (зима)Я антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех, –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач)Я антоним к слову "холод".
В речке все – и стар и молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я –... (жара)Я антоним к слову "день".
Всем давно трудиться лень,
И игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж ... (ночь)
– Что вы записали? Разделите эти слова на слоги и поставьте ударение.
4. Физминутка
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
И пройдемся мы немного,
И вернемся вновь к уроку.
5. Работа с компьютерами
На экранах компьютера в программе «Перволого» набран текст.
– Что такое текст? Прочитайте его. Докажите, что это текст. В этом тексте нужно будет подчеркнуть антонимы. Как нам на компьютере подчеркнуть антонимы? Для этого вам нужно выбрать значок "Рисовалка", далее значок "Прямая линия".
Странный стоит в сентябре лес. В нем рядом лето и осень. Желтый лист и зеленая травинка... Теплое солнце и холодный ветер.
– Выписываем в тетрадь 1 предложение и подчеркиваем в нем подлежащее и сказуемое. Как вы подчеркнули? У кого правильно покажите красный карандаш, а у кого не так, исправьте.
6. Итог урока
– С какой группой слов вы работали на уроке?
– Что такое антонимы?
– Приведите примеры антонимов.
7. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке: красный – "Я работал хорошо", синий – "Можно было и лучше"