Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом.
Цели урока:
- Познакомить обучающихся с видами льна, его использованием в хозяйстве.
- Учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
- Учить логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей.
- Формировать уважительное отношение к родному краю.
Оборудование:
- Схема «Виды льна» (Рисунок 1)
- Схемы-рисунки (Рисунки 2-12)
- Схема «Использование льняного масла» (Рисунок 13),
- Схема «Изделия из льняной ткани» с пропусками. (Рисунок 14)
- Изображение Смоляночки (Рисунок 15)
- Учебник Болотовой С.А. Азбука Смоленского края: Учебн. пособие по краеведению. -Часть 1. - Смоленск, 2009.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Мы сегодня на уроке краеведения. Вас приветствует Смоляночка
(Рисунок 15).
Она приготовила нам загадку:
Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали.
-Это лен. (Показ льна)
II. Сообщение темы, постановка целей.
- Какая же тема урока у нас сегодня? (Сегодня мы поговорим о льне.)
- Чему мы должны будем научиться, узнать? (Выясним, какой бывает лен, какое значение он имел раньше и имеет сейчас в жизни людей.)
III. Объяснение нового материала.
1. Рассказ учителя.
- Климат и почвы нашего Смоленского края благотворны для выращивания льна. С древних времен лен и кормил, и одевал, и лечил наших предков. На протяжении многих лет лен был главным богатством и славой Смоленщины. Известно более 200 видов льна. В России выращивают, в основном, два вида. Именно с ними мы сейчас и познакомимся.
2. Чтение и составление схемы «Виды льна». (1 абзац стр. 72, 2 абзац стр. 73).(Чтение текста вслух, коллективное составление схемы по вопросам: название льна, что используют, что изготавливают. Запись схемы на доске, в тетради.)
(Рисунок 1)
-Расскажите по схеме о видах льна.
-Почему лен - долгунец используют для изготовления ткани? (демонстрация льна-долгунца, льняной ткани)
-Почему лен- кудряш используют для изготовления масла? (демонстрация льна-кудряша, льняного масла)
3. Знакомство с процессом обработки льна.
-На Смоленщине возделывают различные сорта льна-долгунца
-Вернемся к загадке Смоляночки. Знаете ли вы, почему народ придумал такую загадку? Мы объясним слова-действия из загадки с помощью схем-рисунков. (Выставляются рисунки и даются краткие комментарии к ним: Рисунок 2. Весною лен сеют.Рисунок 3. Осенью его выдергивают с корнем и вяжут в снопы.Рисунок 4.Ставят в бабки. Рисунок 5. Молотят цепами для выбивания семян. Рисунок 6. Молотят праником. Рисунок 7. На две недели в речке «топят». Рисунок 8. Мнут. Рисунок 9. Чешут железным гребнем - все это для того, чтобы лен стал мягким. Рисунок 10. Зимой женщины собирались в одну комнату и пряли. Рисунок 11. Ткут серый холст. Рисунок 12. Зимой холсты отбеливали на снегу. Летом - на траве, под солнцем.)
-Объясните теперь слова загадки. (Текст загадки у каждого ребенка на парте)
Физкульминутка. Давайте покажем действия из загадки о льне.
-Тяжелая ли была работа со льном?
-Как вы думаете, сегодня что-нибудь изменилось при выращивании и обработке льна?
4. Самостоятельное чтение учебника и дополнение схемы (3 абзац на стр.72, стр. 73-74)
Обучающимся выдаются схемы «Использование льняного масла»
(Рисунок 13),
«Изделия из льняной ткани» с пропусками.
(Рисунок 14)
-Прочтите материал учебника и дополните схемы.(Возможна работа в группах, по вариантам).
- Что делают из льняной ткани?
-Что же делают из льняного масла?
-Чем эти продукты ценны?
IV. Закрепление.
-Русский народ придумал пословицу: «Кто посеет лен, тот пожнет золото». Объясните значение пословицы.
-Посмотрите на одежду Смоляночки. Как вы думаете, из какого материала она? (Изо льна).
-На следующий урок мы пойдем в школьный музей, чтобы посмотреть на орудия труда для выращивания льна, изделия изо льна.
V. Подведение итогов урока.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
VI. Домашнее задание.
Задание по выбору: