Моя ведущая педагогическая идея:
Совершенствование методики обучения,
способствующей успешному развитию творческих
способностей учащихся через приобщение к
художественной культуре.
В итоге решила поделиться опытом своей работы на
примере одного из занятий. Данную форму занятия
можно применить к различным темам уроков. Очень
важно то, что результаты (творческие работы
детей) можно использовать во внутришкольной
жизни при подготовке к праздникам и памятным
датам и в качестве отчетов по предмету.
Вид урока: творческий практикум.
Цели урока:
- вовлечение в творческую деятельность и ознакомление учащихся с произведениями отечественного искусства на тему «Отечественная война 1812 г»;
- обобщение знаний и навыков учащихся;
- пробуждение творческого интереса к культуре своего народа;
- развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, коммуникативных способностей в коллективной работе.
Задачи урока:
- Образовательные:
- углубить эстетическое познание художественных произведений на тему Отечественной войны 1812г;
- научить творчески выразить свою идею в практической работе.
- Развивающие:
- привить интерес к самостоятельному творчеству;
- развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, ритма и цвета;
- развивать индивидуальные творческие способности.
- Воспитательные:
- воспитание чувства национального достоинства и гордости за свою страну;
- воспитание любви к искусству;
- воспитание усидчивости, трудолюбия.
Оборудование урока:
1) Музыкальный фрагмент – П.И. Чайковской
«Увертюра 1812 год»
2) Альбомы с иллюстрациями (цветными)
3) Копии иллюстраций в черно-белом варианте
4) На доске написаны темы эссе
5) Книги о русской армии, о воинской доблести,
славе и чести
6) Бумага (ватман), бумага листы А-4, фломастеры,
карандаши.
Подготовка к уроку:
Заранее класс должен быть предупрежден, что
урок будет необычным, с творческими заданиями и к
нему необходимо подготовиться. Во-первых, надо
уже заранее решить какой вид творческой работы
заинтересует на уроке: изобразительный и или
литературный жанр, в зависимости от этого надо
принести материалы на урок – фломастеры, краски,
карандаши, а если литературный – то можно
заранее дома сделать план или набросок своей
работы. Во-вторых, если предполагаемая работа
должна занять продолжительное время,
подготовительную часть сделать дома (например,
сделать набросок стихотворения).
Главное условие урока – свободный выбор вида
деятельности.
Подготовка кабинета к уроку:
Перед началом урока на одних партах разложить бумагу для рисования (для индивидуальных работ) и ватманские листы для коллективной работы втроем или вчетвером. На остальных партах просто положить листки бумаги формата А-4. На доске написать темы эссе. На первой парте разложить справочный материал: альбомы с иллюстрациями (цветными), ксерокопии произведений искусства, книги.
Урок Этап 1. «Получи задание»
Вошедшим ученикам предложить сесть, кто с кем хочет и заниматься тем, что больше нравиться. Дети очень быстро, практически сразу выбирают род деятельности, и рассаживаются на свои места.
Объяснение учителя цели урока и объяснение как пользоваться материалами:
На доске написаны заранее заготовленные темы
эссе (6 тем), на первом столе разложены
вспомогательные материалы: книги о войне 1812 г,
книги о воинском долге и чести, Альбомы с
цветными иллюстрациями, черно-белые копии
иллюстраций известных произведений в графике,
живописи, скульптуре, посвященных войне 1912г.
Все эти материалы можно использовать в своей
работе, ксерокопии произведений можно взять к
себе на парту.
Темы эссе:
- В чем было духовное превосходство русских войск над французами?
- Почему до сих пор мы помним о Бородинском сражении?
- Почему и во Франции и в России Бородинское сражение празднуется как победа?
- Как тема Отечественной войны 1912 г. отражена в произведениях литературы и изобразительного искусства России и Франции? (Приведи примеры).
- Тема народа в произведениях искусства, посвященных войне 1812г.
- Величие и сила духа русской женщины (Мария Тучкова, кавалерист-девица Надежда Дурова, предводительница партизанского отряда Василиса Кожина).
На удивление дети очень быстро и
целенаправленно принимаются выбирать материалы.
На этом этапе предлагается полная свобода, можно
используя имеющийся материал создать совершенно
иной рисунок (свое видение ситуации), а можно и
просто скопировать имеющийся.
То же самое и с литературным заданием, можно
использовать предложенные темы эссе, а можно
написать эссе на свою тему.
Этап 2. «Работа в разгаре»
На этом этапе дети увлеченно выполняют свою работу, часто не замечая, что вокруг делается.
Тихо зазвучала музыка П.И Чайковского, создавая
атмосферу того времени и настраивая на серьезный
лад. Разговоры касаются только нехватки
фломастеров того или иного цвета. Обсуждают
композицию своей работы, иногда помогают соседу
советом.
