Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола.
Задачи урока:
- Учить выделять глагол неопределенной формы.
- Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, логическое мышление, интеллектуальную способность, развивать умение правильно писать глаголы с – тся, – ться, обобщать, делать выводы, сравнивать
- Воспитывать интерес к предмету, аккуратность в тетради.
Оборудование: карточки с заданиями, плакат со словами-глаголами
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие и готовность к уроку.
Вводное слово учителя:
– Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной темой. А сейчас запишите в тетрадях число, классная работа.И начнём свою работу с минутки чистописания.
II. Минутка чистописания.
На доске записаны слова с пропущенными буквами:
праз_ник, ст_лица, пас_бище, с_бака, _йцо, те_итория.
Учитель: Прочитайте написанные на доске слова. Сформулируйте к ним задания.
Дети: С данными словами можно выполнить такое задание: вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Начнем с повторения. Что вы знаете о глаголах?
Дети:
– Это часть речи
– Обозначает действие предмета
– Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает? И др.
– Изменяется по временам, числам, лицам, родам в прошедшем времени.
На доске плакат со словами:
Ходит, любит, запоет, прочитал, учить
– какой частью речи являются все слова? (глаголы)
Учитель: какой глагол лишний? (учить. У этого глагола нельзя определить время, число)
– на какой вопрос отвечает глагол учить? (что делать?)
– Верно. Глагол учить стоит в неопределенной форме.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Прочитайте написанные на доске пословицы.
Дети:
Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать – последнее потерять.
Заставили козла огород стеречь.
Много желать – добра не видать.
Учитель: Разделите эти пословицы на части в зависимости от заложенного в них смысла.
Дети: В первую часть войдут такие пословицы:
- Кто много желает, тот мало имеет.
- Лишнего пожелать – последнее потерять.
- Много желать – добра не видать.
(В них говорится о человеческой жадности.)
Ко второй части можно отнести пословицу:
- Заставили козла огород стеречь.
(Ее смысл в том, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.)
Учитель: Назовите имеющиеся в пословицах глаголы.
Дети: Желает, имеет, пожелать, потерять, желать, видеть, стеречь, заставили.
Учитель:
– Задайте вопрос к глаголам из 1 пословицы, определите их время и число (это глаголы неопределенного времени единственного числа).
– Задайте вопрос к глаголам из 2 и 3 пословиц пожелать, потерять, желать, не видать, стеречь. Определите время и число глаголов, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать?
В глаголах, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать? Время и число не определяются.
Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенная форма глагола. На что оканчивается неопределенная форма глагола?
Дети. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, -чь.
– Какую схему можно составить по теме?
V. Работа по теме урока.
– Чтение правила на странице 172
– Какие два способа проверки запомнили?
– Приведите примеры, запишите в тетради, обозначьте орфограмму.
VI. Физминутка.
– Я буду называть глаголы. Если вы услышите глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать? Нужно присесть и вытянуть руки вперед.
- Гудеть, катает, лежит, уметь, кричал, танцевать, бежать, читал, рисовать, шумит.
- Шил, вставать.
VII. Закрепление изученного.
Упр. 274 , выполняется по «шагам» в задании.
– чем различаются в написании глаголы каждого столбика?
– чем интересен суффикс -ся ? (Он всегда стоит на конце слова. Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет).
– какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся?
– как избежать этой ошибки? (надо поставить вопрос к глаголу).
Работа у доски:
На доске записаны словосочетания глаголов с существительными.
– Замените каждое словосочетание глаголами в неопределённой форме и запишите:
- Давать корм –
- Сделать подарок –
- Покрыть краской –
- Сделать покупку –
- Оказывать помощь –
- Давать совет –
- Одержать победу –
- Чтение газеты –
- Лечение ребенка –
Ответы: кормить, подарить, покрасить, купить, помочь, советовать, победить, читать, лечить.
– Дописать в предложения глаголы неопределенной формы
- На уроках нельзя (что делать?) –
- Книги надо (что делать?) –
- Друзья готовы всегда (что сделать?) –
Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать, где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
VIII. Самостоятельная работа.
Работа по карточкам
– Замените глаголы фразеологическими выражениями
Защищать Помочь Замолчать Наказать Дремать Бездельничать Медлить Не замечать |
тянуть время клевать носом смотреть сквозь розовые очки считать ворон прикусить язык стоять горой подать руку снять голову |
IX. Выставление оценок за работу на уроке.
Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю, все получат хорошие оценки.
За работу у доски:
За работу на уроке:
Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!
X. Домашнее задание.
упр.6,с.181. Выучить правило.
XI. Итог урока.
– С какой орфограммой познакомились?
– Как будете отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов?
– Как образуется возвратная форма глагола?