"Неопределенная форма глагола". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола.

Задачи урока:

  • Учить выделять глагол неопределенной формы.
  • Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, логическое мышление, интеллектуальную способность, развивать умение правильно писать глаголы с – тся, – ться, обобщать, делать выводы, сравнивать
  • Воспитывать интерес к предмету, аккуратность в тетради.

Оборудование: карточки с заданиями, плакат со словами-глаголами

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие и готовность к уроку.

Вводное слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной темой. А сейчас запишите в тетрадях число, классная работа.И начнём свою работу с минутки чистописания.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны слова с пропущенными буквами:

праз_ник, ст_лица, пас_бище, с_бака, _йцо, те_итория.

Учитель: Прочитайте написанные на доске слова. Сформулируйте к ним задания.

Дети: С данными словами можно выполнить такое задание: вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Начнем с повторения. Что вы знаете о глаголах?

Дети:

– Это часть речи

– Обозначает действие предмета

– Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает? И др.

– Изменяется по временам, числам, лицам, родам в прошедшем времени.

На доске плакат со словами:

Ходит, любит, запоет, прочитал, учить

– какой частью речи являются все слова? (глаголы)

Учитель: какой глагол лишний? (учить. У этого глагола нельзя определить время, число)

– на какой вопрос отвечает глагол учить? (что делать?)

– Верно. Глагол учить стоит в неопределенной форме.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Прочитайте написанные на доске пословицы.

Дети:

Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать – последнее потерять.
Заставили козла огород стеречь.
Много желать – добра не видать.

Учитель: Разделите эти пословицы на части в зависимости от заложенного в них смысла.

Дети: В первую часть войдут такие пословицы:

  • Кто много желает, тот мало имеет.
  • Лишнего пожелать – последнее потерять.
  • Много желать – добра не видать.

(В них говорится о человеческой жадности.)

Ко второй части можно отнести пословицу:

  • Заставили козла огород стеречь.

(Ее смысл в том, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.)

Учитель: Назовите имеющиеся в пословицах глаголы.

Дети: Желает, имеет, пожелать, потерять, желать, видеть, стеречь, заставили.

Учитель:

– Задайте вопрос к глаголам из 1 пословицы, определите их время и число (это глаголы неопределенного времени единственного числа).

– Задайте вопрос к глаголам из 2 и 3 пословиц пожелать, потерять, желать, не видать, стеречь. Определите время и число глаголов, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать?

В глаголах, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать? Время и число не определяются.

Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенная форма глагола. На что оканчивается неопределенная форма глагола?

Дети. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

– Какую схему можно составить по теме?

V. Работа по теме урока.

Чтение правила на странице 172

– Какие два способа проверки запомнили?

– Приведите примеры, запишите в тетради, обозначьте орфограмму.

VI. Физминутка.

– Я буду называть глаголы. Если вы услышите глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать? Нужно присесть и вытянуть руки вперед.

  • Гудеть, катает, лежит, уметь, кричал, танцевать, бежать, читал, рисовать, шумит.
  • Шил, вставать.

VII. Закрепление изученного.

Упр. 274 , выполняется по «шагам» в задании.

– чем различаются в написании глаголы каждого столбика?

– чем интересен суффикс -ся ? (Он всегда стоит на конце слова. Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет).

– какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся?

– как избежать этой ошибки? (надо поставить вопрос к глаголу).

Работа у доски:

На доске записаны словосочетания глаголов с существительными.

– Замените каждое словосочетание глаголами в неопределённой форме и запишите:

  • Давать корм –
  • Сделать подарок –
  • Покрыть краской –
  • Сделать покупку –
  • Оказывать помощь –
  • Давать совет –
  • Одержать победу –
  • Чтение газеты –
  • Лечение ребенка –

Ответы: кормить, подарить, покрасить, купить, помочь, советовать, победить, читать, лечить.

– Дописать в предложения глаголы неопределенной формы

  • На уроках нельзя (что делать?) –
  • Книги надо (что делать?) –
  • Друзья готовы всегда (что сделать?) –

Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать, где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.

VIII. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам

– Замените глаголы фразеологическими выражениями

Защищать
Помочь
Замолчать
Наказать
Дремать
Бездельничать
Медлить
Не замечать
  тянуть время
клевать носом
смотреть сквозь розовые очки
считать ворон
прикусить язык
стоять горой
подать руку
снять голову

IX. Выставление оценок за работу на уроке.

Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю, все получат хорошие оценки.

За работу у доски:

За работу на уроке:

Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!

X. Домашнее задание.

упр.6,с.181. Выучить правило.

XI. Итог урока.

– С какой орфограммой познакомились?

– Как будете отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов?

– Как образуется возвратная форма глагола?