На этом этапе могут возникнуть дискуссии. Один
мальчик сказал, что темы эссе ему лично не близки
и никакого героизма русских войск в этой войне он
не видит. Война это зло и пролитие крови. Тяжело
вздыхая, он просидел весь урок, что-то пытаясь
писать, но неизменно откладывал ручку в сторону.
Такое настроение заразило еще несколько
учеников, поэтому по ходу урока прошел небольшой
диспут, на тему: надо ли было русским защищаться и
погибать, или пусть бы французы завоевали Россию
и отпустили на волю крестьян (на уроке истории им
говорили, что Наполеон хотел отпустить на волю
крестьян)»? В итоге пришли к выводу, что народ сам
выбрал свою судьбу, что освобождение от
крепостного права из рук французов народ не
принял. Народ защищал Отечество, свою веру, и под
властью французов жить не хотел. А мы должны быть
благодарны, за то что, «не щадя живота своего»
наши предки отстояли свободу и независимость
России.
Самым ленивым (тем, кто не захочет выполнять
никакого творческого задания), можно предложить
переписать изречения наших великих полководцев
– Суворова, Кутузова и других о воинской
доблести, чести и славе.
Этап 3. Подведение итогов.
Дети были довольны своими выполненными работами, им было интересно посмотреть и послушать, что сделали другие.
В результате урока каждый сделал творческую работу, из них: 2 большие коллективные работы (на ватмане) – «Бородинское сражение» – схема боя и расположением русских и французских войск и «200 лет Бородинскому сражению» с нарисованным большим портретом Кутузова, стихами и высказывании об этом событии известных людей. Композиция и содержание газеты было полностью выполнено самостоятельно.
Индивидуальные художественные работы – портреты Кутузова, Баркаля де Толли, Багратиона, композиции – «Пожар в Москве 1812 г.», батальные сцены, образцы (рисунки) обмундирования русской и французской армии и др.
Выполнено несколько эссе.
2 ученика написали стихи. На уроке они
дорабатывали и переписывали свое стихотворение,
основная часть работы была ими выполнена дома.
Итоги урока нашли свое отражение в жизни школы:
Все работы (художественные и литературные)
приняли участие в конкурсе, который проводился в
рамках школы на неделе гуманитарных наук,
которая была посвящена войне 1812г., и украсили
собою выставку в фойе, стали предметом
экспозиции.
По результатам конкурса многие дети получили
призовые места, в номинациях – рисунок,
–коллективная работа – газета, литературный
конкурс.
Детям были вручены грамоты.
Работы учеников:
Лавренчук Артем 8 «Б» (1 место в номинации «Литературный конкурс»)
«Бородино»
Решил как-то французский волк – Наполеон
Напасть и на Россию,
Но не рассчитал свои же силы.Не знал он то, что есть в России
Толковые и храбрые мужчины,
И ничего его сначала не смутило.Ступил французский волк в Великую Страну,
Которой правил храбрый лев.
И вот сошлись войска в местечке возле речки.Но у местечка есть названье, Бородино его прозвали.
И был назначен день сраженья
Войска сражались храбро без сомненья.Конец уж битве, и Кутузов увидел многих павших у французов,
И тут же осмотрел и нашу рать.
И так решил – не медля встать и с Бородина войскам уйти
(ведь не было иного нам пути).Не надо думать, что французский волк нас победил,
Хоть из Москвы мы отступили,
Но дальше в земли наши мы французов не пустили.Зачем нужны нам эти дали,
Зачем было пускать фонтанам кровь родную?
Солдаты, но без вас, не продолжалась жизнь сейчас.И как же вы смогли все это сделать,
Спасибо вам, я просто поражен.
И вот сижу я весь в слезах, горюя о солдатах павших,
Могу я вам сказать одно лишь слово
Война не повториться снова!
Борисова Амина, 8 «Б»
«Бородино»
Великий День Бородино!
Москву оставил обожженной,
Москва горела, плакал люд.
Велик пожар и велики потери –
Пришел француз на Русски земли!Пришел «великий» Бонапарт.
Москву желал он взять без боя
И не показывал тех карт,
Что в рукавах держал он тщетно.
И бросил карты против ветра
Отчаянный король – француз!Как рухнул град,
Так рухнут планы,
Всех тех, кто на Москву пошел,
Всех тех, кто покорить Россию вздумал.
Урок был проведён 12 октября 2012 г. в 8 «Б» классе на неделе «социальных наук и искусства» посвященных теме Отечественной войны 1812 г. под девизом «Героями были все». Кроме того, уроку предшествовала подготовка: 1 сентября на уроке Искусство (МХК) был проведен диспут с обсуждением важнейших событий Отечественной войны 1812 г: Бородинское сражение, героизм русской армии во время сражения, отступление русской армии и пожар Москвы, всенародный характер войны, партизанская война и ее значение, изгнание Наполеоновской армии за пределы России.