Цели:
- Формирование умения находить в тексте вводные конструкции и определять их роль.
- Закрепление умения расставлять знаки препинания при вводных конструкциях.
- Повторение орфографическое и пунктуационное.
Оборудование: мультимедиа, таблицы, справочный материал.
Ход урока
1 этап. Индукция
Мастер: Я приглашаю вас в творческую мастерскую. Сегодня я не учитель, а мастер, а вы – не просто подмастерья, а творцы. Поэтому ваша задача – на материале текстов, посвященных природе родного края, творчески подойти к изучению темы “Вводные конструкции”. Итогом урока будет творческая работа, при написании которой вы должны использовать умения, знания и навыки, приобретенные в процессе изучения темы.
1 слайд. Вводные конструкции
2 слайд. Фотографии с изображением природы Хакасии. Музыкальное сопровождение “Музыка в гармонии и Природой”
Мастер наизусть читает стихотворение К. Бальмонта.
2 этап. Работа с материаломБыть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Различность голосов?
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты?
Лингвистическая разминка
3 слайд. Стихотворение К. Бальмонта
- Какие слова, строчки показались вам необычными? Почему?
Задание:
1) Из представленных на экране синтаксических средств назовите те, которые придают особую выразительность авторскому тексту.
- Вам предлагается поработать в мини-группах (по 2 человека) со справочным материалом, чтобы найти встретившиеся в тексте данные средства.
4 слайд. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
- инверсия
- синтаксический параллелизм
-парцелляция
- анафора
- риторический вопрос
- вводные конструкции
Афиширование. Представление результата работы.
3 этап. Актуализация знаний- Что такое вводные конструкции, какова их синтаксическая роль и особенности выделения в устной и письменной речи? Ответить на эти вопросы вам поможет задание, в тексте которого вы должны восстановить пробелы.
5 слайд. Незавершенные предложения
Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые выражают ...
Членами предложения ...
В устной речи выделяются ..., в письменной - ...
4 этап. Социализация. Работа с таблицейРабота с таблицей
- По значению вводные конструкции делятся на смысловые группы.
6 слайд. На экране незаполненная таблица:
Значение | Вводные слова | Примеры |
- Назовите смысловые группы вводных слов.
7 слайд. Экран – проверка.
8 слайд. Во 2-й колонке представлены вводные слова, не соответствующие смысловой группе 1-ой колонки
Задание: исправьте ошибки, допущенные в таблице.
9 слайд. Экран – проверка.
5 этап. СамоконструкцияЗадание: для 3-й колонки составьте и запишите предложения о Хакасии, выражая посредством вводных слов свое отношение и чувства к этому чудесному уголку земли.
Афиширование. Представление результата работы.
- Как вы оформили на письме вводные слова в составленных предложениях?
6 этап. Социализация10 слайд. Вернемся к стихотворению К.Бальмонта.
- К какой смысловой группе относятся вводные конструкции?
- В чем особенность их употребления в этом стихотворении?
7 этап. Игровой моментЕсть такая игра – “Подскажи словечко”. В клеточках на экране зашифрованы вводные слова, попробуйте их разгадать.
11 слайд. Игра “Подскажи словечко”
1. Каким словом вы выражаете свою неуверенность?
2. Каким словом вы пользуетесь, когда вам весело?
3. Каким словом обозначается предположение?
- С какой целью мы используем в своей речи вводные слова соответствующей смысловой группы?
8 этап. Самоконструкция. Индивидуальное выполнение заданий12 слайд. На экране упражнение.
Задание: Спишите предложения, найдите вводные конструкции, укажите их значение, расставьте недостающие знаки препинания. Решите орфографические задачи.
1) Очевидно не надо искать по белу свету места, где можно встретить все дары природы.
2) Бе(с,сс)порно этим благодатным краем является Хакасия!
3) Здесь несомне(н,нн)о (не)повторимая природа, удивительный народ, таинстве(н,нн)ые памятники прошлого, уникальная культура.
4) Прямо скажем никого не оставит равнодушным земля бе(с,з)крайних степей, целебных озер, чистых рек и суровой тайги.
13 слайд. Проверка, исправление ошибок, если есть. Комментирование
14 слайд. Деловая игра “Я учитель”
Задание: найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Исправьте ошибки. Объясните, в чем ошибался ученик.
-
Тебе моя Хакасия я песни буду петь.
- Легкий ветерок, бывало прикоснется к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнится ароматом трав.
- К счастью, невозможно привыкнуть.
15 слайд. Экран – проверка.
- Что общего между вводными словами и обращениями?
15 слайд. Тестовое задание.
В русском языке есть такое понятие – синтаксические омонимы. Тестовое задание познакомит вас с этим понятием и научит различать синтаксическую роль омонимичных слов.
-В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Небо (1) казалось (2) бесконечно синим океаном. Вода в реке (3) казалось (4) была прозрачная словно слеза.
1) 1,2; 2) 1,2,3,4; 3) 3,4; 4) 1,3
16 слайд. Экран – проверка.
- Объясните свой выбор.
- Что такое синтаксические омонимы?
9 этап. Социоконструкция. Работа в парах17 слайд. На экране незаполненная таблица – “Синтаксические омонимы”
Задание: Составьте опорный материал, который поможет отличить вводное слово от члена предложения. (Распечатки с таблицей). Заполните таблицу, вписывая краткие ответы на вопросы. Для этого сравните два предложения, обращая внимание на выделенные фрагменты.
Вопросы | Итак молчит гора в ответ, Молчит угрюмый край. |
И так хотелось жить, Чтоб звука не роняя, Тебя любить, обнять И плакать над тобой. |
1.Можно ли задать вопрос к выделенному фрагменту? | ||
2.Связан ли выделенный фрагмент грамматически с предложением? | ||
3.Какова функция выделенного фрагмента в данном предложении? |
Работа в группах (пары объединяются в группы).
Обсудите составленные опорные таблицы, определитесь с правильностью своего решения.
18 слайд. Экран – проверка.
- Опорный материал какой группы соответствует опорному материалу, представленному на экране?
Представитель той группы, которая справилась с заданием (или представитель одной из групп, по желанию, если все справились), используя опорный материал, расскажет об отличительных особенностях вводных слов и членов предложения.
10 этап. Самоконструкция. Творческая работа19 слайд. На экране изображение кургана среди необъятных степных просторов Хакасии.
Слово мастера: Курганы! Куда бы вы ни поехали по степным дорогам Хакасии, везде их встретите. Возникновение курганов связано с древним обрядом погребения. Курганы предназначались для захоронения предводителей и прославленных воинов.
О чем задумался курган? Быть может, о делах давно минувших дней, а может, о настоящем или скором будущем?
Учитывая свои способности и желание, напишите мини-сочинение или небольшое стихотворение на тему: “О чем задумался курган?” (а может быть, вы подберете свое название), используя вводные конструкции, с помощью которых можно выразить разную степень уверенности или неуверенности, источник сообщения и другие значения вводных слов.
Социализация.
Чтение работ (по желанию).
Рефлексия.
Финал урока:
- Какой этап урока был самым интересным?
- Какой этап урока вызвал душевный подъем, вдохновение?
- Какое задание было самое трудное? - Чем обогатила вас сегодняшняя мастерская?
- Какое задание было самое интересное?
- Что пожелаете для следующих мастерских?
20 слайд. Домашнее задание.
Написать сочинение “Моя Хакасия”.
Объем – не менее 70 слов. Оцениваться сочинение будет по следующим критериям:
- логичность;
- последовательность, связность изложения;
- точность и выразительность речи;
- уместное использование вводных конструкций;
- авторская позиция;
- грамотность.