Урок развития речи по теме "Пересказ текста с опорой на предметно-графический план". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: формирование навыков и умений связной речи с опорой на предметно-графический план.

Задачи:

  • обобщить знания детей по теме: «Предложение», «Текст»;
  • закрепить навык составления предметно-графического плана к предлагаемому рассказу (умение выделять в тексте опорные слова);
  • закрепить представление о правилах смысловой связи предложений в рассказе;
  • продолжить работу с деформированными предложениями.

Оборудование:

  • компьютер;
  • демонстрационный  материал;
  • средства обратной связи (карточки «+», «–»);
  • «светофор».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок –
Начинаем мы урок!

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация знаний (устный опрос: дети, которым бросила мяч, дают полный ответ)

– Что мы используем для общения друг с другом? (Речь).
– Какая бывает речь? (Устная – говорим и слушаем; письменная – пишем и читаем).
– Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
– Из чего состоит предложение? (Из слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
– А если мы возьмем несколько предложений, связанных по смыслу и   запишем их в строгом порядке. То у нас получится…(текст). Значит, из чего состоит текст? (Из предложений, связанных по смыслу).
– С чем же мы сегодня будем работать на уроке? (С текстом).

3. Самостоятельное составление предметно – графического плана

– В тексте есть главный герой. Кто герой нашего текста вы узнаете, отгадав загадку:

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...(Крокодил)

– Давайте произнесем это слово по слогам, следите за произношением [ Р ] и  [ Л ]. Покажите. Сколько в этом слове слогов?
– Сейчас я вам прочитаю рассказ, который называется «Что случилось с крокодилом?» Ваша задача: посчитать количество предложений в этом тексте.  И при помощи палочек выложить схему текста.
– Объясните, как вы будете определять количество предложений в тексте? (Каждое предложение выражает законченную мысль. Между предложениями есть пауза).

1. Рано утром крокодил подплыл к берегу.
2. На берегу несколько дней назад он закопал яйцо.
3. Из яйца должен был появиться крокодильчик.
4. Но вместо крокодильчика из яйца выпал птенец.
5. Птенец пропищал одно слово: «Пааа –па!»
6. Это слово услышали другие звери.
7. Звери стали громко смеяться над крокодилом.
8. Ведь у крокодила из яйца должен появиться крокодильчик.
9. А вместо крокодильчика на свет появился птенец.

– Сколько у вас получилось предложений? (9 предложений).
– Что же случилось с крокодилом? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА

– Повторяем за мной действия.

Лежит в воде бревно бревном,
(стоим смирно, руки по швам)
Кора зеленая на нём.
(красим себя краской)     
Лежит и озирается:
(повороты туловища влево, вправо)
Авось кто зазевается?
(руки вперёд, имитируем движение пасти)

Работа в парах

– А сейчас я вам буду читать текст по предложениям, а вы будете его записывать. Но записывать вы его будете не словами, а картинками. Откройте компьютер. У вас появился лист, на котором собраны картинки – помощники. Наводите на них стрелку, нажимаете и, не отпуская тач-пад, передвигайте картинку в нужное место. Картинки ставим не как хотим, а так, как идут слова в предложении. Между картинками ставим зеленые стрелочки, которые заменяют слова действия. (1 ученик у доски – после выкладывания на компьютере дети дают обратную связь «+», «–»)

В результате у детей на компьютере (программа «Перволого») должна быть вот такая схема

4. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе

– Сейчас, опираясь на наш предметно – графический план, « прочитаем» текст по предложениям и докажем, что у нас получился текст  (читаем по цепочке, 1 ученик выходит к доске, «читает» предложение, выходит следующий и т.д., получается ряд из 9 предложений).
– Докажите, что у нас получился текст.

Все предложения связаны между собой по смыслу, рассказывают не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как бы держаться за руки – расположены в определенном порядке. Каждое новое предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассыплется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.

ФИЗМИНУТКА

– Я буду называть слова – действия, а вы мне их показывайте:

– смеяться;
– закопать;
– услышать;
– подплывать;
– пропищать;
– появиться.

5. Работа с деформированными предложениями

– Откройте программу «Кликер 5».
– Слова в предложении рассыпались. Помогите им, соберите правильное предложение. (1 ученик у доски)

6. Развитие линейной вербальной памяти

– Вспомните и назовите по порядку только слова – действия (т.е. слова – стрелки).

7. Пересказ рассказа с опорой на часть предметно-графического плана

– Закрыли компьютеры. Глазки на доску. Сейчас я уберу с доски правый вертикальный ряд нашего предметно – графического плана. Вы, опираясь только на оставшийся ряд, должны вспомнить наш текст (работа по цепочке).

8. Итог урока

– Что вы использовали для пересказа текста? (Предметные картинки и слова действия).
– Какое задание было самым легким?
– Какое задание было самым трудным?

9. «Светофор», рефлексия

Оцените свою работу на уроке при помощи «светофора».

10. Поощрение детей за работу

– Вы все очень хорошо работали на уроке.
– Давайте посмотрим, кто у вас сейчас вылупиться из яйца? (Раздать ученикам сделанные из бумаги яйца, внутри которых нарисован крокодил).